Найти тему
Просто Вадимыч

Илы над Сталинградом

Воспоминаний летчиков штурмовиков о боях за Сталинград очень мало, да практически нет. Летом - осенью 42-го живучесть одноместного Ил-2 была около 20 вылетов на одну потерю. Выжили еденицы. Мне пока что удалось найти только двух летчиков, которые выполняли боевые вылеты непосредственно над Сталинградом и оставили свои воспоминания об этом. Это Воротник Степан Григорьевич, осенью 42-го старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 807 шап и Пстыго Иван Иванович, старший лейтенант, командир эскадрильи 504 шап. Оба начали воевать с самого лета 41-го и в дальнейшем стали Героями Советского союза.

Герой Советского Союза Воротник Степан Григорьевич
Герой Советского Союза Воротник Степан Григорьевич

Из книги "1000 дней над полем боя" : "...командир 807 полка полковник Васильев приказал Воротнику:

- Полетите с превышением позади группы. Будете следить за воздухом и по возможности отбивать атаки истребителей! (наших истребителей для прикрытия штурмовиков не хватало!) Летите на перехват танковой колонны, что шла к Сталинграду по дороге между Басаргино и Воропоново...

Карта РККА Сталинградской области 1941 г. Басиргино и Воропоново - подчеркнуны
Карта РККА Сталинградской области 1941 г. Басиргино и Воропоново - подчеркнуны

Штурмовики зашли с хвоста колонны... 24 бомбы зажгли 4 танка: головной, один в середине и 2 замыкающих. Танки стали расползаться по полю, но со второго захода штурмовики успели пушечным огнем запалить еще 2 танка и взяли курс на свой аэродром. Истребители противника настигли штурмовиков вблизи Сталинграда. Идущего позади и чуть в стороне от группы Воротника они не заметили. Перед ним оказался атакующий "месс". Воротник приподнял нос самолета и, увидев "месса" в прицеле, нажал на гашетку. Вражеский самолет взорвался... посыпались обломки: крыло, часть фюзеляжа...По его крылу и фюзеляжу (штурмовика) тоже будто постучали увесистым молотком. Ил-2 густо дымил. Командир передал Степану по радио:

- Ты горишь прыгай!

О парашюте Воротник помнил, но внизу была станция Садовая, занятая врагом, а мотор тянул, рули действовали... Вот под самолетом поплыла Дар-гора, правее чадил элеватор.

Сталинград. Сентябрь 1942 г. Немецкий снимок с самолета (скорее всего с Ю-87). Хорошо заметно здание элеватора.
Сталинград. Сентябрь 1942 г. Немецкий снимок с самолета (скорее всего с Ю-87). Хорошо заметно здание элеватора.

Впереди Волга и плоский, песчаный остров с косой, где до войны был пляж (скорее всего об острове Голодный)... Посадку он рассчитал точно, самолет пронесясь в метре от воды, зашуршал по песку. Забиваясь во все щели и пробоины он затушил пламя. С убранными шасси протяжка не велика, через сотню метров самолет замер. Летчик выпрыгнул из кабины... отошел от самолета ... и выкурил несколько папирос.

Вскоре на остров прибыла аэродромная команда.

- Что случилось командир?

- Жарко стало. Вот купаюсь загораю.

Самолет ввели в строй быстро. Заменили винт... восстановили бензосистему.

Возможно именно этот боевой вылет описан в наградном листе Степана Григорьевича:

"12.10.1942 года при выполнении боевого задания самолёт т. Воротника был сильно подбит ЗА противника был (на)половину отбит стабилизатор и выведены из строя рули глубины... на пути обратно его встретил самолёт противника "МЕ-109", который сделал несколько атак и термитным снарядом поджёг самолёт т. Воротника, но благодаря отличной техники-пилотирования и находчивости перетянул линию фронта, посадил самолёт на фюзеляж, погасил пламя и спас самолёт".

Примерно так же выглядел при посадке Ил-2     Степана Григорьевича Воротника
Примерно так же выглядел при посадке Ил-2 Степана Григорьевича Воротника
Наградной лист Воротнику Степана Григорьевича, где скорее всего описан этот вылет
Наградной лист Воротнику Степана Григорьевича, где скорее всего описан этот вылет

Теперь подробно о боевом вылете Ивана Ивановича Пстыго (кстати сказать будущего Маршала Советского союза).

Из боевого распоряжения штаба 229 шад 20.9.42 11.30

Противник прорвавшись танками и минометами в район вокзала г. СТАЛИНГРАД, стремится выйти на берег р. Волга в районе НАДПИСИ СТАЛИНГРАД (на карте).

КОМАНДИР ДИВИЗИИ ПРИКАЗАЛ:

504, 505 ШАП в составе 8 самолётов Ил-2 / 4 505, 4 504 ШАП / - ведущий командир эскадрильи 504 ШАП - ст. лейтенант ПСТЫГО атаковать танки и минометы противника на улицах: КОММУНИСТИЧЕСКАЯ (сохр.) и Саратовская (сейчас ул. Мира) г. Сталинград, что в 1 км на северо-западе от буквы "С" НАДПИСИ СТАЛИНГРАД (по карте).

Атаку производить парами последовательно четырьмя заходами бомбами и РС с Н - 200 - 400 метров. Круг правый...

Вылет 12.15 по сигналу с КП Командира Дивизии.

Боевое распоряжение штаба 229 ШАД 20.9.42
Боевое распоряжение штаба 229 ШАД 20.9.42
Лейтенант Пстыго Иван Иванович. 1941 год.
Лейтенант Пстыго Иван Иванович. 1941 год.

Далее из воспоминаний Ивана Ивановича Пстыго: "Как-то в середине сентября всех летчиков эскадрильи, которой я командовал, вызвал майор Болдырихин (командир 504 полка). Когда мы предстали перед ним, он сказал:

Вражеские танки прорвались на улицы Саратовскую и Коммунистическую и разрезали нашу группировку. Нам приказано найти эти танки и уничтожить...

— Задачу выполнять вам, товарищ Пстыго, — заключил Болдырихин и приказал готовиться к вылету.

К этому времени я уже имел солидный опыт боевых действий. Но вот чтобы в огромном дымящемся городе, в сплошных развалинах найти такую малую и подвижную цель — с подобным я столкнулся впервые.

"С чего начинать?" — прикидывал я и решил, что поиск начну от железнодорожного вокзала. В Сталинграде он большой, с воздуха хорошо виден. Ну а где Коммунистическая и Саратовская улицы? Этого никто не знал.

На всякий случай наметили возможный маневр в районе цели. Уточнили порядок радиосвязи. Уже запустили моторы и вырулили для взлета. Вдруг, гляжу, на старте что-то забеспокоились, а по взлетной полосе, прямо нам в лоб, мчится машина.

Остановилась возле моего самолета. Из машины выскакивает начальник связи дивизии подполковник Питерских, складывает руки на уровне головы крестом, мол, выключай моторы. Выключаем. Тогда Питерских быстро поднимается ко мне и передает в кабине план Сталинграда:

— Вот, нашел! А пока ехал обвел красным карандашом кружок, где твоя цель. Теперь действуй!..

Возможно такой план города Сталинграда был у Ивана Ивановича Пстыго в том вылете. В красном круге пересечение улиц Коммунистической и Саратовской
Возможно такой план города Сталинграда был у Ивана Ивановича Пстыго в том вылете. В красном круге пересечение улиц Коммунистической и Саратовской

Время подпирало. Мы взлетели и взяли курс на Сталинград. Конечно, самолетом надо управлять, но меньше всего меня волновало тогда пилотирование.

Почти целиком мое внимание было поглощено планом Сталинграда и кружком, обведенным красным карандашом.

Мне казалось, что до подхода к городу я достаточно серьезно успел освоить карту. Ко мне постепенно вернулись обычные спокойствие и уверенность. Я подтянул группу, как мог приободрил летчиков и пошел на цель от железнодорожной станции. Как, однако мудры русские пословицы и поговорки! "Начинай плясать от печки". В Сталинграде именно такой печкой для нас явился городской вокзал. От него мы отыскали Саратовскую и Коммунистическую улицы. Но где танки?.. Снова забила тревога. Однако не надолго. Танки обнаружили в тени домов, скорее, в тени того что осталось от домов. Насчитали их больше десятка, точнее считать некогда было...

На немецкой аэрофотосъемке, конец августа - начало сентября 1942 года.
На немецкой аэрофотосъемке, конец августа - начало сентября 1942 года.

Все видимое мною на земле быстро и кратко передаю своим летчиком по радио. Перестраиваю боевой порядок. Место цели обозначаю взрывом бомбы. К нашему удовлетворению, истребителей противника в этом районе не было, а зенитная артиллерия, видимо не успела за прорвавшимися танками — огонь вела издалека и неэффективно.

А мы последовательно — по одному из боевого порядка круг — пикировали и штурмовали танки, из пушек и пулеметов почти в упор обстреливали отходящих фашистов. Получился настоящий уличный бой штурмовиков. Позже так и говорили: "уличный бой штурмовиков".

И вот, вижу, задымился один танк, второй, третий... Нас подбодрили с земли: "Атакуете хорошо! Еще заход..." Кто-то крикнул по радио: "Отходят! Отходят!"

Действительно, уцелевшие танки, прикрываясь дымом пожаров, начали отходить. А мы продолжали их атаковать. Все летчики сделали по восемь заходов, израсходовали все бомбы, РБСы, большую часть пушечных снарядов. Боевую задачу мы выполнили блестяще и без потерь своих самолетов.

Ну а дальше события развивались следующим образом. Оказалось, что за нашей работой наблюдал командующий фронтом А.И. Еременко, командующий 8-й воздушной армией Хрюкин и командование 62-й армии во главе с Чуйковым. Нам передали по радио благодарность за отличные боевые действия. По голосу я узнал, что это был наш командарм Хрюкин.

Из наградного листа Пстыго И. И. про вылет 20.9.42 года
Из наградного листа Пстыго И. И. про вылет 20.9.42 года
Немецкая самоходка StuG III из 244 или 245 дивизиона, движется по ул. Коммунистической. Сталинград, последние числа сентября 1942 г. Вдали слева виден пешеходный жд мостик, за столбом ЛЭП просматривается водонапорная башня у вокзала Сталинград I.
Немецкая самоходка StuG III из 244 или 245 дивизиона, движется по ул. Коммунистической. Сталинград, последние числа сентября 1942 г. Вдали слева виден пешеходный жд мостик, за столбом ЛЭП просматривается водонапорная башня у вокзала Сталинград I.

Также в этом вылете отличился старший сержант Веденин Иван Прокофьевич. Для него это был 17 - 18 вылет. Отстав от основной группы (на взлёте забарахлил мотор и пришлось устранять неисправность), работал над целью в одиночку без прикрытия истребителей. Из наградного листа Веденина И. П.: "...В 4-м заходе снёс 1,5 этажное здание, на котором было установлено 4 зенитных орудий. Вместе с зданием посыпались к земле зенитные установки..." !!! К сожалению Веденин 29 сентября 1942 года не вернулся из боевого задания.

Немецкое зенитное орудие с расчетом, на привокзальной площади у фонтана "Бармалей" (в кадре справа). Сталинград, конец сентября начало октября 1942 года.
Немецкое зенитное орудие с расчетом, на привокзальной площади у фонтана "Бармалей" (в кадре справа). Сталинград, конец сентября начало октября 1942 года.

Из воспоминаний Пстыго: "В те дни к нам в полк прибыла группа молодых летчиков. Среди них был сержант Веденин. Он быстро освоился и начал летать на боевые задания. Летчик этот отличался собранностью, аккуратностью, в боях проявлял находчивость, смелость.

В одном из боевых вылетов в районе Сталинграда машина Веденина загорелась. Летчик, видя, что положение безвыходное, что он над территорией противника, направил свое самолет на скопление вражеских танков и автомашин, повторив подвиг Гастелло.

Имя его навечно занесено в списки первой эскадрильи полка.

Это были лишь два боевых вылета штурмовиков. Но как же точно они передают в каких боях пришлось участвовать нашим летчикам в небе Сталинграда в 42-м году.

В дополнении к статье ещё несколько фотографий:

Самолет Ил-2 старшего лейтенанта А.И. Бородина (друга Пстыго) из 504 шап (74 гшап с 18. 03. 43 г.) в районе Сталинграда. Зима 1943 года.
Самолет Ил-2 старшего лейтенанта А.И. Бородина (друга Пстыго) из 504 шап (74 гшап с 18. 03. 43 г.) в районе Сталинграда. Зима 1943 года.
Пара Ил-2 пролетают над заводом "Красный Октябрь", возвращаясь с боевого задания. Начало сентября 1942 года.
Пара Ил-2 пролетают над заводом "Красный Октябрь", возвращаясь с боевого задания. Начало сентября 1942 года.

Источники:

1. Тысяча дней над полем боя / Н. Трехонин. - Волгоград, 1976.

2. На боевом курсе / И. Пстыго. - Воениздат, 1989.

3. Сайт "Память народа":

Воротник Степан Григорьевич :: Память народа

4. Сайт "Память народа", наградной лист Пстыго И. И. на орден "Красное Знамя":

Пстыго Иван Иванович :: Память народа

5. Сайт "Память народа":

Веденин Иван Прокофьевич :: Память народа

6. Группа "в контакте": Сталинград 1942-1943 - разбор снимка StuG III на улице Коммунистической

ВКонтакте | ВКонтакте