Найти тему
Об айкидо и не только

Из чего состоит изучение айкидо

Для многих людей процесс изучения айкидо - абсолютно незнакомая сфера. Казалось бы, любой желающий может легко воспользоваться статьями, видеороликами, книгами, соцсетями. Кто угодно может прийти в зал лично, и посмотреть тренировки. Но большинство потенциальных учеников этого не делает. В залы иногда попадают совершенно случайные люди. А ведь именно представление о составляющих процесса обучения, правильное отношение к ним, позволяют потом добиться результатов.

Все люди, а также их цели, уровень информированности и мотивации, обычно разные. Сложно также ожидать одинаковых успехов от тех, кто нерегулярно занимается один-три раза в неделю, и тех, кто делает это практически ежедневно. Да и одной посещаемостью всё далеко не исчерпываются, ведь, помимо самих тренировок, существует много дополнительных возможностей улучшить свои кондиции и своё понимание айкидо. Секретов здесь не существует, так как информация обычно открыта для всех. Был бы интерес. Человек сам решает, что ему брать, а что не брать из предлагаемых компонентов обучения. Результаты, что вполне логично, будут прямо пропорциональны степени погружения в предмет, ведь всё, что используется при изучении боевых искусств, проверено десятилетиями, а порой и веками на практике. И уж точно, в них нет ничего случайного.

Деятельность практически любой организации, где серьёзно изучают айкидо, а также другие виды традиционных восточных БИ, построена на весьма схожих принципах. Это касается множества аспектов, таких как этикет, внутренняя иерархия, принципы взаимодействия с партнерами и инструкторами и т.д. Помимо прочего, это непосредственно процесс обучения, о котором мы и поговорим с точки зрения его полезности и результата, применительно к его различным компонентам.

Боевые искусства - достаточно сложное и затратное дело, далеко выходящее за рамки условного кружка, где, несколько часов в неделю, люди просто кувыркаются, изучают какие-то удары, приемы и расходятся по домам. Хотя, безусловно, встречаются люди, относящиеся к БИ именно так. Серьёзное обучение - это комплексное явление, система, где рядовые тренировки являются, хоть и важной, но далеко не единственной частью единого целого.

Условно, практическое обучение в айкидо складывается из следующих компонентов:

1) обычные и специальные тренировки со своим инструктором

2) экзамены

3) показательные выступления

4) самостоятельная работа

5) семинары с приезжими специалистами

6) неофициальное общение

Перечисленные способы получения и проверки знаний, приведены не последовательно, а являются взаимодополняющими. То есть, сознательно, или в силу обстоятельств, исключая что-либо из перечисленного, занимающиеся достаточно многое теряют в освоении программы обучения.

Если человек вообще намерен чего-то достичь, первым важным моментом является регулярность посещения тренировок. По аналогии со школой или институтом, периодически пропуская уроки или лекции, ученик (студент) не усваивает материал, который преподавался в его отсутствие. С учетом специфики БИ, пропущенный материал можно потом навёрстывать месяцами и годами, ведь упущенные знания могут быть повторены в том же объёме очень и очень нескоро. Фактически, те, кто посещает тренировки нерегулярно, делают хуже только самим себе, частично отказываясь от того, зачем они, собственно, и пришли.

Регулярность занятий прививает навыки самодисциплины. С самого начала, человек учится быть способным тренироваться. Чтобы посещать все занятия, придётся корректировать свои планы, побороть лень, обстоятельства, и исключить самооправдания. Речь о формировании у себя новых привычек и изменении части существующего образа жизни. Это требует усилий и, порой, оказывается сложнее, чем кажется. Кстати, речь здесь не только о самом себе и собственных привычках. Семью, друзей и вообще окружение, надо будет суметь приучить к своему тренировочному расписанию. Звучит немного комично, но, если подумать, это очень серьёзный вопрос. Многие люди, получая отказ на свои предложения, по причине вашей занятости на тренировках, обижаются, не понимают, стараются переубедить, а это может стать причиной конфликтов или снижения уровня мотивации уже у вас. Скорее всего, данный этап неизбежен для любого человека, который рассчитывает заниматься всерьёз.

С точки зрения обучения, есть и другой важный момент. На регулярных тренировках существует эффект "замыливания" внимания. Со временем, даже у достаточно опытных учеников может создаться ощущение вторичности. Неоднократно услышанные объяснения откладываются в памяти, создавая иллюзию, что человек это уже слышал, знает и т.д. Однако, между этапами "запомнил", "научился делать" и "получил навык" лежит огромная пропасть. Материал, как теоретический, так и практический, должен быть услышан и наработан огромным числом правильных повторений. Но, некоторые часто начинают думать, что ничего страшного в пропуске нескольких тренировок нет, ведь там всё повторяется раз за разом. Это тоже является одной из разновидностей самооправдания.

Кстати, любой нормальный инструктор не просто проводит тренировки и потом идёт отдыхать. Он тоже совершенствуется, а соответственно, меняется и подача материала. Получается, что отдельно взятая тренировка не является большой ценностью и, в отрыве от остальных, не даёт ровным счетом ничего.

Эффект непрерывности и последовательности должен системно накапливаться и дополняться, чтобы, согласно традициям БИ, и современным научным знаниям, послужить формированию необходимых навыков. Если часть группы составляют ученики с регулярными пробелами в обучении, это достаточно серьёзно мешает двигаться вперед остальным. Не всегда возможно поделить группу на тех, кто занимается качественно и тех, кто ходит изредка, а потом успеть уделить время новому материалу и ещё подтягивать отстающих.

Когда речь заходит об экзаменах, то достижение определенных рангов в осязаемом виде отражает идею самосовершенствования. Причем, не только в техническом плане, но и в целом комплексе других необходимых качеств. Кандидат, сдающий экзамен, должен показать определенный уровень физического, технического и психологического развития, знание требуемых по программе техник (ката, упражнений). Кроме того, находясь в условиях экзаменационного стресса, он показывает уровень своей эмоциональной устойчивости, стабильность при работе в «экстремальном» режиме, когда на него смотрят и оценивают результат. Подготовка к экзамену, в том числе на регулярных тренировках, направлена на достижение вершины своих возможностей, демонстрацию достигнутого прогресса в текущий момент времени.

Если системой обучения предусмотрены экзамены, сдавать их нужно, причем сдавать так, чтобы реализовывались все заложенные в эту систему цели. Идея регулярных аттестаций особенно актуальна в тех направлениях БИ, где отсутствуют соревнования. Хотя, знак равенства между экзаменами и соревнованиями в данном случае поставить нельзя, так как экзамены предполагают срез комплекса знаний, а соревнования - победу любой ценой (не обязательно за счет самых лучших качеств), а это идёт вразрез с задачами айкидо.

Следующий важный элемент - показательные выступления. Чаще всего их воспринимают как обычное шоу, забывая, насколько тщательная подготовка требуется, чтобы всё прошло красиво и главное - правильно. Любая демонстрация призвана показать, прежде всего, технику школы и используемые в ней принципы, заинтересовав при этом зрителя. Уровень ответственности достаточно высок и сопоставим с экзаменом, ведь, по сути, это визитная карточка школы. Часто, на показательных выступлениях демонстрируются элементы, не входящие в базовую программу обучения, и для того, чтобы их показать, придётся освоить какие-то новые знания на должном уровне. Качественная наработка вполне знакомых элементов тоже занимает много времени. В итоге, всё перечисленное сопоставимо с множеством дополнительных тренировок, что однозначно является положительным моментом.

Кроме, непосредственно, технической подготовки, следует принимать во внимание и такой психологический фактор, как публичность выступления. Многие люди банально впадают в ступор, когда необходимо показать или рассказать что-то при большом количестве зрителей. Страх перед публичными выступлениями постепенно проходит с опытом, с появлением большей уверенности и расслабленности. Что это, как не психологическая подготовка?

Но, какими бы хорошими не были зал, инструктор, методики, времени, проводимого в зале всё равно недостаточно для того, чтобы результат становился лучше. Самостоятельная работа, в этой связи, не просто полезна, а крайне необходима. Поэтому, люди, которые осознают данный факт, могут заниматься дома, на работе, да и вообще, при любом удобном случае. Как правило, такие люди более успешны и в додзё. Что же можно и нужно делать самостоятельно? Разумеется, это физическая подготовка для постоянного поддержания тела в тонусе. Это, также, любые упражнения, не требующие много места и времени. Например, можно некоторое время сидеть или стоять в правильной позиции во время отдыха или занятия повседневными делами. А поиск и анализ информации о предмете интереса, инструкторах и истории школы? Всё это, как уже говорилось, вполне доступно. В конце концов, всегда есть возможность найти время, чтобы позаниматься в зале самостоятельно, или с такими же энтузиастами. Самостоятельная работа при изучении айкидо вообще ничем не ограничена. Вопрос только в отношении.

Крайне важной частью обучения являются семинары. Многие часто размышляют, стоит туда ходить или нет. Мол, чего я там не видел. Кто-то считает, что это дорого. Хотя, именно на семинарах, можно почерпнуть очень многое. Начиная с каких-то технических нюансов, и, заканчивая практическим общением на татами с новыми людьми, у которых другой сэнсей и, как следствие, несколько отличающиеся подходы. Ведь приезжают не только инструкторы, но и обычные ученики из других городов и школ. Именно ради развития, разнообразия, возможности под другим углом взглянуть на собственную работу, семинары задумываются, организуются и проводятся. Как правило, это делается именно для учеников, а не инструкторов (они и без семинаров найдут возможность учиться). Да и тот простой факт, что объем знаний c семинарских часов соответствует месяцу тренировок, многие забывают.

Для того чтобы любой семинар состоялся, требуется проделать огромную подготовительную работу. Договориться с сэнсеем, который приедет, привезти его, обеспечить быт, зал, организацию мероприятия, приём гостей и т.д. Об этом мало задумываются люди, которые порой, а некоторые и регулярно, отказываются участвовать в таких мероприятиях. А ведь напомню, это делается для развития учеников, их более качественного обучения. Нельзя забывать и чисто практические моменты. Вышестоящий сэнсей исправляет ошибки в исполнении кихона, базовых техник и т.д. Это полезно всем, от начинающих, до самых опытных айкидок. Без периодических корректировок, существует риск начать "вариться в собственном соку". Если семинары проходят регулярно, и люди их посещают, они получают в сжатый срок много информации, которой вполне хватает для того, чтоб минимум полгода её потом осмысливать и практиковать. В итоге, решение о том, пользоваться результатами труда инструкторов, организаторов и приезжих сэнсеев или нет - остаётся на усмотрение самих занимающихся. Заставить людей участвовать в семинарах невозможно.

Ну и, наконец, несколько слов о неформальном общении. Здесь есть множество вариантов. Это общение с коллегами, со своим сэнсеем, с приезжими инструкторами. В разных ситуациях, условиях и обстоятельствах. Это может приносить определенную пользу именно в силу неофициальности. В этом плане, в каждом додзё существуют собственные традиции. Но бывают и общепринятые мероприятия – например, сайонара. Как и в случае с посещением семинаров, многие часто отказываются туда идти, ссылаясь на нехватку времени, или какие-то другие причины. И очень зря. Во-первых, приглашают на сайонару далеко не всех, а тех, кому это будет полезно. Во-вторых, в процессе неофициального общения иногда можно почерпнуть не меньше интересного, чем на тренировках. Ещё одна прекрасная возможность чему-то научиться, которой некоторые напрасно пренебрегают.

Недостаточно просто ходить в зал и пытаться "изучать айкидо". Любое традиционное БИ, и айкидо в том числе, нужно стараться изучать так, чтобы использовать все возможности. Разумеется, существуют и такие люди, которым полное погружение в предмет не интересно, они ходят на тренировки от случая к случаю, иногда просто для галочки, пренебрегая всем остальным. Осуждать их не стоит, так как каждый человек сам себе хозяин. Но тем, кто действительно хочет получить от занятий как можно больше, следует задуматься. Необходимо интересоваться тем, чем занимаешься, постоянно постигать что-то новое. И вот, для таких, по-настоящему заинтересованных людей, мир БИ станет новым образом жизни, который принесет не только технические возможности, но и массу новых друзей, эмоций, и даже изменения самой личности в лучшую сторону.