Найти в Дзене
K2B

MVP0 без стресса и банкротства

Оглавление

MVP0 — это точка тестирования, где вы проверяете гипотезу и понимаете, правильно ли сделали выбор.

Minimum viable product (MVP) — это минимально жизнеспособный продукт. О том, что будет входить в MVP0, вам нужно подумать с самого начала. Потому что это одна из самых важных точек развития проекта. От этого зависит, как он будет жить дальше, зависит успех первичного выхода продукта на рынок. Все планы — финансовые, развития проекта, технической разработки — тоже зависят от MVP.

Что такое MVP0 и что туда включать

В большинстве стартапов инвестиции привлекаются по раундам. Первый — это как раз инвестиции до выхода MVP0. Соответственно, когда вы начинаете планировать и проектировать MVP0, важно соблюсти баланс: не заложить в проект слишком много или, наоборот, мало.

Включите в него несколько фич, которые отличают вас и делают продукт уникальным. Нужно, чтобы рынок увидел вашу фишку. Но при этом не оставляйте недосказанности, чтобы не было намёка конкурентам на то, что вы будете делать. Дадите им очевидную подсказку — они реализуют это быстрее вас.

MVP0 — это продукт, который уже можно продавать. Или тот продукт, с которым может начать работать маркетинг. Это то, что вы готовы отдать первичным пользователям. Тот этап, когда вы переходите с технической разработки в практическую продажу первого продукта.

MVP0 не всегда предполагает выход в открытое плавание. Он может выходить в ограниченный рынок. Например, вы можете начать тестирование в рамках своих 100 знакомых, которые будут знакомиться с продуктом. Они должны будут давать обратную связь: удобен ли продукт, какие возможности можно расширить, каков потребительский спрос.

-2

Отличие прототипа от MVP0

В моём понимании, нельзя считать MVP0 прототипом продукта. Это всё-таки именно продукт. Многие люди путают и называют MVP продуктом, который ещё не работает, но понятен его функционал. Но это как раз не MVP, а прототип.

Одно дело, когда вы создаёте какое-то изделие, а потом оно незавершённое лежит и пылится на полке. Другое — когда вы выпускаете это изделие в продажу, пусть даже в ограниченный тираж, чтобы протестировать и определить потребительский спрос. После чего дорабатываете до MVP1 и MVP2, чтобы снова выпустить на рынок. Но этот продукт всё равно доходит до пользователя. Иначе теряется весь смысл. И это уже не MVP.

Если вы показываете приложение, где просто нажимаются кнопки и всплывают окна, но нет никакого бэкэнда, то это прототип, но не MVP. Я как пользователь не могу это использовать. Могу только кликнуть и пройти некий путь, совершить определённые действия и получить определённые экраны. Это демонстрация готового алгоритма, который заложен в системе, но реально функционирующего продукта при этом нет.

Примеры MVP0

Возьмём в пример мобильное приложение, если мы говорим о разработке. Мы его собрали и выпустили в ограниченное тестирование в TestFlight. Но к этому процессу мы привлекли не нашу команду разработчиков и тестировщиков, а реальных пользователей. Сотню реальных человек.

Если говорить о производственном продукте, то мы изготавливали товарную номенклатуру — это был чип для стиральных машин. Фишка этого чипа была в его дешевизне — за счёт того, что он использовал более устаревшую технологию, но при этом очень хорошо выполнял функции потребительского товара.

И это тоже был MVP0. Этот чип мы выпустили в производство, раздали клиентам. Они его внедрили в свою технику — прокатали-протестировали.

Стоит ли включать УТП в MVP?

Если вы делаете продукт, который уже есть на рынке, но у вас есть некое УТП, то не нужно сразу включать эту фишку в MVP0. Просто вы должны понимать, что сделали MVP0 ПРОДУКТА, но не самой ИДЕИ. О том, что в MVP0 и даже, возможно, MVP1 этой фишки не будет, должны знать вы, ваша команда и инвестор. Пользователю на этапе MVP0 говорить о ней необязательно.

На самом деле, часто проекты, которые обладают такими фишками, включают их в MVP второй, третьей и даже пятой версии. То есть сначала развиваются как базовый продукт, а уже после начинают нарабатывать фишки.

Например, когда разрабатывался Tinder, то он изначально вышел на рынок со своей уникальной фишкой. А Instagram (деятельность Meta Platforms Inc, включая Instagram и Facebook, запрещена на территории России) на этапе MVP0 был просто аналогом Pinterest, где вы делитесь в ленте красивыми картинками. А уже после появились истории, трансляции, голосования, подписки и так далее.

Но важный момент — делиться фишкой в MVP0 или позднее — решение, которое нужно принимать, опираясь на ваш бизнес-план. Потому что если у вас ограниченное финансирование, то ждать — это большой риск. И своё УТП нужно реализовывать по возможности сразу. Может быть, это даст вам буст дополнительного финансирования.

Часто бывает так, что
стартапы делают MVP0 за свой счёт, а уже после получают инвестиции. И это круто. Поэтому, если есть такая возможность, то воспользуйтесь ей. Потому что удивить и заинтересовать человека, имея MVP0, будет намного проще.

-3

Когда должен быть готов MVP0

Говоря о временнЫх сроках, отмечу, что предельный дедлайн для MVP0 — это 8 месяцев от момента идеи. Объясню, почему так мало. Месяц уходит на раскачку, он не в счёт. Месяц на сбор команды и подготовку. Пять-шесть месяцев на разработку. После запуска MVP0 вам нужно его протестировать и прокатать. Чтобы прийти к какому-то выводу насчёт того, что нужно изменить или доработать. И вообще понять, что делать дальше — на это тоже нужно время.

Если ваш проект выходит за рамки одного года, то велики риски, что он может не состояться. Если у вас нет безумного финансирования, разумеется. Год — это внушительный период, за который могут произойти масштабного уровня события, которые могут повлиять на ваш бизнес.

А ещё 8-10 месяцев — это среднее время терпения инвестора. Потому что инвестор рассчитывает срок с момента вашего знакомства. И при малейшей задержке он может выдать: «Мы работаем вместе уже 2 года, почему не готово?» Хотя до этого год вы могли вести только переговоры.

MVP0 и бюджет

За какие бюджеты разработки нельзя выходить, реализуя MVP0? Есть три момента:

  1. Нельзя выходить больше чем за 30% имеющихся у вас денег. Если есть 5 млн ₽, то вы не должны потратить их все, чтобы выйти в MVP0. Нужно уложиться в 30%. Если вы ошибётесь, то будет запас, чтобы исправить недоработки.
  2. При больших инвестициях продажная стоимость вашего продукта должна быть измерима. Разрабатывая MVP0, вы сразу должны понимать, за сколько сможете его продать.
  3. На пути к MVP0 всегда должен быть план Б: как и где что-либо изменить, стоит ли разделить продукт, от чего отказаться и так далее. У вас должны быть вехи: сколько и на каком этапе вы вкладываете и какого результата ожидаете.
-4

Итоги

А вот и краткое саммари того, что стоит запомнить из этой статьи:

✓ MPV0 — это минимальный жизнеспособный продукт. Именно продукт, а не прототип.

✓ Сделать хорошо MPV0 — это почти что сорвать куш. Это показатель для инвестора, что его деньги не сгорят. И что с вашей идеей точно что-то получится сделать.

✓ MPV0 — это не конец пути. И понять, насколько этот путь успешен, можно только с помощью тестирования.

✓ Не нужно пытаться реализовать в рамках MPV0 всё задуманное. Добавьте туда одну фишку и сделайте хороший фундамент.

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам первого выпуска второго сезона нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!