Ни для кого не является открытием, что нынешние воспитатели, да и вообще любые педагогические работники любого детского учреждения, в своей работе должны быть максимально сдержанными, терпеливыми, добрыми и всепрощающими. Одним словом - святыми. И это не сарказм!
Сколько уже миллионов раз, везде, хоть в прессе, хоть на электронных просторах, хоть в обычных городских новостях "муссировались" случаи, когда педагогов обвиняли в нехорошем обращении с воспитанниками, выставляли их перед страной ну просто невообразимыми чудищами. И ведь даже не за какие-то конкретные действия (в доказательство которых почему-то не демонстрировали ни видеозаписи, ни фото), а просто за то, что не так посмотрел на ребенка, не так дружелюбно что-то сказал, не так встретил, не улыбнулся, не ответил маме воспитанника на срочный вопрос в чате в 4 часа утра. Это - тоже не сарказм.
Сама видела!
Не шучу и не преувеличиваю, ибо наблюдаю много чего интересного у себя на работе в спецучреждении санаторного типа для детей с ОВЗ.
Только работаю я не конкретно воспитателем на группе, а веду кружковые занятия и анимационные мероприятия. Но, тем не менее, встречаюсь с детьми ежедневно и в течение всего рабочего времени, и постоянно "вхожа" в стационары, где наши особенные ребята и пребывают.
Тех детей, кто ввиду своих "особенностей" не может обслуживать себя совсем (или частично), сопровождают родители, остальных - воспитатели (ибо детки проживают свой трехнедельный курс без родителей). Вне зависимости от возраста ребенка. Такие правила.
А работу воспитателей вижу отлично, пусть и не внутри круга, но находясь рядышком-рядышком! Кстати, так даже виднее.
Игровая комната - родной уголок воспитателей
Однажды захожу в стационар, чтобы забрать двух ребят к себе на творческое занятие (по расписанию). А в игровой комнате, где всегда находится народ между процедурами и занятиями, вроде бы обычная обстановочка:
- мамы на диванах вдоль стены с телефонами сидят, а одна - даже с книгой
- некоторые дети - на коврике машинки гоняют или здания строят из мягких кубиков
- за одним столиком - небольшая компания деток играют в настолку с одной из мамочек
- за другим столиком - девочки сидят, раскрашивают принцесс
Идиллия!
Почти.
Если не считать, что по комнате постоянно бегают еще другие детишки, которые не играют, а кричат, залезают под столы и на столы, ломают построенные из кубиков домики, а могут и стулья опрокидывать, а уж случайно или нарочно это известно только им самим. Или нет.
Но, это всё - лишь небольшие издержки, для нашего учреждения - это норма. К тому же, за "такими" детками следят сопровождающие мамочки, а воспитатель - лишь следит, чтобы ребенок, опрокидывая стул или игрушку с полки, не ушибся сам и не покалечил тех детей, которые находятся в стационаре без мам.
Одинокий Толик
А тут смотрю: возле стеночки, отдельно от всех, сидит на стульчике вполне себе сохранный наш воспитанник Толик (мальчик 5-ти лет, психоречевые нарушения, какие именно - говорить не велят).
В целом, мальчишка относительно вменяемый и неглупый (могу точно сказать, ведь уже неоднократно занималась с ним). Толик - как раз один из "безмамников" в стационаре.
Прохожу в комнату, здороваюсь с Толиком отдельно (ведь сидит-то он тоже отдельно), а девочка Соня (тоже "безмамница") дергает меня за рукав и говорит:
- Вы с ним не разговаривайте, он наказан! Его воспитатель посадил.
Я не стала спрашивать, почему и за что его наказали (всё же моё дело было - забрать детей на урок), но Соня продолжила сама:
- Толик отобрал у Антоши мозаику. А потом убегал с ней от него, а Антоша тоже бежал. Бежал и упал. И заплакал. А потом Толик сказал, что Антоша - плакса и слабак!
Ну, думаю, значит, правильно, что наказали. Пусть посидит и без мозаики, и без игр, и поймет, что поступил с Антошей некрасиво. К тому же, Антоша - младше, мельче и действительно слабее Толика. А обижать слабых - это фу, не по-мужски! и Толик - достаточно развит, чтобы это понять.
Ладно, это уже не мое дело. Воспитательница отдала мне нужных детей, и мы ушли на занятие.
Однако
Вскоре (но не в этот день) воспитательницу вызывает к себе ЗамЗама на строгий разговор.
Как оказалось, одна из мамочек, сидевших в игровой (заметим, чужая мамочка, а не Толина), решила проявить инициативу и поиграть в "Мисс Омбудсмен", пожаловавшись на воспитательницу за то, что она унизила Толика, отсадив его подальше от детей. Подумать только, наказала маленького, ни в чем не повинного человечка, который просто играл и никого не обижал! Так пусть лучше её саму накажут, чтобы она лучше за детьми следила!
- А что я такого страшного сделала? - с искренним удивлением и расстроенно спрашивает у меня воспитательница, - я его не обзывала, не хватала за руку, да я даже голоса не повышала, а просто попросила его присесть на ТИХИЙ стульчик. Хотя бы даже для того, чтобы он сам успокоился, отдышался и перестал гоняться. Где тут можно найти унижение?
И, кстати, правда!
Насчет "тихого" стульчика…
Недавно где-то читала заметку об одной злющей-презлющей воспитательнице обычного детского сада, которая поставила у себя в группе стул позора. И отправляла всех наказанных ТУДА. И не просто сажала, а всей группе громко докладывала:
- Вот, посмотрите, какой наш Ваня (Петя, Дима, Алёша и т.д.) нехороший! Он у нас отправляется на стул позора! Смотрите-смотрите! Пусть ему стыдно будет!
Вот такая подача - это да, форменное "давилово"! Тут я целиком согласна, что воспитатель перегибает палку и ведет себя… ну не по-воспитательски. Или даже не совсем по-человечески. Мегера и мымра, в общем!
А наша воспитательница…
Она - ангел во плоти, чесслово!
Да и другие стационарные воспитатели: никто и никогда не кричал на детей. Во-первых, они понимают, что детки - далеко не все соображают, а следовательно, "предмет крика" все равно не поймут, а только лишний раз перепугаются, и с испугу начнут "бузить" еще сильнее. Во-вторых, все наши игровые комнаты - проходные, и "наблюдателей-барабанщиков", которые еще и любят переиначивать информацию - там пруд пруди. Ну а в-третьих - да просто воспитатели добрые, почему бы нет?
И "тихий" стульчик - это не унижение, не крик, не угол, не злые слова, и уж тем более не "ручная расправа". Это просто "тихий" стульчик.
А вариант, который предложила ЗамЗама (со всем уважением!) - по-моему, здесь "не канает". Она предлагает посадить ребенка за стол, дать пособие или лист с карандашами.
Прекрасно!
Но ведь… пособие - это та же игрушка, а рисовать - вовсе не неприятное действие. Да и вообще, когда ребенок занят каким-то приятным, пусть и "тихим" действием, то "подумать о своём поведении" ему недосуг. И где тогда тут наказание? Как его распознать? Хммм…
А "тихий" стульчик – это уже другое. И для ребенка, похожего на Толика - неплохой вариант.
И, если что, когда приезжавшей на выходных Толиной маме "доброжелатели" заботливо передали информацию о случае, Толина мама одобрила действия воспитателя. И вообще, сказала, что угол - тоже бы подошел. Вот так!
А Вам, дорогие читатели, поменьше таких "доброжелателей", которые "для вашего же блага", а побольше искренних и любящих такими, какие есть.