Вообще-то это может касаться любого ребенка, не только детей с ментальными нарушениями или любыми иными особенностями развития. Просто я работаю конкретно с "особенными", поэтому наблюдение веду исключительно за ними.
И в роли адвоката может выступать не только мамочка ребенка, но и множество других взрослых людей, которые относятся ко всем деткам снисходительно, терпеливо и мягко.
Но, что удивительно, среди таких "адвокатов" я еще ни разу не встречала людей, которые непосредственно с этими детками находятся ежедневно: тех, кто работает в этой сфере и вынужден "общаться" с ребятами не несколько минут (например, соседку попросили посидеть с малышом, пока мама отлучилась в аптеку, или, допустим, девушка встретила на улице подружку, выгуливающую своего ребенка и "заболталась" с ней, или по дороге на работу, в автобусе попался шумный маленький попутчик с мамой), а постоянно, в течение всего рабочего дня. И в "компании" - еще 30 (или больше) таких же ребят: хоть одновременно присутствующих (как у воспитателя), хоть последовательно (как у дефектолога или логопеда).
То есть, когда чей-то ребенок себя плохо ведет и неприятно удивляет окружающих, но при этом он находится с мамой или каким-то еще родственником, еще лучше - вне стен детского учреждения, а ты в этот момент - не воспитатель, не учитель, а просто прохожая, попутчица или та же соседка, и вообще - человек, "не несущий ответственности" - то да, тут уж вполне можно это потерпеть. Всё же, люди - взрослые, понимающие, у самих могут быть дети...
Ну а если кто-то будет негодовать и сделает замечание - вполне допускаю, что найдутся и те (из "чужих"), кто будет ребенка защищать и говорить, что он - маленький (или "особенный") и не может контролировать свое поведение, и вообще "следите за собой" .
Но есть и особо принципиальные взрослые люди (тоже не педагогические работники), которые всё равно будут настаивать на том, что ребенок - плохой, неуправляемый, и вообще - заслуживает ремешка! А особенно у таких людей "припекает", когда мамочка начинает защищать ребенка милыми, смешными и нелепыми оправданиями.
Интересно заметить: чем более объемны и витиеваты оправдания, тем сильнее растет возмущение у лиц осуждающих! Что касается лично меня (как представителя "педагогического" лагеря) - так эти оправдания не то что злят меня, а забавляют и формируют мнение о человеке. Но оно (менение) - мое личное, и навязывать я его никому не буду.
Да и вообще, работая в государственном спецучреждении для детей с особенностями развития (кружковым педагогом), слышала столько оправданий поступков детей, что оставалось брать блокнот и записывать.
Мальчик И.
Ребенок, проходивший трехнедельный курс в нашем стационаре в конце прошлого года. Мальчишка 4 лет, ментальные нарушения (нехорошая "эфка").
Речи - нет, простые задания - не выполняет (не хочет), еда и туалет - хоть и неаккуратно, но вполне может сам справиться (если сильно не "раскочегарится"), обращенную речь понимает частично (только если одновременно с тактильным и зрительным контактом).
Брать рукой, удерживать, переставлять предметы - умеет (но только те, что сам захочет, а не в рамках заданий). Ну и хорошо умеет подражать движениям (прыгать, стучать или махать, глядя как это делает персонаж из идущего в данный момент мультика).
То есть - есть от чего плясать и к чему стремиться.
Но вот мама мальчика... несомненно, она его очень любит и всегда готова прийти к нему на помощь. И на занятиях - она всегда за него переживает, помогает (делает почти всё за него, ибо не может уговорить на самостоятельные действия, и также не дает это делать педагогу), боится, что "тётя плохо подумает" и переходит в "наступательную оборону" (если такая бывает), а именно - к тем самым "оправданиям". И не только на занятиях.
- Например, И. на уроке у логопеда не хочет ничего делать (как всегда), просто садится на пол, упирается руками и кричит, кричит, кричит... Громко, широко открыв рот, но нахмурив брови. А мама говорит логопеду:
- Ой, вы не придирайтесь к нему, просто он у нас - певец! Во-от какой певец!
- Или: когда детки фотографировались у елочки в фотозоне, наш И. - всегда лез впереди всех (даже к телефонам чужих родителей), отпихивал своих товарищей и стремился встать напротив "фотографа", загораживая остальных ребят. А в ответ на просьбы других мам "убрать И. и дать возможность другим сфотографироваться", мама отвечала:
- Ну зачем вы так грубо? Просто он у нас - модель! Во-от такая модель!
- Или еще (няня из стационара жаловалась): получив от юного деда Мороза (об этом - есть публикация) в подарок цветные карандаши, он, вполне себе зная, как используются карандаши, взял и хорошо так начиркал каляки-маляки на стенах в палате. Няне, конечно, пришлось, "улыбаться и махать" (тряпкой), но ведь... истинное настроение няни мамочка И. все равно заметила и сказала:
- Вы уж извините нас. Просто он у нас - художник! Во-от такой художник!
Я не шучу! Именно так! И это - еще не всё из всего, что я слышала, а то и видела своими глазами!
- На занятии у моей соседки по кабинету (учителя ИЗО): стучал по столу руками и, размахивая фартуком, сбил со стола баночки с гуашью (хорошо, что пока закрытые). И тут же вскочил и стал весело их пинать и катать по полу. Соседка же - приобняла И. сзади, присела на корточки, взяла его руки в свои и говорит:
- Давай-ка сейчас вместе баночки соберем. Ручками, а не ножками!
Ну а мама отвечает:
- Да он любит всё пинать. Он у нас - футболист. Во-от какой футболист!
И это - тоже еще не всё! Но развязка - близится...
К нам в учреждение приехали студентки-волонтеры с новогодней сказкой. Кстати, замечательные девочки - позитивные и добросовестные!
А наш И., улучив момент, во время мероприятия выбежал на сцену и стащил у одной артистки (которая Кощея играла), корону с головы, пока та присела возле "ларца".
Радостный И. нацепил корону на голову, запрыгал (так, что корона до самого рта наделась)... Кто-то из зрителей - засмеялся, кто-то - загудел, кто-то - зашептал. Ну а мамочка - правильно, угадали! Она сказала:
- Ой, сейчас-сейчас заберу, подождите. Просто он у нас - принц! Во-от такой принц!
И, без всяких криков и проволочек, сняла корону с И. и быстренько передала девушке-Кощею.
Мама - не какая-то там!
Если что, мама И. - вовсе не кричит, что "все должны преклоняться, расступаться и сандалики целовать" ее сыну. И ей не "западло" извиниться, если сынок - ну совсем уж переходит черту. Но... вот так она говорит. Всегда.
И даже после этого спектакля она потом сама к девочкам-артисткам подошла с извинениями:
- Миленькие, вы уж простите, что так получилось. Просто он...
И тут вмешалась бабушка одной из наших маленьких воспитанниц и перебила, грозно сказав:
- Просто потому что он - во-от такой невоспитанный, избалованный и наглый малец, которому всё сходит с рук! А вы, дорогая, только и делаете, что потакаете ему в этом! Я бы своих за такое - ууух как наказала! Вот увидите, поплачете вы с ним, он вам еще устроит! Сядет на голову - и ножки свесит!
Как происходил дальнейший диалог - честно, не слышала (да и не очень-то хотелось). Мы с коллегой пошли провожать гостей в вестибюль и помогали им нести пакеты с костюмами.
И волонтеры, когда делились эмоциями о проведенном мероприятии, уже не о спектакле говорили, не о тяжелых детках с непривычным поведением, а всё только о строгой бабушке:
- Ох и крутая женщина!
- Угум, наверное, бывшая учитель или воспитатель!
- Представляю, как у нее дома все по струночке ходят, хи-хи!
- Но бабуля-то права! И смелая какая, в глаза высказала!
- А мне что-то даже жалко мамку эту. Пацанчик у нее - вроде забавный такой.
Ну, кому как... Кстати, есть уже в моем опыте пару наблюдений на эту тему. Когда дело касалось дисциплины на мероприятиях, уже неоднократно такие ситуации "вывозили" именно бабушки!
Только вот жаль, что таких бабушек - не очень много и у них нет времени, чтобы проводить мастер-классы по передаче опыта молодым мамочкам. А ведь было бы неплохо хотя бы в рамках детских учреждений ввести такие формы работы!
Но вот эти оправдания: "он у нас - ... адмирал Иван Федорович Крузенштерн" - ну ей богу, неумно!
Но все равно, пусть у всех всё будет хорошо. Просто так и без повода.
Вам, дорогие читатели, успехов и процветания.