Найти тему
TacticMedia

Игорь Борисенко Звено «Норвегия»: арктические «карандаши» Люфтваффе

Предыстория и подготовка

Для работы над тылом советских войск на кандалакшском направлении использовалось подразделение, уже упоминавшееся в статье о ближних разведчиках – звено дальней разведки «Норвегия» (F-Kette Norwegen). Первое время оно даже подчинялось командиру 1.(Н)/32, гауптманну Либингу, но потом перешло под начало непосредственно Штолюфта (StoLuft – штабной офицер Люфтваффе при АОК «Норвегия»).

В отличие от отряда «хеншелей», звено дальней разведки было совсем свеженьким, сформированным специально для кампании против Советского Союза на Севере. Во многих других аспектах Люфтваффе показалось, что для быстрого достижения намеченных целей можно будет обойтись минимальными средствами (один отряд ближних разведчиков на два направления, всего по одному отряду истребителей и бомбардировщиков), но в случае с разведкой кто-то решил, что сил одного отряда дальних разведчиков (1.(F)/124) будет недостаточно. Может быть, роль сыграл тот факт, что приходилось держать часть этого подразделения на Банаке.

Как бы там ни было, 2 мая 1941 г. обер-лейтенант Конрад Кнабе (Knabe), служивший в штабе Штолюфт АОК Норвегия в Осло, получил от начальника задачу организовать на аэродроме Ваймар-Нора звено дальней разведки «Норвегия» (при АОК). Сам Кнабе был 1915 года рождения, с самого начала войны он служил в отряде 3.(F)/22, сначала в Польше, а потом в Норвегии, и в штаб прибыл лишь незадолго до своей новой миссии. Так как в течение 1940 г. обер-лейтенант выполнял разные особые задания на севере Норвегии в составе неофициально созданной «специальной команды Север в разведывательной группе Томас 5 Воздушного флота», то он имел некоторый опыт полетов в Финнмарке, над Финляндией и Рыбачьим – то есть практически местом будущего применения. Для вновь создаваемого звена Кнабе пожелал получить тогдашние самолеты, а именно «Дорнье» Do-17P, и тогдашние экипажи вместе с первыми механиками. В результате первоначальный состав подразделения включал три «летающих карандаша», к которым прибавили довольно много всяких вспомогательных самолетов: Fw-58 «Вайхе», 3 Fi-156 и даже один Ju-52! «Шторьхи» сразу поставлялись в варианте, предусматривающем установку лыж вместо колес на зиму. В качестве бортового кода самолеты получили «1R+_H». Боевые самолеты имели буквы «А», «В» и «С», «юнкерс» - «G», «Вайхе» - «Y». У Fi-156 обозначения были совершенно другие: «DH+MR», «DH+MU», «KH+YG».

Обер-лейтенант Кнабе
Обер-лейтенант Кнабе

В качестве экипажей Кнабе имел обер-фельдфебеля Х. Коволлика (Kowollik) и гефрайтера В. Хубера (Huber) – для своего самолета с литерой А; самолетом В управлял пилот обер-фельдфебель Э. Зорге (Sorge), наблюдателем являлся лейтенант доктор Х. Шубринг (Schubring), бортрадистом – фельдфебель Э. Кайзер (Kaiser). Третий экипаж составили фельдфебель Э. Максайнер (Maxeiner), обер-фельдфебель Ф. Ланге (Lange) и гефрайтер М. Шик (Schick).

Кроме них и летного персонала вспомогательных машин к звену, несомненно, были приписаны еще техники, связисты, работники фотолаборатории и прочие. Всего сначала их было около 45 человек, из них 16 – летчики. По документам Штолюфт АОК, звено должно было быть укомплектовано 3 полными экипажами (пилот, наблюдатель, бортрадист), кроме того иметь еще от 2 до 7 летчиков в чине обер-фельдфебель, 3 первых механика, 2 вторых механика, 1 бомбовый механик, 2 механика R.u.S., 1 радиомеханик, 1 фельдфебеля по аэрофотосъемке и 4 нижних чина у него в подчинении – итого 24 человека. У них имелся 1 средний легковой автомобиль, 1 мотоцикл с коляской, 1 легкий грузовик (в качестве стартера), 1 средний грузовик. Как мы увидим позднее, как минимум автотехника и фотолаборатория к началу войны до места не дошли. К началу июня подразделение в общем и целом было сформировано и готово к перебазированию. Предположительно, маршрут был такой: Ваймар – Нора – Ольбор-Западный (Дания) – Осло-Кьеллер – Тронхейм-Вёрнес, Будё – Банак. Если самолет не мог достигнуть цели за один перелет, он садился где-то промежуточно для дозаправки.

Перелет начался с жуткой трагедии. 4 июня 1941 г. все три «Дорнье» стояли на старте с работающими моторами, когда на поле выбежала жена лейтенанта Шубринга, потрясая каким-то письмом в руке, которое она пыталась передать мужу. Поток воздуха от моторов машины «В» захватил ее длинные волосы, затянул в винт и она погибла на месте.

Старт был отложен. Машины А и В все же улетели в Ольборг в тот день после полудня, но Шубринга во втором самолете заменил Ланге. Машина С осталась пока на месте. Остальные самолеты звена добирались отдельно: «юнкерс» летел вообще сам по себе, а «шторьхи» и «вайхе» – через многочисленные промежуточные аэродромы группой. Они прибыли на аэродром Рованиеми 17 июня.

Do-17Р «1R+AH»
Do-17Р «1R+AH»

Печальные происшествия с «дорнье» продолжались. Все та же злосчастная машина «В» на Ольборге при рулежке получила повреждения левой стойки шасси и левого мотора – того самого, что убил женщину. Исправить все можно было только долгим ремонтом. Поэтому, когда самолет «С» догнал остальных на Ольборге, то было решено: Шубринг с экипажем своей злосчастной машины остается в Германии, чтобы получить другой Do-17 («D»), а прежний экипаж «В» пересаживается на «С» и летит вместе с «А» дальше. Сразу стоит упомянуть, что череда бед для самолета «В» на этом не закончилась. После ремонта 13.7.41 экипаж Люфтгау Осло погнал его через Швецию на Рованиеми, но не долетел и был вынужден садиться в Швеции (около Мюкле) из-за нехватки топлива...

Читать полностью на сайте >>>