Воспоминаний летчиков штурмовиков о боях за Сталинград очень мало, да практически нет. Летом - осенью 42-го живучесть одноместного Ил-2 была около 20 вылетов на одну потерю. Выжили еденицы. Мне пока что удалось найти только двух летчиков, которые выполняли боевые вылеты непосредственно над Сталинградом и оставили свои воспоминания об этом. Это Воротник Степан Григорьевич, осенью 42-го старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 807 шап и Пстыго Иван Иванович, старший лейтенант, командир эскадрильи 504 шап. Оба начали воевать с самого лета 41-го и в дальнейшем стали Героями Советского союза.
Из книги "1000 дней над полем боя" : "...командир 807 полка полковник Васильев приказал Воротнику:
- Полетите с превышением позади группы. Будете следить за воздухом и по возможности отбивать атаки истребителей! (наших истребителей для прикрытия штурмовиков не хватало!) Летите на перехват танковой колонны, что шла к Сталинграду по дороге между Басаргино и Воропоново...
Штурмовики зашли с хвоста колонны... 24 бомбы зажгли 4 танка: головной, один в середине и 2 замыкающих. Танки стали расползаться по полю, но со второго захода штурмовики успели пушечным огнем запалить еще 2 танка и взяли курс на свой аэродром. Истребители противника настигли штурмовиков вблизи Сталинграда. Идущего позади и чуть в стороне от группы Воротника они не заметили. Перед ним оказался атакующий "месс". Воротник приподнял нос самолета и, увидев "месса" в прицеле, нажал на гашетку. Вражеский самолет взорвался... посыпались обломки: крыло, часть фюзеляжа...По его крылу и фюзеляжу (штурмовика) тоже будто постучали увесистым молотком. Ил-2 густо дымил. Командир передал Степану по радио:
- Ты горишь прыгай!
О парашюте Воротник помнил, но внизу была станция Садовая, занятая врагом, а мотор тянул, рули действовали... Вот под самолетом поплыла Дар-гора, правее чадил элеватор.
Впереди Волга и плоский, песчаный остров с косой, где до войны был пляж (скорее всего об острове Голодный)... Посадку он рассчитал точно, самолет пронесясь в метре от воды, зашуршал по песку. Забиваясь во все щели и пробоины он затушил пламя. С убранными шасси протяжка не велика, через сотню метров самолет замер. Летчик выпрыгнул из кабины... отошел от самолета ... и выкурил несколько папирос.
Вскоре на остров прибыла аэродромная команда.
- Что случилось командир?
- Жарко стало. Вот купаюсь загораю.
Самолет ввели в строй быстро. Заменили винт... восстановили бензосистему.
Возможно именно этот боевой вылет описан в наградном листе Степана Григорьевича:
"12.10.1942 года при выполнении боевого задания самолёт т. Воротника был сильно подбит ЗА противника был (на)половину отбит стабилизатор и выведены из строя рули глубины... на пути обратно его встретил самолёт противника "МЕ-109", который сделал несколько атак и термитным снарядом поджёг самолёт т. Воротника, но благодаря отличной техники-пилотирования и находчивости перетянул линию фронта, посадил самолёт на фюзеляж, погасил пламя и спас самолёт".
Теперь подробно о боевом вылете Ивана Ивановича Пстыго (кстати сказать будущего Маршала Советского союза).
Из боевого распоряжения штаба 229 шад 20.9.42 11.30
Противник прорвавшись танками и минометами в район вокзала г. СТАЛИНГРАД, стремится выйти на берег р. Волга в районе НАДПИСИ СТАЛИНГРАД (на карте).
КОМАНДИР ДИВИЗИИ ПРИКАЗАЛ:
504, 505 ШАП в составе 8 самолётов Ил-2 / 4 505, 4 504 ШАП / - ведущий командир эскадрильи 504 ШАП - ст. лейтенант ПСТЫГО атаковать танки и минометы противника на улицах: КОММУНИСТИЧЕСКАЯ (сохр.) и Саратовская (сейчас ул. Мира) г. Сталинград, что в 1 км на северо-западе от буквы "С" НАДПИСИ СТАЛИНГРАД (по карте).
Атаку производить парами последовательно четырьмя заходами бомбами и РС с Н - 200 - 400 метров. Круг правый...
Вылет 12.15 по сигналу с КП Командира Дивизии.
Далее из воспоминаний Ивана Ивановича Пстыго: "Как-то в середине сентября всех летчиков эскадрильи, которой я командовал, вызвал майор Болдырихин (командир 504 полка). Когда мы предстали перед ним, он сказал:
— Вражеские танки прорвались на улицы Саратовскую и Коммунистическую и разрезали нашу группировку. Нам приказано найти эти танки и уничтожить...
— Задачу выполнять вам, товарищ Пстыго, — заключил Болдырихин и приказал готовиться к вылету.
К этому времени я уже имел солидный опыт боевых действий. Но вот чтобы в огромном дымящемся городе, в сплошных развалинах найти такую малую и подвижную цель — с подобным я столкнулся впервые.
"С чего начинать?" — прикидывал я и решил, что поиск начну от железнодорожного вокзала. В Сталинграде он большой, с воздуха хорошо виден. Ну а где Коммунистическая и Саратовская улицы? Этого никто не знал.
На всякий случай наметили возможный маневр в районе цели. Уточнили порядок радиосвязи. Уже запустили моторы и вырулили для взлета. Вдруг, гляжу, на старте что-то забеспокоились, а по взлетной полосе, прямо нам в лоб, мчится машина.
Остановилась возле моего самолета. Из машины выскакивает начальник связи дивизии подполковник Питерских, складывает руки на уровне головы крестом, мол, выключай моторы. Выключаем. Тогда Питерских быстро поднимается ко мне и передает в кабине план Сталинграда:
— Вот, нашел! А пока ехал обвел красным карандашом кружок, где твоя цель. Теперь действуй!..
Время подпирало. Мы взлетели и взяли курс на Сталинград. Конечно, самолетом надо управлять, но меньше всего меня волновало тогда пилотирование.
Почти целиком мое внимание было поглощено планом Сталинграда и кружком, обведенным красным карандашом.
Мне казалось, что до подхода к городу я достаточно серьезно успел освоить карту. Ко мне постепенно вернулись обычные спокойствие и уверенность. Я подтянул группу, как мог приободрил летчиков и пошел на цель от железнодорожной станции. Как, однако мудры русские пословицы и поговорки! "Начинай плясать от печки". В Сталинграде именно такой печкой для нас явился городской вокзал. От него мы отыскали Саратовскую и Коммунистическую улицы. Но где танки?.. Снова забила тревога. Однако не надолго. Танки обнаружили в тени домов, скорее, в тени того что осталось от домов. Насчитали их больше десятка, точнее считать некогда было...
Все видимое мною на земле быстро и кратко передаю своим летчиком по радио. Перестраиваю боевой порядок. Место цели обозначаю взрывом бомбы. К нашему удовлетворению, истребителей противника в этом районе не было, а зенитная артиллерия, видимо не успела за прорвавшимися танками — огонь вела издалека и неэффективно.
А мы последовательно — по одному из боевого порядка круг — пикировали и штурмовали танки, из пушек и пулеметов почти в упор обстреливали отходящих фашистов. Получился настоящий уличный бой штурмовиков. Позже так и говорили: "уличный бой штурмовиков".
И вот, вижу, задымился один танк, второй, третий... Нас подбодрили с земли: "Атакуете хорошо! Еще заход..." Кто-то крикнул по радио: "Отходят! Отходят!"
Действительно, уцелевшие танки, прикрываясь дымом пожаров, начали отходить. А мы продолжали их атаковать. Все летчики сделали по восемь заходов, израсходовали все бомбы, РБСы, большую часть пушечных снарядов. Боевую задачу мы выполнили блестяще и без потерь своих самолетов.
Ну а дальше события развивались следующим образом. Оказалось, что за нашей работой наблюдал командующий фронтом А.И. Еременко, командующий 8-й воздушной армией Хрюкин и командование 62-й армии во главе с Чуйковым. Нам передали по радио благодарность за отличные боевые действия. По голосу я узнал, что это был наш командарм Хрюкин.
Также в этом вылете отличился старший сержант Веденин Иван Прокофьевич. Для него это был 17 - 18 вылет. Отстав от основной группы (на взлёте забарахлил мотор и пришлось устранять неисправность), работал над целью в одиночку без прикрытия истребителей. Из наградного листа Веденина И. П.: "...В 4-м заходе снёс 1,5 этажное здание, на котором было установлено 4 зенитных орудий. Вместе с зданием посыпались к земле зенитные установки..." !!! К сожалению Веденин 29 сентября 1942 года не вернулся из боевого задания.
Из воспоминаний Пстыго: "В те дни к нам в полк прибыла группа молодых летчиков. Среди них был сержант Веденин. Он быстро освоился и начал летать на боевые задания. Летчик этот отличался собранностью, аккуратностью, в боях проявлял находчивость, смелость.
В одном из боевых вылетов в районе Сталинграда машина Веденина загорелась. Летчик, видя, что положение безвыходное, что он над территорией противника, направил свое самолет на скопление вражеских танков и автомашин, повторив подвиг Гастелло.
Имя его навечно занесено в списки первой эскадрильи полка.
Это были лишь два боевых вылета штурмовиков. Но как же точно они передают в каких боях пришлось участвовать нашим летчикам в небе Сталинграда в 42-м году.
В дополнении к статье ещё несколько фотографий:
Источники:
1. Тысяча дней над полем боя / Н. Трехонин. - Волгоград, 1976.
2. На боевом курсе / И. Пстыго. - Воениздат, 1989.
3. Сайт "Память народа":
4. Сайт "Память народа", наградной лист Пстыго И. И. на орден "Красное Знамя":
5. Сайт "Память народа":
6. Группа "в контакте": Сталинград 1942-1943 - разбор снимка StuG III на улице Коммунистической