Автоосвещение условно можно поделить на внутреннее и внешнее. Первое служит для обеспечения комфорта и удобства водителя и пассажиров непосредственно внутри салона. Задачи внешнего освещения, размещённого снаружи машины, куда более глобальны и серьёзны. Посредством него удаётся обозначить транспортное средство (ТС) в пространстве, предупредить окружающих о выполнении водителем манёвра или о подготовке к нему, а главное эффективно осветить дорожное полотно, обеспечив тем самым должную безопасность движения. Требования, предъявляемые к внешним световым приборам автомобиля, а также правила их установки подробно прописаны в ГОСТах 8769-75 и Р 41.48-2004.
Именно про внешний автосвет сегодня поговорим подробнее, разберём, что входит в состав головного освещения машины, обозначим, какие существуют дополнительные световые приборы, и как ими правильно пользоваться, а также заострим внимание на типах применяемых в освещении ламп.
Головное освещение
Ближний и дальний свет
Каждый автомобиль в обязательном порядке оснащён комплектом передних фар, служащих не только для обозначения самой машины в транспортном потоке, но и для освещения пути перед ней на ближнем и дальнем расстоянии.
В некоторых автомобилях ближний и дальний свет распределён по отдельным фарам, находящихся под общим прозрачным колпаком. Но чаще машины оснащены набором световых элементов, объединённых в одну конструкцию и по команде водителя переключающихся из одного режима в другой. При выполнении данной манипуляции меняется не только направление светового пучка (непосредственно перед авто или в заметном отдалении от него), но и его интенсивность. Разрешённым является белый цвет излучения головных фар.
Фара, работающая в режиме ближнего света, обеспечивает отличную видимость на расстоянии 60-80 метров перед машиной при движении в тумане или в сумерках. Впрочем, ездить с включённым ближним светом допустимо не только в обозначенных условиях, но и в продолжении всего светового дня.
Дальний головной свет официально разрешено применять исключительно на трассах за пределами населённых пунктов. Данное ограничение помогает избежать встречного ослепления, а значит, и снижает риск возникновения аварийных ситуаций. Дальний свет бьёт на расстояние до 130-150 метров. Использование качественных современных ламп позволяет водителю увидеть знаки и указатели, выполненные специальными светоотражающими красками, даже на удалении в 250 метров.
Противотуманные фары (ПТФ)
Противотуманки не всегда входят в базовую комплектацию автомобиля. Являясь опциональным оборудованием, они помогают безопасно передвигаться в условиях сниженной из-за непогоды видимости. Цвет излучения ПТФ обычно молочно-белый или отборный жёлтый. Последний оттенок является предпочтительным, так как он меньше рассеивается и эффективнее подсвечивает дорожное полотно и объекты, расположенные непосредственно перед машиной, даже сквозь плотный слой тумана, пыли или стену дождя. Противотуманные фары расположены ниже головных. Создаваемый ими световой пучок более широкий, и направлен он параллельно дороге.
Дневные ходовые огни (ДХО)
Ходовые огни загораются автоматически при включении зажигания. Устанавливаемые спереди машины и дополняющие её головное освещение, они должны использоваться на протяжении всего светового дня. Ведь главной их функцией является выделение ТС в общем потоке в светлое время суток. Более заметной они делают машину для встречных водителей. Впрочем, сегодня не все автомобили оснащены ДХО, а потому часто водители вместо них вынуждены использовать ближний свет. Правилами дорожного движения подобные действия не запрещены. Однако, эта вынужденная мера ощутимо повышает нагрузку на бортовую электрическую систему машины, заметно снижая срок службы головных фар. Допустимый цвет излучения ДХО белый, иногда с голубым отливом. Часто именно разновидности ходовых огней выступают в качестве инструмента эффектного тюнинга автомобиля.
Дополнительные световые приборы
Противотуманный фонарь (один, реже два) размещён на задней части кузова. Излучая красный свет, он светит ярче габаритов. Служит для дополнительного выделения ТС на дороге в условиях тумана. Он делает машину более заметной уже для попутных автомобилей.
Фонарь заднего хода, расположенный сзади корпуса, излучает белый свет. Основной его функцией, исходя из названия, является обозначение машины в пространстве при переключении задней передачи. Кроме того, фонарь помогает водителю лучше ориентироваться в процессе парковки в тёмное время суток.
Стоп-сигналы, расположенные также сзади, включаются в момент нажатия педали тормоза. Излучающие красный свет «стопы» предупреждают водителей, движущихся в потоке, что машина замедляется. Они могут выступать сигналом экстренного торможения автомобиля, и тогда активируется режим их частого мигания.
Габаритные огни располагаются на передней и задней части кузова, дополнительно могут быть установлены и по его бокам. Они служат для определения размеров транспортного средства в сумерках или ночью. Испуская слабый поток красного или автожёлтого (близкого к янтарному) света, габаритные огни делают автомобиль максимально заметным для всех участников движения, обеспечивая тем самым безопасность на дороге.
Указатели поворота размещены по углам кузова. Часто имеют дублирующие их повторители на передних крыльях или же на корпусе внешних зеркал заднего вида. Указатели нужны для того, чтобы сигнализировать о намерении водителя автомобиля совершить поворот. Передние и задние поворотники должны использоваться при выполнении манёвра вне зависимости от времени суток. При активации режима аварийной сигнализации указатели включаются по обоим бортам машины. Поворотники излучают автожёлтый свет.
Подсветка номерного знака – гарант отличной видимости госномера машины в условиях недостаточного освещения. Допустимым цветом их излучения признаётся белый.
Типы используемых ламп
Любая фара состоит, по сути, из трёх функционально важных элементов – непосредственно источника света (лампы), системы отражателей, формирующих направленный световой пучок, и линзы-рассеивателя. От типа и особенностей конструкции источника света напрямую зависит сила испускаемого фарой светового потока.
Основу ламп накаливания составляет вольфрамовая нить в безвоздушной колбе. Пропуская через себя электрический заряд, нить раскаляется до яркого свечения. При этом вольфрам постепенно испаряется, равномерно оседая на внутренней поверхности колбы и заметно снижая её прозрачность. Сама нить со временем в прямом смысле перегорает или же рвётся вследствие вибраций. Энергия, возникающая во время накаливания нити, по большей части преобразуется в тепло. А вот свет, излучаемый такой лампой, оказывается весьма рассеянным, сфокусировать его в определённом направлении очень сложно. При невысокой светоотдаче потребление энергии у ламп накаливания достаточно ощутимое, а сам ресурс – минимальный (примерно 1 000 часов непрерывной работы). Низкая цена позволяет использовать данный источник света в задних фонарях, указателях поворота и подсветке автомобильного номера.
Галогеновые лампы часто используются в головном освещении и в противотуманках. В основе их лежит всё та же нить накаливания. Иногда спиралей две: одна задействована при включении ближнего света, а вторая обеспечивает работу дальнего света. Однако, присутствие в колбе инертных газов не позволяет вольфраму с нитей испаряться. Это увеличивает срок службы лампы в среднем до 2 000 часов. Повышается и интенсивность испускаемого ею света. Если добавить к этому вполне доступную стоимость галогенных ламп, можно понять, почему они так востребованы при организации автосвета.
Ксеноновые лампы излучают свет за счёт электрической дуги, которая возникает между разнозаряженными контактами, помещёнными в колбу с газом ксеноном. Высокое напряжение, вырабатываемое электронным блоком розжига, подаётся на контакты, вследствие чего дуга зажигается. Ксеноновые лампы для работы используют меньше тока, нежели лампы галогеновые. При этом служат они заметно дольше (до 10 000 часов), светят в 2-3 раза ярче нежели их аналоги (ведь световой поток их заметно мощнее), правда, и стоят на порядок дороже. Свет излучения может варьироваться от жёлтого до ярко-голубого. Однако, разрешённым цветом излучения устанавливаемых на автомобиль ксеноновых ламп признаётся только белый.
Примечательно, что размер электрической дуги ксеноновой лампы заметно больше размера спирали в галогенной лампе. Следовательно, направлять излучаемый ею свет гораздо сложнее. Рассеивание светового потока слепит встречных водителей. А для эффективной работы лампы требуется применение автоматической системы корректировки.
Источником света в светодиодных фарах выступают кристаллы-полупроводники, которые ярко загораются в момент прохождения через них электрического тока. LED-фара светит сразу множеством диодов. Корректируя взаимное расположение последних можно добиться грамотного распределения пучка света по поверхности дороги. Включение дополнительных светодиодов позволяет мгновенно преобразовывать ближний свет в дальний в рамках одного светового прибора.
На сегодняшний день созданы уникальные в своём роде матричные LED-фары, в которых стало возможным одновременное использование сразу нескольких десятков светодиодов. Интенсивность свечения и направление светового пучка здесь определяется не только включением и выключением групп кристаллов, но и сложной настройкой линз перед каждой из них.
Светодиодные лампы часто применяются в противотуманках и в головных фарах. LED-лампы служат максимально долго (до 15 000 часов), стоят дорого, но и энергии потребляют по минимуму (в 10 раз меньше, нежели классическая лампа накаливания). Кроме того, они совершенно не боятся вибраций.
Ксеноновые и светодиодные лампы идеально подходят для фар ближнего и дальнего света как по цветовой температуре излучения, так и по дальности испускаемого светового луча. Хотя фокусировка потока ближнего светодиодного света пока ещё сопряжена с определёнными проблемами.
Лазерные фары в своей основе имеют особые светодиоды, излучающие свет, наделённый определённой фазой и длиной волны. Система зеркал проецирует световой луч на фосфоресцирующий элемент, который в свою очередь также начинает светиться. Излучение лазерной фары в итоге получается белым, до 10 раз более ярким в сравнении с тем, что производит LED-лампа. Его намного проще собрать в узкий, мощный световой пучок. Направить последний в заданную локацию не составит особого труда. Лазерные фары при пониженном энергопотреблении светят гораздо дальше. Они способны обеспечить видимость на протяжении более полукилометра, но при этом не слепят водителей встречных автомобилей. При всей своей технологичности, подобные фары имеют очень высокую стоимость, а потому их повсеместное внедрение пока невозможно. Сегодня они устанавливаются лишь на премиальные немецкие спортивные автомобили.
Как пользоваться внешним автосветом?
Правила эксплуатации внешних световых приборов автомобиля, вне зависимости от того, какой тип ламп в них используется, чётко регламентированы.
Ближний свет
Ближний свет обязательно включать на движущемся ТС в тёмное время суток, в тоннелях, а также в условиях плохой видимости при любом уровне освещения. Во время остановки или стоянки машины в подобных условиях его можно совмещать с работающими габаритами.
Дальний свет
Применение дальнего света допустимо в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости и в тоннелях. Однако, согласно пункту 19.2 ПДД, водителям придётся ограничить его использование в процессе движения по территории населённого пункта в условиях освещённой дороги, а также в ситуации встречного разъезда с автомобилем, расстояние до которого составляет менее 150 метров.
При помощи кратковременного включения дальнего света водителям разрешается предупреждать окружающих о готовящемся обгоне. Подобный световой сигнал можно дополнить сигналом звуковым. Однако, моргать дальним светом, предупреждая участников движения о чём-либо, кроме обгона, нельзя.
ДХО
Дневные ходовые огни при их наличии обязательно зажигаются на автомобиле в светлое время суток. Их альтернативой могут выступать включённые фары ближнего света. А вот обратную замену особенно в сумерках или ночью производить строго запрещено. Ведь в функции ходовых огней не входит полноценное освещение дорожного полотна.
Противотуманки
Фары данного типа разрешено использовать совместно с дальним и ближним светом в условиях недостаточной видимости. Кроме того, их допустимо применять вместо ДХО или же фар ближнего света в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).
Важно понимать, что противотуманные фары, относящиеся к передней оптике, и задние противотуманные фонари не эксплуатируются в связке друг с другом. Включаются и выключаются они по отдельности. Кроме того, применять фонари разрешено строго в условиях недостаточной видимости, неважно, движется при этом автомобиль или же находится на стоянке. Они отличаются повышенной яркостью свечения, а потому не могут служить альтернативой габаритным огням. Хотя часто данные световые приборы путают друг с другом. Недопустимо подключать фонари и к стоп-сигналам (пункты 19.3 и 19.7 ПДД).
Габариты
Во время остановки или стоянки ТС в тёмное время суток, в условиях плохой видимости или же на неосвещённых участках трассы, на нём должны гореть все имеющиеся габаритные огни. Это же условие должно соблюдаться при буксировке машины, если процесс организован в тёмное время суток, в тоннелях и в условиях плохой видимости. В данном случае габариты могут быть дополнены работающей аварийной сигнализацией.
Несоблюдение обозначенных правил эксплуатации внешних световых приборов грозит водителю вынесением устного предупреждения. После чего на него может быть наложен штраф в размере 500 рублей (ст.12.20 КоАП РФ).
Вместо заключения
Внешнее освещение автомобиля призвано обозначать его положение в пространстве и обеспечивать благоприятные условия видимости как самого дорожного полотна и зоны обочины, так и находящихся на них объектов.
От технического состояния, корректности настройки и надёжности указанной системы автомобиля напрямую зависит безопасность всех участников дорожного движения. Именно поэтому транспортное средство с неисправными или сильно загрязнёнными внешними световыми приборами запрещено эксплуатировать законодательно (постановление Правительства РФ No 916 от 20.05.2022).
Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.