Есть мнение, что латынь была создана после Великой Смуты и распада Империи Славян, чтобы уже на ней, уйдя, таким образом, от русского, национальные государства разъединённой теперь Европы смогли придумать и написать для себя «древнюю историю». Это хорошее мнение. Я часто к нему возвращаюсь.
...Что за «Великая Смута» имеется ввиду – одна из многих вещей, которые я не хотел бы узнать. Действительно же интересно в данной версии, то как адепты альтернативной истории себе представляют процесс искусственного создания и внедрения языков. Дело же в том, что рождение, развитие языка, его распространение, – всё подчиняется простым и, главное, непосредственно наблюдаемым закономерностям.
Кстати о латыни. В реальной истории, изначально, это диалект италийских племён, проживавших в местности Лацио. Племена эти построили себе Рим и занялись завоеваниями. В результате, латынь вытеснила на Апенинах другие италийские диалекты и язык этрусков. Из которого, однако, было заимствовано множество слов. Постепенно на латыни заговорили также в Галлии и Испании.
Почему заговорили? Потому что, по социальной пирамиде культура быстро растекается с верхних ярусов на нижние. И если на вершине пирамиды оказываются иноязычные захватчики… по всякому может получиться.
Никакой же романизации не произошло даже на Сицилии, а подавно на востоке Империи – в Греции и Египте. Причём, египтяне получили римское гражданство, а греки даже великодушно стали именовать себя «ромеями». Но по-гречески. Для ассимиляции в общем случае мало социального неравенства. Нужно ещё и культурное. А зачем грекам было учить латынь, если сами римляне, обычно, их язык знали?
Не произошло романизации и в Англии, которой римляне владели четыре века. Но сколько их там «владело»? Большинство британских кельтов никогда римлян не видели. Так, в невежестве, бритты и дожили до германизации племенами саксов, готовых дойти буквально до каждого человека.
...Так или иначе, смена культуры – процесс занимающий века. Притом, постепенный. То есть, если века, допустим, прошли с «Великой Смуты», то чем дальше в прошлое к ней, тем ближе все европейские культуры должны быть к единому, допустим, русскому знаменателю. Причём, первые три-четыре столетия хоть какие-то различия могут наблюдаться только в городах. Поскольку не изобретено ещё всеобщее образование и средства массовой информации. Например, романизация кельтов в Бретани, как и германизация кельтов в Уэлсе продолжалась до XX века. Романизация же басков, начатая римлянами, не завершена до сих пор.