Найти в Дзене
Sunny Blues

«Органичность - вот что здесь главное», - вот что стоит за звучанием электрогитары Рори Галлахера

Оглавление

По словам Донала Галлахера, на игру его брата повлияло многое: от блюза до панк-рока, и от шпионских романов до живой спонтанности

Рори Галлахер
Рори Галлахер

Что касается электрогитары - Рори Галлахер был настоящей силой природы. Абсолютно открытый для любых новых музыкальных идей, он более всего тяготел к блюзу - страсти всей его жизни, создав уникальный гитарный звук, который невозможно услышать больше нигде. Но послушав его самые интересные концертные записи, можно понять, что вдохновение приходило к Рори порой из самых неожиданных мест.

Его родной брат (и многолетний менеджер) Донал Галлахер, рассказывая о недавно вышедшем сборнике Рори Галлахера с очень простым названием - Blues, отметил, что такие великолепные треки, как Messin' With The Kid и Tore Down, взятые для релиза из концертов конца 70-х в Шеффилде и Ньюкасле, наполнены энергией и эмоциями, и очень хорошо показывают, почему Рори был одним из очень немногих признанных рок-н-роллеров, легко принятых панками.

«Анархия и атмосфера оказали влияние»

«Был момент, когда он определенно был воодушевлен панком», - размышляет Донал. «По крайней мере, ментально, и я думаю, что это отражено на том альбоме, который Рори записывал в то время с продюсером Эллиотом Мейзером в Сан-Франциско. Как раз тогда он пошел на концерт SEX PISTOLS в Winterland, думаю, это был январь 1978 года, и это точно произвело на него впечатление».

«Отлично помню, как он говорил, что не может определиться, лучшее это было шоу или худшее», - смеется Донал. «Он уточнил, что американская публика была настолько враждебно настроена, что PISTOLS просто не могли играть, но в то же время их анархическое настроение и соответствующая атмосфера оказали на него огромное влияние».

«Но сама панк-мода ничего не значила для Рори, он в первую очередь придерживался духа 50-х, стиля Эдди Кокрана, того самого подхода гаражного рока, который говорил, что тебе нужно просто сочинять и играть музыку, а не беспокоиться о том, достаточно ли ты хорошо выглядишь на сцене. И он написал Brute Force And Ignorance, песню, отражающую идею Рори о том, что надо играть в группе из трех человек, появляться в любом городе, который вам нравится, и создавать там хаос. Ему нравилась вся эта спонтанность, поэтому и панк имел для него большой смысл».

«Панк просто был реакцией на всю эту раздутую претенциозность предшествующей ему рок-музыки, так что Рори был таким же панком, как и все остальные», - пояснил Ли Хеггарти, гитарист лондонской панк-группы RUTS DC. «Вряд ли я смогу представить себе более приземленного музыканта. И он по-прежнему лучший гитарист, которого я когда-либо видел».

«Шпионы и детективы были его страстью»

Один из интересных треков нового сборника Blues - ранее не издававшаяся акустическая версия Secret Agent, сыгранная в стиле Джона Ли Хукера, и отражающая еще одно увлечение Рори Галлахера, отсылая к американской культуре 50-х годов.

Любовь блюзмена к шпионским романам и к детективной фантастике часто служила источником вдохновения для создания его самых известных композиций. В этой связи помимо вышеуказанной Secret Agent, стоит упомянуть песню Philby с пластинки Top Priority.

«Да, и не забудьте Continental Op. Она основана на одноименной книге (Сотрудник агенства Континенталь) Дэшила Хэммета», - добавляет Донал.

«Это правда, шпионы и детективы были его страстью. Рори очень любил читать. Ему также нравилось все, что связано с кино, особенно фильмы категории B (малобюджетные коммерческие фильмы), все, что связано с Хамфри Богартом (американский киноактер), и он мог со знанием дела беседовать о французском и польском кино, да и о многом другом тоже».

«Все это связано с американской культурой 50-х годов, которую он очень любил и жадно впитывал в себя, когда мы росли. Кино и литература имели для Рори огромное значение, и как я неоднократно замечал - порой в ущерб себе во время туров. У него вечно была гора всех этих чемоданов во время гастролей по всему миру, и не так-то просто было каждый раз перегружать их в аэропортах. Я помню, как не раз сопротивлялся этим чемоданам, когда начал заниматься его делами. Они всегда были наполнены его книгами!»

«Его привлекала спонтанность радиосессий»

Донал отмечает, что большую часть своей карьеры Рори Галлахер провел в турах, а если добавить к этому, что он абсолютно не любил связываться с записью синглов, то становится понятно, что наиболее реальным шансом для Рори засветиться в массовой коммуникации оставалось радио.

В 2018-м лейбл UMC переиздал отличный сборник Рори Галлахера BBC Sessions, а теперь Blues представил подборку треков, записанных для различных шоу, в том числе для шоу Дэйва Фэннинга на RTÉ и сессию 1972 года для WNCR в Огайо. Как сказал Донал, его брат всегда был очень рад подобным приглашениям, записи в прямом эфире всегда раскрывали его лучшие качества.
«Возвращаясь к самому началу - когда мы приехали в Британию с
TASTE, мы прикинули для себя, что единственный способ добиться широкой известности - это Джон Пил», - уточняет он.

«Джон Пил был ведущим, когда TASTE разогревали Хендрикса в Woburn Abbey. это было в 1968 году. Помню, как мы после шоу пытались понять, можем ли мы позволить себе чашку чая в автосервисе Скретчвуда или нам стоит сложить все имеющиеся у нас деньги, чтобы купить бензин. Было очень холодно, и мы выбрали чай, а Джон Пил стоял впереди нас в очереди. Он представился Рори и вдруг настоял на том, что заплатит за наш чай. Нам повезло - у нас было достаточно денег, чтобы вернуться в Лондон, и вскоре после этого мы уже провели первые сессии у Пила. Джон стал настоящим поборником музыки Рори».

«Думаю, спонтанность сеансов на Би-би-си пришлась по душе Рори», - добавляет Донал. «У нас было всего около пары часов, помню, как Рори подружился с несколькими инженерами. Тревор Хорн, который позже сделал себе имя, продюсируя Frankie Goes To Hollywood, в первые годы своей карьеры работал инженером на Би-би-си и быстро нашел общий язык с Рори. Другие инженеры обычно не пускали тебя обратно в студию, чтобы сделать второй дубль, но Тревор-то отлично понимал реальные возможности студии, поэтому, надо отдать ему должное, он немного нарушал существующие правила».

«Он всегда хотел сделать всё как можно ближе к живым записям»

Аналоговый подход, которого Рори Галлахер придерживался на протяжении всей своей карьеры, вновь вернулся в моду, винил недвусмысленно заявил о своих правах на будущее, несмотря на недовольное брюзжание цифровых технологий.

«Я хорошо помню, что Рори не любил компакт-диски, он считал их слишком вычищенными», - вспоминает Донал.

«Ему очень нравились старые аналоговые консоли, и есть один момент, который, можно сказать, объединяет большинство его альбомов - Рори был последним, кто записывался во многих старых аналоговых студиях Лондона, таких как Olympic или Redan, и после этого они закрывались. Например когда он записывал
Deuce, он пользовался услугами старой студии Tangerine, принадлежащей Джо Мику. Это была старая 16-трековая студия рядом с залом для бинго в Далстоне. Позже она потеряла коммерческую популярность. А в начале 70-х в зале для бинго собиралась такая публика, что вы рисковали своей жизнью, поднимаясь туда!»

«Но Рори всегда хотел, чтобы записи были как можно более живыми, поэтому он всегда отдавал предпочтение тем последним местам, где еще были аналоговые пульты до того, как всё начали компьютеризировать», - добавил Донал.

«Он понимал всю ценность винила и аналогового подхода к работе, который теперь вновь поддерживает множество людей. Рори нравилось, чтобы всё было органично, и это было главное для него. Наличие небольшого уровня шума, гула или обратной связи - всё это только улучшало ситуацию для него».

Читать также: