В 2017 году в России была запущена программа "Стартап как диплом", в рамках которой студенты впервые имели возможность защищать свои бизнес-проекты в качестве дипломных работ. Этот подход позволяет обучающимся работать над реальными проектами, которые становятся для них не просто учебными заданиями, а настоящими бизнес-идеями.
Однако такая форма защиты диплома имеет как свои преимущества, так и недостатки. Студенты могут столкнуться с трудностями при последующем трудоустройстве, так как большинство компаний привыкли к тому, что выпускники защищают исследовательские работы, а не бизнес-проекты. Кроме того, такой подход не всегда обеспечивает четкое завершение учебного процесса, что может уменьшить мотивацию студентов.
Одной из проблем, мешающих популяризации инициативы "Стартап как диплом", является отсутствие законодательного закрепления этого подхода, а также недостаточное развитие предпринимательских навыков у студентов. Кроме того, отсутствует единая документация и методология, а некоторые родители выступают против инноваций в образовании.
Чтобы увеличить распространение программы, специалисты предлагают внедрить экспертный совет в университетах, привлечь лидеров индустрии, а также пересмотреть систему оценивания в вузах. Замена теоретических дисциплин на практические также может способствовать успешной реализации идеи "Стартап как диплом".