Чтобы подготовка к экзамену была эффективной, всегда полезно оглянуться на результаты экзамена предыдущих лет и учесть все рекомендации, которыми делятся эксперты.
Но сначала освежим в памяти содержание экзамена.
Экзамен состоит из двух частей, письменной и устной. В письменную часть включены задания разделов «Аудирования», «Чтения», «Грамматики и лексики» и «Письменной речи». Устная часть представлена заданиями по говорению.
На сайте fipi.ru в разделе «Аналитические и методические материалы» вы найдёте «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года». Это очень важный материал, который поможет каждому преподавателю, кто занимается подготовкой. Его наши методисты использовали в качестве основы, поговорили с учителями-практиками, которые поделились своим опытом. И дополнили обзор своими знаниями на эту тему.
ЕГЭ-2024. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов
ЕГЭ-2024. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов
В предыдущей статье мы уже коснулись содержания экзамена и здесь сосредоточимся на разделе «Аудирование», на том, что проверялось, какого типа задания были включены, и как мы можем работать в этом году, готовя выпускников на основе анализа типичных ошибок, а так же рекомендаций создателей экзаменационных материалов. К остальным разделам обратимся в следующих частях.
Сразу оговоримся, все необходимые документы (демоверсия, кодификатор и спецификация 2024 года) уже приняты и размещены на сайте. Там же вы найдёте Открытый банк заданий ЕГЭ для тренировки.
Переходим к анализу ответов в разделе «Аудирование».
Итак, раздел «Аудирование» включал в себя 9 заданий трех уровней сложности, проверяющих умения понимать основное содержание прослушанного текста, запрашиваемую информацию в прослушанном тексте, а также умение полно/детально понимать прослушанный текст.
В этом разделе от выпускника требовалось следующее:
- понимать основное содержание различных аутентичных прагматических и публицистических аудио- и видеотекстов соответствующей тематики;
- извлекать необходимую/запрашиваемую информацию из различных аудио- и видеотекстов соответствующей тематики;
- полно и точно понимать высказывания собеседника в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения;
- отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты;
- определять тему звучащего текста;
- выявлять факты/примеры в соответствии с поставленным вопросом/проблемой;
- обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять своё отношение к ней.
Типичные ошибки в ЕГЭ по английскому языку. Учебное пособие (+QR-код)
Задание 1
В задании 1 нужно установить соответствие между высказываниями A–F и утверждениями, данными в списке 1–7. Одно высказывание лишнее.
Что и как проверяется?
Умение воспринимать на слух, понимать основное содержание высказывания, в котором допускаются некоторые неизученные языковые явления, и соотносить его с кратким утверждением. С точки зрения техники выполнения, мы с вами называем это “Multiple matching“. Сложность возникает из-за лишнего высказывания, которое может показаться подходящим для ответа, но на деле таковым не является.
Типичными ошибками при выполнении этого задания являются незнание различных стратегий аудирования и неумение применять их в зависимости от коммуникативной задачи, опора на отдельные слова, а не на смысл прослушанного текста, неумение выделять основное содержание с опорой на ключевые слова и фразы, неумение отделять главное от второстепенных деталей, слабые знания языка, ограниченный словарный запас и непонимание синтаксических конструкций, неумение применять языковую и контекстуальную догадки.
Что можно предложить для решения проблем. Начнём со стратегий аудирования, причём, давайте говорить о стратегиях, которые нужны не только для выполнения экзаменационного задания по аудированию, но и о том, как эти стратегии помогают в повседневной жизни.
Итак, стратегии аудирования.
Первое – это подготовка к восприятию на слух. Мы всегда слушаем звучащий текст с определённой целью. Например, потому, что нам интересно (аудиокниги, беседы с друзьями) или это может быть нам важно с точки зрения информации (объявления об отправлении поездов на вокзале). Мы готовимся к тому, что мы можем услышать, чтобы лучше понять звучащую речь. Мы знаем, зачем мы слушаем, мы понимаем общий контекст и ситуацию и концентрируемся на важных деталях. В случае экзамена мы должны подготовиться к прослушиванию, внимательно читая инструкцию к заданию. В ней всегда даётся информация, которая прояснит контекст ещё до начала прослушивания. Читая высказывания, мы сориентируемся в теме или ситуации, и контекст поможет выполнить задание.
Ещё одна стратегия – внимание на общее содержание, а не на отдельные слова, особенно если мы ошибочно принимаем отдельные слова за ключевые.
Ещё одна проблема, упомянутая в аналитике типичных ошибок, - отсутствие языковой догадки. Во время прослушивания текста звучит незнакомое слово, вызывающее панику, просто потому, что я не знаю его значения и волнуюсь, что не смогу выполнить задание. Что происходит дальше? В этом волнении я практически не слышу оставшийся текст. Будет очень полезно в процессе подготовки к экзамену научить выпускников не теряться, когда они сталкиваются с незнакомым словом. Первое, что они должны понимать, это то, что в экзаменационных материалах обязательно встретится такая лексика, но она не будет иметь важного для понимания всего текста значения. И если всё же надо понять услышанное, конечно, опять контекст им в помощь. В любом случае самое главное, не паниковать и не останавливаться. Одна из стратегий - игнорировать это слово и продолжать внимательно слушать. Общий смысл текста поможет выполнить задания.
Задание 2
В этом задании предлагалось прослушать звучащий текст и выбрать вариант «Верно», «Неверно» или «В тексте не сказано» для каждого из предложенных утверждений.
Здесь сложнее всего было определиться с ответом: «В тексте не сказано». Часто ошибочный выбор варианта основан на представлении ученика, понимании ситуации им самим, а не на том, что прозвучало в тексте. На экзамене это приводит к потере баллов, а в обычной жизни может привести к неправильной трактовке чужой речи.
Что можно сделать в процессе подготовки.
Важно с самого начала обучения систематически давать упражнения для отработки “True-false” (верно - неверно), постепенно усложняя задание, дополняя третьим вариантом «В тексте не сказано». Кроме того, необходимо объяснить разницу между «Неверно» и «В тексте не сказано». При этом во время подготовительной работы важно уделять внимание подтверждению их выбора, прозвучавшему в тексте, научить их находить аргумент. В это время ученикам будет очень полезно работать со скриптами, им будет легче сначала находить эти подтверждения в печатном тексте. Затем они легче перейдут к восприятию звучащего текста.
ЕГЭ-2024. Английский язык. Письменная речь. Задания 37, 38. Сборник тестов. Комплект из 2-х книг
ЕГЭ-2024. Английский язык. Письменная речь. Задание 38. Сборник тестов. Комплект из 2-х книг
Задания 3 – 9.
Перейдем к заданиям 3–9 высокого уровня сложности, в которых надо выбрать и записать один правильный ответ из трех предложенных. Типичные ошибки связаны с непониманием общего и/или детального содержания.
В целом полное и детальное понимание текста подразумевает и понимание основного содержания, и понимание запрашиваемой информации, и понимание различного рода имплицитной информации, заложенной в тексте, подтекста, намерений автора, его отношения к описываемому, общей идеи текста, что является более сложным умением.
В выполнении участниками экзамена заданий 3–9 высокого уровня сложности наблюдались следующие ошибки:
- неумение находить запрашиваемую информацию;
- выхватывание отдельных слов из текста вместо понимания смысла высказывания;
- неумение игнорировать незнакомые слова, пользоваться языковой догадкой, определять ключевые слова;
- неумение работать с вопросами и утверждениями, содержащими частицу ‘NOT’.
«При подготовке к разделу «Аудирование» следует учитывать лингвистические, смысловые, метапредметные и психологические трудности переработки информации, получаемой на слух. Все эти трудности можно и нужно преодолевать постепенно, пошагово, изучая различные стратегии понимания прослушанного текста – с пониманием основного содержания, запрашиваемой информацией и полным/детальным пониманием.» - из Методических рекомендаций.
Начинайте с подготовительного этапа, с чтения инструкции к заданию. Убедитесь в том, что инструкция понятна всем. Если необходимо, лишний раз повторите её, можно дать пример выполнения задания, это очень хорошо помогает. Первое прослушивание текста всегда начинайте с целью общего понимания содержания. Затем прослушивание с целью понимания деталей. Используйте скрипты и дайте задание подчеркнуть в тексте те выражения или предложения, которые подтверждают правильность ответа на вопрос, тренируйте выпускников правильно отвечать на вопросы с частицей NOT. Давайте для прослушивания тексты на разных вариантах английского и с разнообразными акцентами, чтобы натренировать их слух.
В следующей части мы рассмотрим типичные ошибки в разделе «Чтение» и рекомендации по подготовке.