Родители, учителя недовольны. Самый популярный предмет в 2023 году для сдачи на ЕГЭ и ОГЭ – обществознание. В нашей стране до сих пор большой спрос гуманитарные на социально-экономические специальности вроде юриспруденции. И для этих направлений без обществознания никак.
Но после очередной неоднозначной инициативы от наших законодателей всё может измениться.
В Минпросвещения хотят убрать обществознание из программы 6-8 классов и оставить только в старшей школе. С 9-го класса. Проект приказа опубликован на федеральном портале правовых актов под номером 145906.
Однако эти изменения хотят внедрять не сразу. Если приказ утвердят, то он вступит в силу только 1 сентября 2025 года. Правда, некоторые учителя предполагают, что перераспределять часы начнут уже с 1 сентября 2024 г., дабы подготовить учеников более плавно.
Тем не менее родители уже подсчитывают затраты на репетиторов. Иначе как за год подготовиться к экзамену, если по факту всего час урока в неделю?!
Решение пока не принято, есть только проект приказа Минпросвещения России.
Но он уже возмутил многих.
Как сейчас изучают обществознание — в 6-9-х классах отводится 136 часов, по одному в неделю, в 10-м и 11-м классах — по два в неделю.
Как предлагают сделать:
9 класс — 34 часа за весь период обучения.
В 10 классе — один час в неделю на обществознание.
11 класс — два урока в неделю. Здесь без изменений.
«Нет ни одного прецедента в школьной программе, когда ОГЭ сдается после всего года изучения предмета, — считает учитель и Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
И внимание! Освободившиеся часы хотят заполнить уроками истории.
В результате количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476.
5 – 7 класс — должен появиться модуль «История нашего края».
8-й класс — планируется увеличить число часов, отведённых на изучение всеобщей истории и истории России.
Это в том числе делается «для реализации поручения президента России по разработке согласованного подхода к преподаванию истории родного края».
Интересно, что 22 января прозвучало вот такое заявление от сенатора Екатерины Алтабаевой:
«У нас этот предмет преподавался с 6–7-х классов, сейчас будет выведен он в старшее звено. Но главное не в этом, а в том, что программа уже меняется. Потому что она по своему содержанию не отвечает той суверенной системе образования, единому образовательному процессу, который мы сейчас выстраиваем».
И только через месяц проект приказа опубликовали.
Да, есть люди, которые всерьёз считают, что изучение основ гражданского общества и права в 12 лет рано. И не надо неокрепший мозг погружать в эти высокие материи.
Другие говорят, что без обществознания дети выйдут из школы малообразованными и не смогут сдать ЕГЭ. Я так не думаю, истина где-то посередине.
Если детей заинтересовать, они с удовольствием будут учить предмет.
Однако в былые времена обществознание в основной школе было только в 8-м и 9-м классе. Только потом увеличили часы из-за увеличения спроса на гуманитарные предметы. И изучать с 6-й по 9-й класс.
В пресс-службе Минпросвещения заявили, что подача материала станет более «практико-ориентированной». И никаких трудностей в сдаче ОГЭ это за собой не повлечёт.
Основное содержание предмета сохранится, включая изучение правовых основ и основ государства.
Учебники по обществознанию
Но это ещё не всё. С сентября прошлого года стало известно, что Минпросвещения России ведет разработку нового учебника по обществознанию, часть которого будет посвящена финансовой грамотности.
Сейчас основная серия учебников выпускается под редакцией Л. Н. Боголюбова (для всех классов), также для подготовки к ЕГЭ используют издания О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой. Для старшей школы ещё используют красочную книжку от Р. С. Гринберг, Г. Э. Королёвой, О. Б. Соболевой, издательство «Вентана Граф».
Профсоюз «Учитель» подготовил петицию Министру просвещения РФ
Кравцову С.С. Она называется «Нет - ликвидации обществознания в школе!»
В основном там абстрактные доводы о том, что сокращение «создаёт социальные угрозы для школьников, которые не получат должного уровня подготовки к самостоятельной жизни в обществе»; «Не предполагается рассматривать человека как участника правовых отношений».
Но есть очень интересные аргументы.
1. «Не все преподаватели обществознания, особенно в больших городах, являются одновременно историками. Из школы могут уйти специалисты – экономисты, юристы».
2. «Выпускник основной школы вообще не будет изучать право».
3. «Каков будет уровень подготовки абитуриентов, поступающих на юридические, экономические, социологические факультеты? Вузовским преподавателям придется на первом курсе учить студентов тому, что дети сейчас изучают в школе».
С этим тремя тезисами согласен. При помощи обществознания школьникам хоть как-то о праве рассказывали, о юридических отношениях. А теперь что?
В основном просят, чтобы начали широко обсуждать эту неоднозначную инициативу и привлекли всех сторон: учителей, учеников и родителей.
Как думаете, отменят обществознание в средней школе или найдут компромисс?