Новая система охватывает все этапы взаимодействия Центральной дирекции управления терминально-складским комплексом (ЦМ) с клиентами, начиная от оформления документов и заканчивая организацией погрузочно-разгрузочных работ и предоставлением разнообразных дополнительных услуг. Функциональные возможности автоматизированной системы управления терминально-складским комплексом соответствуют современным мировым тенденциям в логистике.
С 2007 по 2020 год основным цифровым инструментом ЦМ была система управления терминально-складским комплексом (АС ТЕСКАД). Однако в связи со стратегией цифровой трансформации ОАО "РЖД" было принято решение разработать совершенно новую технологическую платформу на базе отечественного программного обеспечения, поскольку дальнейшее развитие АС ТЕСКАД стало невозможным. АС ТЕСКАД была построена на импортозависимом программном обеспечении.
Тренды
Подписание контрактов, оформление перевозочных документов, погрузка на точке отправления и выгрузка в месте назначения, а также ответственное хранение на складе - это лишь некоторые из множества операций, сопровождающих транспортировку грузов от точки А до точки Б. Цифровизация каждого из этих этапов повышает эффективность процесса за счет экономии времени, более эффективного использования ресурсов как логистических операторов, так и владельцев грузов.
Переход только на электронный документооборот (ЭДО) может сократить прямые расходы на обработку, печать, хранение и доставку документов до 80%.
Логистика - это одна из областей реального мира, где полностью применяются все современные цифровые технологии. Наиболее распространенным подходом является платформенный подход, который объединяет все этапы процесса в единое целое, вместо использования различных изолированных решений.
Разработка
Разработку системы управления терминально-складским комплексом осуществляет Научно-образовательный центр "Интеллектуальные транспортные системы и технологии" (НОЦ 2Т) при Российском университете транспорта (МИИТ). Центр выполняет полный цикл работ по автоматизации технологических процессов транспортной логистики, начиная с разработки технологических решений, проектирования и разработки автоматизированных систем и цифровых сервисов, внедрения в постоянную эксплуатацию на объектах заказчика и обеспечения круглосуточной технической поддержкой.
Опытная эксплуатация проводилась поэтапно по мере разработки новых модулей и сервисов с февраля 2021 по декабрь 2022 года. Система успешно зарекомендовала себя, и планируется, что уже в апреле 2023 года она заменит АС ТЕСКАД на всей сети Российских железных дорог. В настоящее время в нее переносят данные из АС ТЕСКАД и обучают будущих пользователей.
Реализация
Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом (АСУ ТСК) объединяет в себе возможности следующих цифровых технологий и прикладных систем:
- Цифровые двойники;
- Машинное зрение;
- Носимые мобильные устройства;
- Интернет вещей;
- Автоматическая идентификация и отслеживание объектов;
- Роботизация;
- Электронный документооборот.
Технологический процесс выполнения работ организуется следующим образом:
- Начало сотрудничества
Клиент может заключить договор с ЦМ удаленно через личный кабинет в системе "РЖД Грузовые перевозки". Здесь же он может подать заявку на согласование заказа, которая автоматически направляется на согласование ответственным сотрудникам дирекции.
- Оформление заявки
Через личный кабинет клиент может подать заявку на завоз груза на грузовой терминал. Здесь указываются планируемые дата и время операции, характеристики груза и необходимость дополнительных услуг. Например, если требуется хранение, система автоматически резервирует ячейки на складе и формирует складские квитанции.
После подачи заявки она автоматически включается в планы работы дирекции и грузового терминала, что позволяет резервировать необходимые ресурсы. Также система формирует полный пакет перевозочных документов, которые затем дооформляются на мобильных рабочих местах.
Аналогичный процесс применяется и для забора груза. После уведомления о его прибытии клиент может легко оформить соответствующую заявку и следить за перемещением груза.
- Непосредственно операция
При прибытии клиента на грузовой терминал система машинного зрения на въездных воротах автоматически считывает номер его автомобиля, проверяет его наличие в списке пропусков и открывает шлагбаум. Работники начинают подготовку к приемке или выдаче груза, фиксируя необходимую информацию на RFID-метках или QR-кодах и крепя их к грузу. Это обеспечивает дальнейшее отслеживание перемещения груза и формирование сопутствующей документации.
Такой подход позволяет клиентам и РЖД точно планировать операции, сокращать время на идентификацию груза и минимизировать простои вагонов.
Результат
- Удобное ведение договорной работы с клиентом;
- Автоматизированное оформление первичной документации с применением электронной подписи;
- Планирование работы на различных уровнях;
- Ведение учета объектов имущества;
- Создание цифровой модели складов.
Кирилл Семион, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД», отмечает, что новая система позволяет клиентам заключать договоры и следить за выполнением заказов онлайн, что повышает эффективность использования ресурсов РЖД и улучшает технологию работы грузовых терминалов.
Перспективы
Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом (АСУ ТСК) основана на современном прикладном программном обеспечении и обладает гибкой архитектурой, позволяющей вносить модификации в систему в различных направлениях. После запуска в промышленную эксплуатацию в 2023 году планируется дальнейшее развитие системы:
- Создание рабочего места диспетчера, что улучшит контроль и управление процессами на грузовых терминалах.
- Создание цифрового двойника всего грузового терминала, что позволит более точно моделировать и управлять всеми процессами в реальном времени.
- Внедрение производственного контроля пожарной безопасности и охраны труда на объектах Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», что повысит уровень безопасности и эффективности работы комплекса.
Эти шаги направлены на дальнейшее улучшение функциональности и эффективности системы, а также на повышение уровня автоматизации и контроля на объектах Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД».