«Что имеем, не храним, потерявши плачем»
Сегодня мы поговорим о благодарности. А также об её отсутствии. На самом деле, благодарность - это достаточно редкое человеческое качество, несмотря на то, что свойственно оно порой даже животным, птицам и рыбам. Применительно к боевым искусствам, это тоже важнейшая вещь. Однако, проявлять это качество, к сожалению, редко кому по-настоящему дано. Самая обычная история чаще всего выглядит так. Человек оплачивает тренировки и считает, что сам волен выбирать, прийти на тренировку или можно полениться и сегодня (например) пропустить. А ведь для любого инструктора очень важна посещаемость, причем далеко не с позиции финансового вопроса. Важны люди, которые приходят, чтобы чему-то научиться. Полноценный коллектив. Важна взаимная энергетическая отдача. Инструктор вкладывает в тренировки кучу времени, сил, энергии и знаний, и, когда кто-то не приходит, особенно если это старшие ученики, которые занимаются много лет, эта энергетика исчезает. Ну, или существенно снижается. Благодарность сэнсею в данном случае проявляется в простейшей вещи – в банальной посещаемости, заинтересованности и той самой энергетике. Но это лишь простейшее проявление, доступное как новичкам, так и опытным ученикам.
Еще один интересный момент возникает, когда сэнсей, в силу специфики своей работы, а также для пользы учеников и организации вообще, приглашает на семинары вышестоящих сэнсеев, отличных специалистов, на которых рядовым ученикам разве что молиться не следует. Однако, психология людей такова, что часто запоминают именно приезжих, вышестоящих сэнсеев, восторгаются их заслугами и их мнением, но, при этом очень часто забывают про собственного инструктора, который их непосредственно учит, делает всё это возможным, организует и создает саму суть происходящих в додзё процессов. К сожалению, такое проявление неблагодарности – очень частое явление.
Если свой сэнсей очень опытный, имеет высокий ранг, всё бывает гораздо хуже. Люди привыкают, что рядом в шаговой доступности всегда находится сэнсей высокого уровня. Это само по себе уже подарок, но, он постепенно, становится обыденностью. Сэнсей всегда есть, он же всегда в зале, а я захочу – приду, захочу не приду. Никуда он не денется. Вот когда, мол, соберусь, приду, попрошу, он сразу научит, поможет и т.д. Отсюда меняется и отношение. Всё, что делается сэнсеем, а это очень многое на самом деле, начинает просто приниматься за данность. За что, по сути, быть ему благодарным, если я деньги плачу, а он всего-то выполняет свою работу? Думаю, такое отношение многим знакомо. И так может продолжаться долго, до тех пор, пока что-то не случится. Ведь сэнсей тоже человек, он может заболеть, может произойти какой-то несчастный случай, либо возникнут какие-то серьёзные жизненные проблемы. Но это, чаще всего, никого не волнует, ровно до того момента, пока что-то такое не случится. Да и потом часто возникает лишь простая досада (а иногда и злость) от того факта, что сэнсей по какой-то причине не способен исполнять свои функции. Не более того.
Достаточно часто бывает так, что по какой-то причине человек решает совсем бросить тренировки и просто уйти. Мне из многолетней практики известны только 2 случая, когда ученик при этом пришел, и хотя бы просто сказал спасибо сэнсею за работу, и за то, чему он успел человека научить. Уходят обычно молча. Пропал и пропал. А то, сколько времени и усилий было вложено в его обучение, человека не заботит. Может потому, что ему при этом стыдно, может вообще не важно, в любом случае, это такая «антиблагодарность» за всё, что для него было сделано.
Но, если от людей, которые занимаются совсем недолго, можно ожидать (и не дождаться) хотя бы обычного спасибо, то с людьми, тренирующимися много лет всё бывает гораздо сложнее. Спектр того, что тут может произойти, достаточно широк. Самое интересное, что такие ученики уже прекрасно знают, что к чему, многое знают об этикете, уважении и благодарности, но и это не помогает. То есть, в теории всё хорошо, а на практике никак. Например, уход кого-то из старших учеников – это уже далеко не ситуация с новичком. В старших обычно вложены годы труда и сложнейшей работы. Как технической, так и психологической. Такой ученик сам многое прошел, потратил кучу времени и денег, чтобы чему-то научиться. Но, в результате, часто получается точно так же, как с новичками. Либо просто исчез, либо сказал «я завязываю», повернулся и ушел. Ни спасибо, ни до свидания. А иногда и грязью после ухода поливать начинают. Мало ли какие обиды накопились. Такая ситуация, обычно, очень неприятна для сэнсея. Не критична, не фатальна, но, как говорится, осадочек остается. Еще одно похожее проявление возникает, когда кто-то из старших учеников возомнил себя специалистом, которого внезапно стали не устраивать методы своего сэнсея. В этом случае ученик уходит не просто так, а со скандалом, претензиями и прочими неприглядными моментами. Потом такие «деятели» организовывают собственные додзё, где обустраивают всё так, как им хотелось. Однако ни удовлетворения, ни каких-то видимых плюсов это им, как правило, не приносит. Такая «благодарность» приводит к довольно разрушительным последствиям для организаций БИ. Ведь при этом ломается сама структура организации, уходит старший ученик, а с ним, зачастую, часть сочувствующих ему людей. Ситуация очень частая. Стремление к параду суверенитетов и «я знаю как лучше», до сих пор много где имеет место быть.
Еще один пример проявления «благодарности» тоже достаточно неприятен. Речь идет о случаях, когда старшие ученики никуда не уходят, но своими действиями, специально, либо по недомыслию, способны нанести существенный вред организации, либо лично сэнсею. В век Интернета и социальных сетей сделать это проще простого. Выложить какой-то сомнительный материал, написать пост, бросающий тень на школу и сэнсея, пострадать, так сказать, публично. Есть и такие любители. Но вряд ли они хорошо учились, если, несмотря на весь имеющийся опыт, не в состоянии просчитать последствия своих действий. Разумеется, за исключением случаев, когда это делается ими специально. Не важно, с какими целями. Еще хуже, когда это делают не просто старшие ученики, а особо приближенные, с которыми уже, по сути, проводится персональная интенсивная подготовка, и информации, наряду с подготовкой, они получают в разы больше. Казалось бы, что уж тут-то благодарность за то, что для них делается, должна быть максимальной. Но и это далеко не всегда обстоит так, как должно. Когда какие-то деструктивные действия исходят от таких учеников, последствия могут быть совершенно непредсказуемыми, вплоть до полного вывода сэнсея из строя на некоторое (иногда достаточно долгое) время, ведь это, как правило, будет весьма чувствительно. Именно потому, что от этого разряда учеников «подстава» ожидается меньше всего, возникновение таких ситуаций скорее всего вызовет максимально негативные последствия. Ведь повторюсь, сэнсей тоже человек. А никто не любит, когда его разочаровывают своей внезапной «благодарностью» те, кому фактически было дано абсолютно всё. Мало того, ломается процесс подготовки. Это из разряда случаев, когда техника ученика может быть достаточно хорошей, а то, что в голове, этой технике еще не начало соответствовать. Это само по себе предмет долгой работы.
Конечно, все люди могут совершать ошибки. Это нормально. Но не все могут и хотят их признать, равно, как и просчитать последствия каких-то своих действий для школы, сэнсея и своих коллег по залу. Такие вещи, как воспитание, наличие чувства благодарности, и обычный «нюх» на банальные и простые правила приличий очень сложно привить. Особенно, если указанные качества изначально в человеке отсутствовали.
Подводя итог, можно сказать, что работа сэнсея чаще всего сложна, тяжела и неблагодарна. Всем, кто хочет в будущем стать (или уже стали) инструкторами, сэнсеями, руководить додзё, организацией, вести за собой и учить какой-то коллектив учеников, хочется пожелать только успеха и терпения. Оно точно понадобится.
Для тех, кому интересна тема обучения вообще, предлагаю прочитать некоторые прежние материалы:
https://dzen.ru/a/YBpNk_gPXFnaIcaa
https://dzen.ru/a/Y427U-IyJE3TYNzs
https://dzen.ru/a/YCPG6wZOyTUYREMU
Прежде чем оставлять комментарии, читаем здесь