За свою более чем пятидесятилетнюю карьеру GENESIS писали как популярные песни о любви, так и реализовывали свои более сложные полеты фантазии
Каталог GENESIS - это завернутые джемы, хит-синглы, но также и гораздо более глубокие тонкие вещи. За свою карьеру они перепели и переиграли самые разные темы: от специально записанных поп-синглов до очень длинных по времени треков, от простых песенок о любви до тщательно продуманных сложных полетов фантазии.
Отсюда вечный вопрос: где хранить альбомы GENESIS: в разделе прог-рок? Или мейнстрим-поп? Или где-то посередине?
Неоспоримая правда: они действительно записали многие из краеугольных произведений прог-рока - особенно в первые дни, когда Питер Гэбриел был очень искренним, а их концертные выступления были на грани музыкального театра.
Но также верно и то, что они добились своего беспрецедентного успеха только после того, как Фил Коллинз занял пост солиста, тоесть после 1976 года. 10 лет спустя GENESIS достигли своего коммерческого пика, это был альбом Invisible Touch.
Не будем забывать о сольном мегауспехе Коллинза и Гэбриела, но и GENESIS также доминировали в чартах. Хотя это могло бы показаться немыслимым во времена Nursery Cryme, их третьего альбома.
В случае с GENESIS все никогда не было слишком просто. Даже в свои лучшие времена они вовсе не стремились стать эзотерической прогрессивной группой. Ещё с подросткового возраста, когда они учились в Charterhouse School, участники GENESIS хотели писать хиты.
Вспомним самые прогрессивные альбомы группы. Некоторые из их синглов, например I Know What I Like с альбома Selling England by the Pound, попали в чарты Британии.
И при этом они никогда не отказывались от прога: в двух самых успешных альбомах, Invisible Touch и We Can't Dance, есть треки, которые были слишком эпическими и громоздкими для трансляции по радио. А некоторые из их самых любимых фанами треков не попадали ни в категорию поп, ни в категорию прог.
Прог
Вне всяких сомнений, некоторые из лучших песен GENESIS были экспериментальными даже для прогрессива, особенно в эпоху Питера Гэбриела.
The Musical Box
Основу этой композиции составляет один из самых причудливых сюжетов прог-эпопей. По словам Гэбриела, за основу взята фабула одной из сказок викторианской эпохи. История, мягко говоря, невеселая, по-видимому, такие сказки викторианские бабушки рассказывали непослушным детям.
Текст песни не слишком связный, и без подсказки Гэбриела мы никогда не узнали бы, о чем идет речь. Тем не менее инструментальные партии вполне соответствуют эмоциональному настрою повествования, а вокал Гэбриела в нужный момент достигает драматической кульминации.
Supper's Ready
Не так-то просто оценивать Supper's Ready, как одну песню, поскольку это 23-минутное произведение состоит из отдельных частей, которые легко могут существовать сами по себе, но намного сильнее воспринимаются в рамках всей сюиты. Она начинается с несколько сюрреалистического описания двух влюбленных, а заканчивается апокалипсисом.
Dancing With the Moonlit Knight
GENESIS в конечном итоге ограничат свои наиболее прогрессивные работы рамками 8-10 минут. Вот яркий пример: первый трек следующего альбома Dancing With the Moonlit Knight - это мини-эпопея, которая начинается с а капелла Гэбриела, постепенно достигает своей ослепительной кульминации, а напоследок оставляет нам две минуты прекрасной расслабляющей атмосферности.
Отложив в сторону фэнтези, текст песни исследует некоторое несоответствие мифического прошлого Англии и ее потребительского настоящего. Говорят, что американские уши пропустили некоторые отсылки, например то, что «рыцари Зеленого Щита» - ныне торговая марка в супермаркетах, их никак не удивило, но по эту сторону Атлантики мы гораздо больше знаем о рыцарях и очень любим эту песню.
…In That Quiet Earth
Чисто инструментальные треки? Они никогда не играли большой роли в каноне GENESIS. Но в случае с …In That Quiet Earth - тут просто не нужен текст. По сути - это прощание Стива Хэкетта с группой, грандиозная авантюра, отсылающая к его будущей сольной карьере.
«Я ушёл совсем не потому, что был недоволен музыкой группы, нет, но у меня не было реальной возможности воспроизвести мой собственный музыкальный мир»
На альбоме Wind & Wuthering эта тема переходит в Afterglow - не первую и не последнюю, зато, видимо, самую энергичную из всех песен о любви GENESIS.
Даже в дни, когда они были на вершине чартов, GENESIS никогда не отказывались от прогрессива. We Can't Dance 1991 года заканчивается 10-минутной Fading Lights, пьесой, которая начинается с многократно повторяющейся ноты, клавишные Тони Бэнкса постепенно берут управление темой на себя и уносят вас в стратосферу. Последняя композиция самого успешного состава GENESIS.
Поп - GENESIS
Возможно, некоторые фанаты GENESIS предполагают, что группа стала попсовой благодаря новой роли Фила Коллинза, но некоторые их ранние песни говорят о другом.
Silent Sun
Достаточно послушать их дебютный (до Коллинза) сингл Silent Sun. Это настолько любовная поп-песня, что в припеве даже есть слово «baby». И хотя GENESIS склонны отвергать свои самые ранние работы, как слишком наивные, и Silent Sun безусловно можно отнести к таковым, но она по-своему прекрасна и её вполне можно сравнивать с ранними BEE GEES или MOODY BLUES.
Many Too Many
К более коротким песням GENESIS по-настоящему вернулись только после ухода гитариста Стива Хэкетта, в альбоме …And then There Were Three… с неслыханными 11 треками. Хорошо запоминающийся сингл Follow You Follow Me стал коммерческим прорывом, но настоящим сокровищем LP оказался второй сингл Many Too Many. Его захватывающая мелодия и эмоциональный вокал Коллинза отлично передавали романтические настроения участников группы.
Turn It On Again
Но далеко не все поп- вещи GENESIS были романтическими. Изначально песня Turn It On Again была центральной частью Duke Suite, объединяющей шесть композиций, но затем от этой идеи отказались. Стилистически Turn It On Again принадлежала к тому разделу новой волны, где THE CARS и THE POLICE боролись за успех и деньги. GENESIS звучат сдержанно и плотно, и даже текст о привязанности человека к телевизору выглядел как-то изящно и современно.
Land of Confusion
К альбому Invisible Touch GENESIS уже стали машиной по производству хит-синглов, но его четвертый хит-сингл Land of Confusion даже тут выделялся на общем фоне прикольным видео и роковым гитарным риффом. Майк Резерфорд тут очень постарался, представив действительно запоминающийся рифф, плюс текст, который явно избегает простых ответов.
Другие
Настоящая красота некоторых лучших песен GENESIS в том, что они не попадают в рамки ни прога, ни поп-музыки.
Back in NYC
Эпическая эпопея The Lamb Lies Down on Broadway, вышла на двух пластинках и обитает в отдельной вселенной. Это последняя работа Гэбриела с группой, и он представил повествование, которое одновременно было и ошеломляюще сюрреалистичным и эмоционально резонансным. Альбом продемонстрировал, что группа развивается, как никогда раньше. Музыка не была ни слишком элегантной, ни слишком английской. И в Back in NYC рифф действительно мощный, а звучание - что-то близкое к глэм-панку.
Carpet Crawlers
Еще одно яркое произведение из того же альбома, этакая сюрреалистическая картина, положенная на музыку. Одна из самых гипнотизирующих мелодий GENESIS. В припеве, как новое секретное оружие группы, максимально используются гармонические раскладки вокала Гэбриела и Коллинза.
Abacab
Abacab, наверное, не самый любимый поклонниками альбом GENESIS, но на этой пластинке можно найти для себя множество открытий, поскольку группа тут явно отказалась от своего прогрессивного происхождения и опробовала совершенно новые идеи. Заглавный же трек альбома - одна из самых ярких роковых песен за всю историю группы.
Отличные припевы и довольно-таки абстрактные тексты. После своего не слишком жизнерадостного сольного дебюта Face Value Фил Коллинз теперь поет и выглядит очень живо и энергично, как человек, замечательно проводящий свое время за любимым делом.
Mama
Когда Коллинз стал настоящей поп-звездой, некоторые фанаты решили, что самые авантюрные дни GENESIS далеко позади. Можно только предложить им ещё раз хорошо послушать сингл Mama. Семь минут настоящей драмы.
В этом треке группа серьёзно изменила свою инструментальную формулу: драм-машины, атмосферные клавиши и гитары, и соло, лишь символически обозначенное в самом финале.
The Diving Line
Calling All Stations находится особняком среди альбомов GENESIS, поскольку новый состав с вокалистом Рэем Уилсоном не имел продолжения. Но по крайней мере один трек, The Dividing Line, показывает его потенциальные возможности.
Барабанный бит в песне выдвинут на передний план, что не характерно для предыдущих пластинок GENESIS.
Уилсон демонстрирует реально сильный вокал, инструментальная секция набирает обороты, Резерфорд и Бэнкс обмениваются риффами под напором перкуссии, и стоит отметить, что израильский барабанщик Нир Зидкяху был настоящей находкой для группы.
Великолепные сольные моменты
Некоторые из лучших песен GENESIS очень хорошо отображают индивидуальные сильные стороны пяти участников классической эпохи группы.
In The Cage
Питер Гэбриел за время своего пребывания на посту фронтмена выдал несколько совершенно неземных тем, но немногие из них сравнимы с In The Cage.
It’s Gonna Get Better
Лучшие же вокальные действа Фила Коллинза в GENESIS гораздо более прямые и эмоциональные. Его вокал послужил основой для множества хитов, и один очень глубокий трек подтверждает его явное желание быть настоящим соул-вокалистом.
It’s Gonna Get Better из одноименного альбома 83-го года. Вокал очень чистый и проникновенный, и по ходу песни Фил наращивает драматизма, достигая пика фальцетом в бридже. Причем надо отметить, что фальцет - это ведь совсем не тот регистр, который мы слышали от него часто, но тут он справился великолепно.
Watcher of the Skies
Чем грандиознее и величественнее песня GENESIS, тем обычно в ней больше клавишных Тони Бэнкса.
Foxtrot! Возможно, это единственный прогрессивный альбом, который открывается двумя минутами очень солидного меллотрона, и это вступительное соло Бэнкса в Watcher of the Skies (Страж небес) действительно звучит, как восхождение на небеса.
Los Endos
Майк Резерфорд оказал большое влияние на стиль группы и как автор песен, и как гитарист, только давайте не будем забывать, что он был абсолютным монстром в игре на бас-гитаре – особенно незадолго до того, как занялся другой деятельностью. И именно благодаря ему, в первую очередь, Los Endos - это одно из самых захватывающих инструментальных произведений GENESIS с очень энергичной басовой партией, которая выводит группу на нехарактерную для них территорию латиноамериканской музыки.
The Return of the Giant Hogweed
GENESIS пригласили Стива Хэкетта, потому что им нужен был соло-гитарист, который играл бы более агрессивно, чем Энтони Филлипс. Nursery Cryme - первый альбом с его участием. Хакетт оправдал чаяния группы, великолепно справился с задачей, особенно в The Return of the Giant Hogweed, начиная со вступительного риффа и заканчивая соло, которое некоторые считают рождением тэппинга. Вполне возможно, но в любом случае - это просто убойное соло.
Читать также: