Найти в Дзене
Добавь цвета

Год первый. За город!

Весна пролетела в бешеном ритме. После каникул в Таиланде все были заняты по полной программе. Дети учились, взрослые занимались своими делами. Май подходил к концу, на улице установилась теплая погода, и все больше времени хотелось проводить на улице, а не в офисе или дома.

Начало

Предыдущая глава

Семейство только закончило завтракать. Дети убежали играть во двор, а родители допивали чай.

- Хочется выбраться на природу, - начал Демид, - Но не на эти рафинированные, вылизанные турбазы, а ближе к дикой природе.

- С ночевкой в палатке? – спросила с улыбкой Майя.

- Тоже вариант, но пока не так экстремально. Я, конечно, ночевал в палатке, но турист из меня так себе. Я бы предпочел что-нибудь поближе к людям, но подальше от города.

- Можно попробовать съездить в одну деревню, но я не знаю осталось ли там что-то. Мы там были очень давно, но места там очень хорошие.

- Что это за место? – поинтересовался Демид.

- Там когда-то жила моя бабушка, - коротко ответила Майя.

- Там остался ее дом?

- Нет, там ничего не осталось.

- Так почему нам туда надо?

- Воспоминания детства, да и просто место очень красивое.

- А что случилось с домом.

- Сгорел.

- А бабушка?

- Умерла.

- Похоже, что ты не хочешь рассказывать.

- Не хочу, да и рассказывать особо нечего. Мне было десять лет, когда бабушки не стало. Вместе с ней жил ее брат, которого за пьянку из дома выгнала жена. Бабушка его хоть как-то держала в узде, а после ее смерти он пошел вразнос, и однажды уснул с сигаретой в руке… Когда мы приехали, то от дома ничего не осталось, только закопченная печь стояла среди обугленных бревен. То, что осталось от дяди похоронили соседи, и больше мы туда не ездили. Во всяком случае, я там больше не была, а вот родители приезжали несколько раз на могилу к бабушке.

- И ты после этого все равно хочешь туда?

- Я не люблю вспоминать эту часть истории, а вот то, что было до этого, это светлые детские воспоминания. Вот к ним я и хочу прикоснуться.

- Далеко ехать?

- Это на границе с соседней областью. Километров 120-150, я точно не помню, но там шикарные леса, чистая речка, свежий воздух.

- Поехали!

- Что прямо сейчас?

- Да! Собери с собой обед, что-то из одежды на всякий случай, и будем выдвигаться.

- Хорошо. Дай мне полчаса.

- Пойду подготовлю машину, и позову девочек, чтобы они сходили в туалет, и тоже собрались.

***

Семья выехала как раз в очень удачное время, когда ранние дачники уже проехали, а поздние отдыхающие еще не выехали. Пролетев половину города за полчаса, и выйдя на трассу Демид погнал к границе области, туда, где их ждала почти нетронутая природа.

Мимо пролетали мотели, заправки, промышленные площадки, базы стройматериалов. Чуть дальше всего это уже не было. Начали появляться засеянные поля, паслись стада коров, сверкали небольшие речки, пробегали населенные пункты, которых дальше становилось все меньше и меньше. Пассажиров сморил сон, и большую часть пути Демид ехал под мерное урчание двигателя и мирное посапывание своего семейства.

По навигатору они уже довольно близко подошли к границе области, поэтому Демид разбудил Майю.

- Майя, посмотри, пожалуйста, далеко ли до деревни, а то мы уже почти доехали до конца области.

Майя всмотрелась в окружающий пейзаж.

- Давай чуть помедленнее. Боюсь пропустить поворот. А вон смотри знак. Нам направо.

- Угу.

На обочине стоял выгоревший знак примыкание второстепенной дороги и ниже покосившаяся табличка с надписью «Добровка». Второстепенная дорога не баловала качеством асфальта, а чуть дальше он вообще закончился, но ехать по грунтовке было чуть приятнее. Девочки тоже проснулись, и с интересом смотрели по сторонам. Впереди появилась развилка.

- Направо или налево? – спросил Демид.

- Направо.

- А что налево?

- Там раньше совхоз был.

- А сейчас?

- Понятия не имею.

- Просто туда дорога более наезженная. Может там что-то еще функционирует? Ладно, на обратном пути разберемся.

Машина свернула направо, и немного проехав, оказалась в небольшом лесочке.

«Сейчас проедем лесочек и выйдем к деревне», - пояснила Майя.

Вокруг молодой листвой шелестели березы, пели птицы, шуршали в прошлогодней листве какие-то мелкие зверушки. Сквозь листву пробивалось уже жаркое солнышко. Машина выехала из лесочка, и оказалась на открытой местности, где чуть дальше на небольшом пригорке виднелись редкие дома. Майя с волнением вздохнула и произнесла: «Нам туда»

Автомобиль въехал в деревню, и медленно двинулся по главной улице. Вокруг, за покосившимися и не очень заборами, стояли дома. На каких-то ставни были закрыты, дворы были заросшими, а заборы сильно покосились. Другие дома, их было меньше, выглядели жилыми. Людей пока не наблюдалось. Может они и были здесь, но показываться пока не собирались.

«Давай сейчас налево. Там был дом бабушки», - Майя махнула рукой в сторону ближайшего поворота.

За поворотом стоял полуразрушившийся дом, следом был пустырь, а дальше еще один полуразрушившийся дом.

«Вот здесь был бабушкин дом», - со вздохом сказала Майя, выходя из машины.

Все последовали за ней, и встали перед пустырем, заросшим бурьяном по самый пояс. Одичавшие яблони и заросли вишни уже выпустили первые листочки, от них не отставала груша. На участке не было даже следа от некогда находившегося на нем дома и других построек.

«Енто кто к нам пожаловал?», – сзади раздался скрипучий старческий голос.

Все резко обернулись. Позади них стояла сморщенная старуха, которая подслеповатыми глазами смотрела на гостей.

- Здравствуйте, - медленно произнесла Майя, вглядываясь в черты лица бабульки, - Мария Петровна?

- Нет, не угадала. Маруськи уже лет пять как не стало. Никифоровна я. Алевтина которая.

- Алевтина Никифоровна, да я вас вспомнила. Вы вместе с моей бабушкой коров доили. А как поживает ваша сестра Альбина.

- Верно помнишь, а вот сестренка моя уже давно не тут поживает, точнее не на этом свете. А ты знать Майка, внучка Васильевны?

- Да, это я.

- Ох, выросла то как. Я тебя последний раз на бабкиных поминках видела, почитай ужо лет тридцать минуло. А это, стало быть, твоя семья?

- Да это мой муж и наши девочки.

- Это хорошо, это правильно. Приехали деревеньку посмотреть, да бабушкину могилку проведать?

- Что-то в этом роде.

- Как видишь от деревни мало, что осталось. Спасибо хоть электричество не отрезали, и то благодаря фермеру, который совхоз выкупил. А могилку уже вряд ли найдете. Сперва за ней ухаживали как могли, а потом сил на это не осталось. Народу тут впрочем, тоже немного. Основная масса на кладбище перебралась. Я тоже уже туда давно поглядываю, да вот не пускают пока.

От этих слов девочки испуганно прильнули к отцу, а сам Демид поморщился, как от внезапной боли.

- Да, ладно. Чего тут стоять. Пойдем ко мне, я тут недалече живу. Чайку попьем, разговоры поговорим.

Майя вопросительно посмотрела на Демида. Тот одобрительно кивнул. Бабульку усадили на переднее сидение, чтобы дорогу указывала, и потихоньку тронулись по пустынным улицам.

«Вон у забора тормози», - скомандовала бабулька, - «Выпусти меня из своей тарантайки. Как тут дверь открывается я не пойму, и пойдем чай пить». Должно быть, британским инженерам пришлось бы долго объяснять, что такое «tarantayka», и почему их флагманский автомобиль так обозвали. Впрочем, Демиду было глубоко фиолетово как называют его машину, он за эти понты не цеплялся.

- Вот мой дом, - Алевтина Никифоровна открыла калитку и прошаркала по деревянному настилу внутрь двора. Двор был в приличном состоянии. Во всяком случае, не было ощущения заброшенности. Да, здесь не хватало сильной мужской руки, но в целом все было ухоженно.

- Давайте я вам помогу, - предложила Майя.

- Идем со мной за тарелками и чашками, а вы садитесь вон за стол под навесом, - обратилась старушка к Демиду с девочками.

- У нас собой есть еда, давайте мы ее на стол выставим, а то что мы будем ваши запасы подъедать? – забеспокоилась Майя.

- Ой, да ладно вам! Объедите вы меня. Мне не так много и нужно, - махнула рукой бабулька.

Тем не менее, Майя выложила на стол все, что они взяли с собой из дома. Потом принесли чашки, тарелки, чайник с кипятком, заварили чай в щербатом заварочнике, и сели чаевничать. Девочки сначала робко сидели со взрослыми, а потом пошли изучать двор.

- Идите, девоньки. За забор только одни не выходите. Так-то тут безопасно, но все же.

- Сколько тут осталось жителей? – поинтересовался Демид.

- У нас тут жилых семь домов. В зиму мы объединяемся, и живем в трех домах поблизости друг от друга. Так оно проще и спокойнее. Кроме меня еще шесть стариков. Веру на зиму забирает дочь, она живет в соседнем селе, а мы вшестером остаемся зимовать. Из мужиков у нас остались Прохор и Егорыч. В целом, живем неплохо. Держим огороды, скотины ни у кого нет, курей на сезон берем.

- А что тут за фермер? – продолжил выспрашивать Демид.

- А это Петровича внучок.

- Какого Петровича? Савелия Петровича? – уточнила Майя.

- Его самого, - подтвердила бабулька, - Сын Петровича, в свое время, уехал в город учиться, да так там и остался, но сюда наведывался, и Семена привозил. Впрочем, ты его должна помнить, вы с ним одного примерно возраста.

- Да, я помню Сёму, мы тогда всей толпой на велосипедах катались, да на речку бегали, - с улыбкой вспоминала Майя.

- Агась, ну вот, значится внучок в деда пошел. Тот был агрономом, да и Сёма в сельхоз пошел учиться, хотя отец его был против. Хотел, чтобы сын юристом стал, но он ему отвечал: «Папа, с моей деревенской рожей какой из меня юрист!». В общем, выучился он на агронома, там же в сельхозе жену себе нашел. Она зоотехник и ветеринар. Помыкались они по разным хозяйствам, детей троих нажили, а вот лет десять назад сюда приехали. Выкупили или взяли в аренду то, что осталось от совхоза, и начали строить свою ферму. Пока наши мужики в силе были чем могли им помогали. Не за деньги, а просто, чтобы чем-то полезным заниматься, да чтобы припасы на зиму сделать. Вот так ферма тут и появилась.

- А дом тут купить можно? – Демид уже начал подходить ближе к делу.

- Думаю, да. И даже далеко ходить не нужно. У меня же тут еще один дом есть. От сестры остался. По документам он мой. Я конечно, ждала, что ее дети вернутся, чтобы на них дом переоформить, но никто сюда так и не приехал… Поэтому я знатная домовладелица! Точнее ключница. У меня ключи почти от всех домов, в которых никто не живет, но есть надежда, что кто-то заявится, и вот тогда я ключи им и отдам.

- Как я понимаю, возвращаться за наследством никто сюда не спешит, - прокомментировал Демид.

- Ни разу никто не приехал. Может не знают, может забыли, а может просто никому ничего не надо, - помолчав старушка продолжила, - Я вот тут что подумала. Если вам здесь нравится, то приезжайте, останавливайтесь в доме моей сестры. Живите сколько хотите. Тут воздух чистый, тихо и спокойно, свои овощи, ягоды и грибы в лесу, рыба в реке. А если всерьез захотите тут остаться или часто здесь бывать, то я могу дом на вас переоформить. Мне самой ничего не надо, только похороните по-человечески, когда время придет. Вот и все условия.

После этих слов все замолчали. Каждый думал о своем. Демид нарушил молчание.

- А Семену дома тут не нужны?

- Нет. Он себе особняк отстроил, да бараки для приезжих работников выстроил. Постоянные работники себе рядом дома поставили. Он сюда заглядывает иногда. Спрашивает чем помочь, дорогу зимой пробивает. Дома помогает ремонтировать. С похоронами помогает… Ему тут ничего не нужно, это он так, из чисто человеческих побуждений, и старых воспоминаний, - бабулька замолчала.

- Алевтина Никифоровна, спасибо за гостеприимство. Мы хотели еще на речку сходить, посмотреть окрестности. По лесу погулять, да и домой нам надо возвращаться, - произнесла, чуть помолчав, Майя.

- Конечно, идите. А над моим предложением подумайте. Я все равно туда с собой эти дома не заберу.

С разрешения хозяйки машину оставили возле ее забора, а сами пешком пошли осматривать окрестности. Сразу пошли в сторону реки, выход к которой располагался за небольшим леском. Выход к воде был пологий, а сквозь прозрачную воду видно было дно с мелкими камушками. Возле берега играли мальки, а на середине плескалась рыба покрупнее. Из камышей вылетела огромная цапля, с берега в воду прыгнули лягушки, где-то в траве зашуршал уж. Вода была холодной, поэтому можно было только любоваться окружающей природой. Походив по берегу реки, решено было пойти назад. Майя вспоминала где проходили лесные тропинки, и заметив одну из них предложила пройти по ней, чтобы выйти к другой стороне деревни. Тропинка была хоженой, поэтому идти было легко. В глубине леса живописно зеленели замшелые коряги, из под земли пробивались папоротники, начинали зеленеть островки ежевики, то тут, то там перекликались птицы. Один раз даже на тропинку выскочил пугливый заяц, посмотрел на путников, и задал стрекача, чем сначала немало напугал, а потом повеселил девочек. Наконец тропинка вынырнула из леса, и уперлась в местное кладбище. Майя растерянно произнесла: «Кажется, я ошиблась тропинкой». Перед ними стояло заросшее бурьяном сельское кладбище. Где-то еще были видны деревянные кресты, где-то они уже давно сгнили и упали на землю. Металлические памятники были покрыты ржавчиной, но несколько памятников имели достаточно свежий вид.

- Бабушкину могилу искать будешь? – спросил Демид.

- Я ее не найду, надо будет у баб Али спросить.

- Мама, пойдем отсюда, - начала канючить Марика.

- Да, давайте пойдем обратно. Искать будем в другой раз, и без детей, - сказала Майя, и направилась по тропинке вдоль кладбища.

Довольно быстро вышли к другому краю деревни. Прошлись по пустынным улицам. На крайней улице дома все были нежилые, а многие уже сильно обветшали, и готовились превратиться в труху.

- Унылая картина, если смотреть только на эти останки, - прокомментировал Демид, - Но если посмотреть в целом, то мне здесь нравится. Здесь время замедляет свой бег. Что скажешь?

- Мне тоже здесь нравится, но как тут жить, я пока не представляю, - ответила жена.

- Жить, как все живут. Тем более что тебя никто не заставляет сюда перебираться насовсем. Приехать на пару-тройку недель или даже не выходные, вот и все, что нам нужно от этого места.

- Ну, я не знаю…

- Давай воспользуемся предложением Алевтины Никифоровны, а там видно будет. Девочки, как вам в деревне?

- Здесь интересно, - ответила Вероника, - Я никогда не была в таком месте.

- А я хочу еще раз зайчика увидеть и погладить его, - сказал Марика.

- Давайте на каникулах приедем сюда на пару недель, - предложил Демид, - Поживем, и уже тогда решим надо нам это или нет.

Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, и договорившись о возможном приезде где-то через месяц, семья отправилась домой, но Демид уже хотел купить в этом месте дом.

Продолжение следует…

Дети
51,7 тыс интересуются