Найти тему
Sorokin

Кратко про книгу «История начинается в Шумере» Сэмюэла Крамера

Оглавление

Содержание:

  • Про автора
  • Краткий пересказ
  • Моё мнение о книге

Про автора

Когда историки открыли древний шумер и стало ясно, что именно шумеры стоят у начала человеческой культуры, один американский археолог написал книгу под названием «История начинается в шумере».

Это был Сэмюэл Ноа Крамер - американский востоковед и ведущий шумеролог мира. Крамер опубликовал более 250 работ и считался ведущим шумерологом в мире благодаря своей научной интуиции и глубоким знаниям. Он внёс огромный вклад в шумерологию, популяризовал шумерскую литературу, сделав её доступной для массового читателя.

В 1959 году была написана «История начинается в Шумере». Книга имела большой успех, ее название стало крылатым выражением.

Так что же в этой книге?

Краткий пересказ

1.Образование Первые школы

Шумерская цивилизация имела развитую систему образования, основанную на обучении шумерскому письму. Обучение включало изучение лингвистики, математики и грамматики, а также переписывание литературных произведений. Методы и техника преподавания в школах Шумера были основаны на лингвистической классификации и заучивании текстов. Ученики ходили в школу каждый день и проводили там с утра до вечера, обучение длилось годами. Дисциплина в школах Шумера включала использование палки для наказания за ошибки и небрежность. Обнаружены здания, которые предположительно являются школьными, но они мало отличаются от обычных жилых домов.

2.Школьные будни Первый «подхалим»

Был найден документ посвящен повседневной жизни шумерского школьника, написанный неизвестным учителем за две тысячи лет до нашей эры. Текст описывает мало изменившуюся человеческую природу за прошедшие тысячелетия. Шумерский школьник похож на современного, боится опоздать в школу и сталкивается с телесными наказаниями. Учитель в те времена имел низкие доходы и радовался дополнительным приношениям и подаркам от родителей учеников.

Текст начинается с прямого вопроса, обращенного к ученику, и описывает его повседневную жизнь в школе. Ученик сталкивается с различными наказаниями за опоздания, болтовню и нарушение дисциплины. Документ показывает мрачную и неприветливую школу, сухую программу обучения и суровую дисциплину.

В страхе, с бьющимся сердцем, предстал я перед учителем и почтительно поклонился ему».
Однако почтительность не помогла: как видно, это был черный день для нашего ученика. Ему досталось от разных учителей и за болтовню, и за то, что он встал с места во время урока, и за то, что вышел за ворота школы. Но хуже всего было то, что учитель сказал ему: «Твоя рука (рукопись) никуда не годится», и снова побил его палкой.
Урок в шумерской школе
Урок в шумерской школе

3.Отец и сын Первый «несовершеннолетний правонарушитель»

Начале главы представляет собой отрывок из шумерского текста, описывающего взаимоотношения отца и сына.

Отец выражает разочарование и огорчение из-за неблагодарности сына. Он призывает сына следовать по его стопам и выбрать отцовскую профессию, которая необходима для передачи человеческого опыта. Концовка текста благополучная, отец благословляет сына и молится за него.

«От недруга твоего, который желает тебе зла, да спасет тебя бог твой Нанна!
От нападающего на тебя да спасет тебя бог твой Нанна!
Да пребудет с тобой расположение бога твоего,
Да осенит тебя человечность, да проникнет она тебе в голову и в сердце,
Да услышат тебя мудрецы города,
Да будет имя твое прославлено в городе,
Да назовет тебя бог твой счастливым именем,
Да пребудет с тобой милость бога твоего Нанны,
И да пребудет с тобой благословение богини Нингаль!»

4.Международные отношения Первая «война нервов»

В начале автор рассказывает нам отрывок из шумерского мифа, описывающего конфликт между Энмеркаром и Араттой. Энмеркар просит мудрого посланца передать свои слова правителю Аратты. Посланник должен передать угрозы Энмеркара разрушить город и сравнять его с землёй. Инанна (богиня продовольствия), также ополчается против Аратты и посылает свое слово, но оно отвергается. В рассказе описывается, как посланец преодолевает горы и приближается к Аратте.

Посланец передает слова Энмеркара правителю Аратты. Он ему обещает передать их своему царю, которого он называет «отпрыском того с блестящей бородой, которого родила его могучая корова на горе сияющего меня, который вырос на земле Аратты, которому дали пососать вымя доброй коровы, которая подходит для должности в Кулабе».

Правитель Аратты отвечает, что о подчинении Уруку не может быть и речи, потому что сама Инанна избрала его на этот пост и власть. Но затем вестник сообщает, что Инанна была провозглашена королевой в Э-ане (обнесённый стеной священный участок древнего города-государства шумеров Урук в Южном Двуречье (Южный Ирак), место почитания богини Инанны) и даже пообещала Энмеркару заставить Аратту поклониться Уруку.

Правитель Аратты, ошеломленный этим сообщением, передает Энмеркару через его посланца ответ, осуждая его за то, что он хочет прибегнуть к силе оружия. Правитель предпочитает, чтобы вопрос был решен поединком двух воинов, представляющих каждый свою страну. Вместе с тем, поскольку Инанна от него отвернулась, он готов подчиниться Энмеркару, при условии, что тот пришлет ему много зерна. Посланец возвращается в Урук и передает этот ответ Энмеркару и что Инанна убедит его, что она оставила Аратту и подтвердит свою верность Уруку.

Вестник возвращается в Энмеркар с этим ответом, и на следующий день Энмеркар действительно отправляет ячмень в Аратту вместе с вестником и требованием прислать еще больше драгоценностей.

Повелитель Аратты в порыве гордости отказывается и вместо этого просит Энмеркара лично доставить ему эти драгоценные камни. Услышав это, Энмеркар тратит десять лет на подготовку богато украшенного скипетра, затем отправляет его в Аратту со своим посланником. Это пугает владыку Аратты, который теперь видит, что Инанна действительно оставила его, но вместо этого он предлагает устроить бой один на один между двумя из двух городов, чтобы определить исход все еще продолжающегося дипломатического конфликта с Энмеркаром.

Правитель Урука отвечает, принимая этот вызов, одновременно увеличивая свои требования к жителям Аратты сделать значительное подношение для Э-аны и абзу, иначе они столкнутся в войне. Чтобы освободить посланца, будучи осажденным, больше не может вспомнить все послания, которые ему поручены, Энмеркар прибегает к изобретению: письму на табличках. Вестник снова пересекает «семь гор» в Аратту со скрижалями, и когда правитель Аратты пытается прочитать послание, Ишкур, бог бури, вызывает сильный дождь, в результате которого вырастают дикая пшеница и нут, которые затем приносят правителю. Видя это, король заявляет, что Инанна, в конце концов, не отказалась от первенства Аратты, и призывает своего чемпиона.

Дальнейший текст состоит из отрывков, и установить последовательность событий становится все труднее. Ясно лишь одно: народ Аратты в конечном счете принес для Инанны в Урук и золото, и серебро, и лазурит и сложил все это во дворе храма Эанны. Так завершается самая длинная из обнаруженных в Шумере эпических поэм — первое произведение этого жанра в истории мировой литературы.

Фрагмент таблички с надписью «Энмеркар и владыка Аратты»
Фрагмент таблички с надписью «Энмеркар и владыка Аратты»

5. Политическая система Первый двухпалатный «парламент»

Шумерская цивилизация достигла высокого уровня развития в III тысячелетии до н.э. Города-государства Шумера вели активную торговлю и имели развитую религиозно-философскую систему. Шумерская письменность позволила подробно запечатлеть дела и мысли людей.

В Шумере развилась демократическая политическая система, ограничив власть царя и признавая права народного собрания. Борьба между городами-государствами Урук и Киш описана в эпической шумерской поэме. В поэме рассказывается о «парламенте» Урука, состоявшем из двух палат, и политических спорах между враждующими партиями. Письменность в ту эпоху была недостаточно развита, и документальные подтверждения древних политических споров и компромиссов практически отсутствуют.

P. S.: когда я изучал «парламент» Урука, я о нём ничего не нашёл. Кроме одной статьи, которая цитирует обозреваемую нами книгу.

6. Гражданская война в шумере Первый историк

Эта глава представляет собой перевод исторического документа о борьбе между Лагашем и Уммой за господство.

Про первых историков:

Насколько мы можем судить по материалам, которыми мы располагаем, самые первые «историки» жили в Лагаше, на юге Шумера. Начиная примерно с 2500 г. до н. э.
Безвестные «историки» донесли до нас политическую историю Лагаша от времен Ур-Нанше до царствования Урукагины. Она представлена рядом различных документов той эпохи. Люди, составившие их, были, видимо, писцами дворцового или храмового архива и получали сведения об описываемых событиях из первых рук.

Причина войны стало нарушение старого пограничного договора между Уммой и Лагашем. Оба поселения были соперничающими городами-государствами, конкурирующими за водные источники и водоснабжение. Война началась около 2450 года до н.э. и была задокументирована на исторических объектах, таких как «Стела стервятников».

Царь Лагаша обратился к своему городскому богу Нингурсу за помощью в сражении. В битве, произошедшей около 2450 г. до н.э., потери Уммы, вероятно, составили 100-200 человек , в то время как потери Лагашей были минимальными.

Около 2400 г. до н.э. царь Лагаша приказал воздвигнуть мраморную колонну для установления границы между враждующими городами-государствами. Он "выделил невозделанную полосу земли на стороне Уммы за пограничным рвом как ничейную землю". Правитель Уммы должен был принести клятву множеству богов и царю Лагаша, а также пообещать не вторгаться на их земли.

Война Умма-Лагаш считается первой зафиксированной войной в истории человечества и первой достоверно зафиксированной военной кампанией в мировой истории.

Стела стервятников, которая документирует ключевые этапы войны.1 из 2
Стела стервятников, которая документирует ключевые этапы войны.1 из 2

7.Социальные реформы Первый случай снижения налогов

Глава рассматривает реформы Урукагины в Лагаше, которые вернули гражданам их права и свободу. Урукагина отозвал смотрителей над лодочниками, скотом и рыбными угодьями, а также сборщиков налогов. Он признал свободу граждан Лагаша и положил конец несправедливостям и угнетению со стороны богачей. Урукагина заключил договор с богом Лагаша Нингирсу для защиты сирот и вдов от произвола "сильных людей".

Реформы Урукагины произвели глубокое впечатление на древних "историков" и оказали социальное значение.

Фрагмент надписи Урукагины
Фрагмент надписи Урукагины

8.Своды законов Первый «Моисей»

Шумерские законы были обнаружены на различных документах, включая стелу с законами Хаммурапи и глиняные таблички с законами Липит-Иштара. В 1947 году был обнаружен свод законов, изданный царем Липит-Иштаром, написанный на шумерском языке. В 1948 году были обнаружены две таблички с законами, возможно, более древними, чем законы Хаммурапи, написанные на вавилонском языке.

Ур-Намму
Ур-Намму

Ур-Намму, шумерский правитель, считается первым в мире законодателем, хотя существуют более древние законы, которые еще предстоит обнаружить. Закон и правосудие были основополагающими понятиями для древних шумеров, на которых зиждилась вся общественная и экономическая жизнь Шумера. В древнем Шумере ученики старших групп изучали законы и осваивали юриспруденцию.

9.Правосудие Первый юридический прецедент

В стране Шумер в 1850 г. до н. э. совершено убийство храмового чиновника Лу-Инанна. Преступники уведомили жену чиновника о том, что ее муж убит, но она предпочла об этом умолчать. Царь Ур-Нинурта приказал разобраться в этом деле собранию граждан Ниппура, которое выполняло функции верховного суда.

На заседании выступили девять человек, требуя казни обвиняемых, включая жену убитого. Два члена собрания встали на защиту обвиняемой, доказывая, что она не принимала участия в убийстве и не заслуживает наказания. Члены собрания согласились с доводами защиты и объявили, что у жены убитого были основания хранить молчание. В результате были осуждены только трое мужчин, а решение суда имело силу юридического прецедента.

Обнаружены две копии одного и того же судебного отчета, что свидетельствует о его известности шумерским юристам. Современные судьи полностью согласились бы с судьями древнего Шумера и вынесли бы точно такой же приговор.

10.Медицина Первая фармакопея

В 1889 году Пенсильванский университет отправил археологическую экспедицию в Ирак для раскопок в городе Ниппур, который был религиозным и культурным центром шумеров. В течение десятилетия экспедиция обнаружила тысячи глиняных табличек и фрагментов, содержащих информацию о шумерской культуре и цивилизации. Среди этих находок была глиняная табличка, содержащая пятнадцать рецептов. Она является древнейшей фармакопеей в истории человечества.

Табличка состоит из 145 строк, однако первые 21 строк повреждены. Рецепты на табличке разделены на три группы: припарки, лекарства для внутреннего применения и процедуры для лечения определенных частей тела. Шумерский врач использовал продукты растительного, животного и минерального происхождения для изготовления лекарств. В тексте отсутствуют магические заклинания и заговоры, что указывает на эмпирические и рациональные основы деятельности врача. Древняя фармакопея может представлять интерес для современных медицинских исследований. Древние врачи были культурными и образованными людьми, «гуманистами».

Находка таблички с медицинским текстом была сюрпризом для специалистов по клинописи.

Врачевание шумеров
Врачевание шумеров

11.Сельское хозяйство Первый «Календарь земледельца»

Шумеры достигли значительных успехов в области техники, особенно в ирригации и сельском хозяйстве. Они разработали сложную систему каналов, плотин, запруд и водохранилищ, что требовало высокого инженерного мастерства и знаний. Для проведения земельной съемки и планирования работ использовались нивелировочные и измерительные инструменты, а также чертежи и карты.
Земледелие стало сложной отраслью хозяйства, требующей предусмотрительности, усердия и умения. В связи с этим шумерские учителя составили "календарь земледельца", в котором содержались советы, помогающие выполнять все необходимые полевые работы. Календарь начинался с затопления полей в мае-июне и заканчивался веянием зерна, созревшего в апреле-мае следующего года.
«Календарь» начинается так: «Во время оно землепашец поучал своего сына».
План древнего «календаря»:

  • Проверить уровень воды перед ирригацией, чтобы избежать затопления поля.
  • После спада воды, выпустить волов на мокрое поле, чтобы они вытоптали сорняки и выровняли поверхность.
  • Выравнять поверхность поля маленькими мотыгами.
  • Выровнять следы от волов мотыгой.
  • Сравнить рытвины земли бороной.
  • Подготовить инвентарь, включая бичи и стрекла для "дисциплинарных взысканий", во время просыхания поля.
  • Предоставить лишнего быка для пахоты.
  • Вспахать поле дважды плугами с длинными лемехами, затем проборонить трижды, разровнять граблями и разбить комья земли молотком.
  • Поддерживать постоянный надзор над работниками и поддерживать их усилия.
  • Быть образцом дисциплины для работников и не требовать от них прислуживания.
  • Выполнить сев одновременно с пахотой, используя специальное приспособление на плуге для попадания семян в борозды.
  • Сделать восемь борозд на каждом гаруше и следить, чтобы семена были достаточно глубоко в земле.
  • При необходимости заменить лемех плуга, чтобы обеспечить достаточную глубину посева ячменя.
  • Выровнять поверхность поля, чтобы не препятствовать росту молодых всходов ячменя.
«После того как молодые побеги пробьются сквозь (поверхность) земли», — продолжает древний автор, земледельцу следует вознести молитву богине Нинкилим, покровительнице полевых мышей и прочих вредителей, дабы они не попортили всходы. Земледелец должен также отгонять от поля птиц. Когда ячмень подрастет и сравняется с узкой нижней частью борозды, это значит, что наступило время для его полива.
  • Описание процесса выращивания и ухода за ячменем
  • Полив ячменя на разных стадиях роста
  • Особое внимание к знакам болезни
  • Необходимость собирать урожай вовремя
  • Выполнение задач при сборе урожая
  • Оставление некоторого количества колосьев для нуждающихся
  • Описание процесса молотьбы ячменя
  • Веяние ячменя для отделения семян от шелухи
  • Указание на то, что советы земледельца идут от божества Нинурты

Источником экономического богатства Шумера были не только его поля, но и сады и огороды. Одним из наиболее значительных достижений в области садоводства в Шумере издревле были защитные насаждения, то есть насаждения деревьев, дающих густую тень для предохранения садовых культур от солнца и ветра.

-9

12.Садоводство Первые защитные насаждения

Глава представляет собой перевод шумерского мифа о Шукаллитуде и богине Инанне.

Шукаллитуда был земледельцем, который использовал мотыгу вместо плуга. Инанна, покровительницей продовольствия, была оскорблена Шукаллитудой и наслала на Шумер три напасти. Шукаллитуда избегал кары богини, обращаясь за помощью к своему отцу и смешиваясь с толпой своих "черноголовых" братьев.

Миф обрывается, когда Инанна решает обратиться за советом к богу мудрости Энки в его храме.

13.Мотыга и плуг Первые успехи в труде

Глава представляет собой отрывок из эпоса "Спор между Мотыгой и Плугом" шумеров III тысячелетия до н.э.

Эпос описывает спор между Мотыгой и Плугом о их обязанностях и преимуществах. Мотыга перечисляет свои обязанности, связанные с ирригацией, строительством и другими жизненно важными отраслями хозяйства. Плуг также перечисляет свои обязанности и ссылается на любовь и уважение, которыми он пользуется среди людей и зверей. В споре между Мотыгой и Плугом Мотыга побеждает, перечисляя свои обязанности и преимущества.

Шумеры III тысячелетия до н.э. имели ряд метафизических и теологических понятий, которые распространились на Ближнем Востоке и оставили след в религии древних евреев и христиан.

14.Натурфилософия Первая космогония и космология

Шумерская мифология содержит космогонические представления о сотворении мира. В представлении шумеров земля и небо были порождением первозданного океана.

Шумеры не создали философии в общепринятом смысле, так как не сомневались в истинности природы вещей. Они размышляли о природе вселенной, происхождении и устройстве, а также законах мироздания. В Шумере были мыслители и педагоги, разработавшие свою космологию и теологию, которые были приняты большинством стран Ближнего Востока. Шумерская философия не имела систематического философского изложения, так как они не знали научного метода определения и обобщения. Главные элементы мироздания для шумеров были земля и небо, которые они называли «ан-ки» (небо-земля). Шумерские мыслители строили свою космогонию, исходя из основных представлений о земле, небе и "лиле" (ветер, воздух, дух). Шумерские теологи верили в существование пантеона живых существ, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхчеловеческим могуществом.

Шумерские теологи (те люди, которые, как правило, рассматривают ту или иную религиозную традицию изнутри, изучают ее и объясняютвер) верили в пантеон богов, бессмертных и обладающих сверхчеловеческим могуществом. Эти существа управляют ходом мироздания по непреложному плану и действуют по строго определенным правилам. Шумерский пантеон включал божества, ведавшие различными частями мироздания и управлявшие различными аспектами общественной жизни и производства.

Шумерские теологи пришли к своим убеждениям путем логических умозаключений, основываясь на структуре человеческого общества. Они считали, что вселенная также должна управляться живыми существами, имеющими облик людей, и что эти существа должны быть гораздо могущественнее простых людей. Шумеры обозначали этих антропоморфных, но сверхъестественных и бессмертных существ словом «дингир», которое мы переводим как "бог" или "божество".

Шумерский пантеон имел иерархическую структуру, с главным богом во главе и другими божествами, признававшими его правителем или царем.

У шумеров не было литературного жанра, аналогичного ученым трактатам философского, космологического или богословского толка. Мифы записывались писцами и поэтами, главной задачей которых являлось прославление богов и их деяний.

Вступление к поэме "Гильгамеш, Энкиду и подземное царство" содержит космогонические представления шумеров. Шумеры представляли себе землю и небо порождением первозданного океана.

Миф "Скот и зерно" описывает рождение на небесах божеств скота и зерна, которые затем спускаются на землю.

Поэма о мотыге отвечает на вопрос о том, кто отделил небо от земли: это сделал бог воздуха Энлиль.

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом: первозданный океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединенной с небом.

Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли, опустив землю, свою мать. Брак Энлиля с землей положил начало устройству мира и сотворению человека, животных и растений.

Происхождение небесных тел, таких как луна, солнце, планеты и звезды, не имеют прямых сведений. Шумеры считали луну ярким воздухоподобным телом, созданным из атмосферы. Бог солнца Уту и богиня планеты Венеры, Инанна, именуются детьми бога луны. Шумеры полагали, что небесные тела были созданы луной после ее возникновения из атмосферы. Существует миф о рождении бога луны Сина, объясняющий его происхождение. Энлиль овладевает Нинлиль силой во время плавания, что приводит к зачатию бога луны Сина. Боги изгнали Энлиля из города в подземное царство, встревоженные его безнравственным поступком. Энлиль придумывает сложный план, чтобы избежать того, чтобы его сын Син рос в мрачном подземном мире. д, чтобы избежать судьбы своего сына Сина, который должен править луной. Энлиль использует "божественную метаморфозу" и принимает облик трех служителей ада, чтобы оплодотворить Нинлиль и родить три божества подземного царства.

Миф иллюстрирует антропоморфный характер шумерских богов, которые строили планы, действовали и были подвержены человеческим слабостям и недугам.

Боги обитали "на горе небес и земли" и передвигались в пространстве различными способами, но практические вопросы не слишком затрудняли шумерских мыслителей. Шумерские мыслители не задавались вопросами о том, как боги проникали в свои храмы и святилища и каким образом они ели пищу.

Главнейшими среди сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг.

Энлиль стал главенствующим божеством шумерского пантеона, упоминаемым в обрядах, мифах и молитвах. Энлиль считался добрым богом-творцом, определившим строение вселенной и создавшим ее наиболее благотворные силы. Он сотворил день, способствовал росту всех злаков, растений и деревьев на земле. Энлиль был источником процветания и изобилия страны, изобретателем мотыги и плуга. Энлиль считался богом, карающим злодеяния и прославлялся великий храм Энлиля в Ниппуре.

Третье место среди шумерских богов занимал Энки, бог "бездны".

Энки был богом мудрости и упорядочил жизнь на земле согласно воле Энлиля. Конкретные детали и их воплощение были предоставлены изобретательному, искусному, отважному и мудрому Энки. Миф "Энки и мироздание" описывает созидательную деятельность Энки, связанную с естественными и культурными процессами. Этот миф не является попыткой установить происхождение природных явлений или культурных процессов, а приписывает их созидательному гению Энки.

«Я повелитель, твердый в своих решениях, в их исполнении,
По моей воле воздвигнуты хлева, огорожены загоны для овец,
Я приближаюсь к небесам, и дождь льет с высоты,
Я приближаюсь к земле, и разливается могучий паводок….»
Гимн восхваления Энки

Энки создает мотыгу, форму для кирпича и строительный инструмент "гугун". Он строит дома и поручает их попечение Мушдамме, “великому зодчему Энлиля”. Энки создает формы животной и растительной жизни и поручает их надзирать "царю гор" Сумугану. Энки строит хлева и овчарни, наполняет сосуды молоком и сливками, и назначает хранителя бога-пастуха Думузи. Энки проводит границы и поручает соблюдать их солнечному богу Уту, "судье и посреднику богов". Инанна вмешивается в распределение власти и прав между женскими божествами, вызывая недовольство Энки. Энки отвечает Инанне, давая ей большую власть и многочисленные права.

Богиня-мать Нинхурсаг (Нинмах) также является созидательным божеством, считаясь прародительницей всех живых существ.

Шумерские философы верили в существование божественных законов "ме", управляющих вселенной и поддерживающих вечный круговорот мироздания.

Инанна стремится увеличить мощь и благосостояние своего города. Инанна отправляется в Эриду, где Энки владеет всеми божественными законами ("ме"), на которых зиждется цивилизация. Энки дарит Инанне более ста "божественных законов", которые являлись неотъемлемой частью жизни шумерского общества. Инанна с радостью принимает дары опьяневшего Энки и отплывает с добычей в Урук. Энки замечает, что божественных законов "ме" нет на их обычном месте. Энки решает любой ценой помешать Небесной барке достигнуть Урука, отправляя Исимуда( помлатник Энки) и морских чудовищ вслед за Инанной.

На каждой из семи стоянок между Эриду и Уруком, морские чудовища пытаются завладеть Небесной баркой, но Ниншубур каждый раз приходит на помощь Инанне.

В конце концов Инанна со своей добычей благополучно добирается до Урука и там, среди всеобщего ликования, выгружает божественные законы один за другим.

15.Этика Первые моральные идеалы

Шумерские мыслители не верили в человека и его предназначение, считая, что он создан богами для служения им. Жизнь считалась полной неопределенности и неожиданных опасностей, так как человек не может знать свою судьбу заранее. Шумеры не волновали проблемы свободы воли, одна из основных моральных проблем, занимающих философов Запада. Они признавали подчиненную роль человека и божественное предначертание, определяющее смерть людей и бессмертие богов. Шумеры высоко ценили истину, доброту, закон, порядок, справедливость, свободу, добродетель и откровенность. Они отвергали ложь, зло, беззакония, несправедливость, порок и извращенность. Цари и правители Шумера хвалились установлением законности и порядка, защитой слабых и борьбой с несправедливостью.

Шумеры считали, что великие боги по природе своей добродетельны, но внесли в человеческую цивилизацию зло, угнетение, ложь и насилие.

Богиня Нанше описывается как заботящаяся о сиротах и вдовах, а также как судит род человеческий в первый день нового года. Социальные обязанности Нанше включают утешение сирот, предотвращение вдов и уничтожение сильных.

Боги были подобны правителям земного мира, и простой смертный должен был прибегать к помощи особых посредников для общения с ними.

В основе этических представлений шумеров лежало убеждение в том, что человек был создан из глины для служения богам.

Мифы о сотворении человека и споре двух низших божеств содержат свидетельства о создании человека и его предназначении.

Поэма начинается о трудности богов в добывании пищи и жалобы на них. Бог воды Энки спит глубоким сном и не слышит жалоб богов. Мать Энки, Намму, доносит до него жалобы богов и предлагает создать служителей для богов. Энки создает несовершенные человеческие типы, объясняя существование уродов. Энки и Нинмах устраивают пир и создают шесть уродов, определяя их судьбы.

В тексте рассказывается о сотворении различных несовершенных человеческих типов.

Второй миф называется «Скот и зерно» и относится к жанру литературных споров среди авторов древнего Шумера.

Бог скота Лахар и богиня зерна Ашнан созданы в "зале созидания" богов для обеспечения Ануннаков едой, питьем и одеждой. Ануннаки не знали, что делать со скотом и зерном, пока не был создан человек. В мифе рассказывается о том, как Лахар и Ашнан спускаются с небес на землю и приносят человечеству дары цивилизации.

Мыслители Шумера верили, что все несчастья людей происходят из-за их грехов и проступков.

16.Страдания и смирение Первый «Иов»

«Шумерский вариант темы Иова», был составлен из шести глиняных табличек и

Шумерская поэма является первым письменным свидетельством о попытке разрешить вековую проблему человеческих страданий.

Основная мысль поэмы заключается в том, что среди страданий и горестей у человека остается лишь один разумный выход - восхвалять своего бога и взывать к нему. Поэма делится на четыре части: вступление, введение героя, мольбы страдальца и счастливый конец.

Начинается поэма тем, что человек обращается с мольбой к своему богу, жалуясь на несправедливость и страдания. Поэма завершается счастливым концом, когда бог склоняет ухо к плачу и горьким слезам человека. Затем глава переходит к обыденным вещам, пословицам и поговоркам, которые отражают истинные устремления и чаяния народа.

Расшифровываются и переводятся сотни шумерских пословиц и поговорок, основная заслуга в этом принадлежит Эдмунду Гордону.

17.Мудрость древних Первые пословицы поговорки

Библия считается древнейшей записью пословиц и поговорок, но существуют сборники шумерские пословиц и поговорок, которые старше древнееврейских. Шумерские сборники пословиц и поговорок являются самыми первыми из письменно зафиксированных афоризмов и изречений. Пословицы и поговорки древнего Шумера удивительно близки к нашим, отражая наши собственные чаяния, надежды, слабости и затруднения. Шумеры говорили о людях, ищущих оправдания своим поступкам, и о беспомощных неудачниках, чьи проблемы были знакомы и нашим современникам. Шумеры также сталкивались с сомнениями о том, как лучше распорядиться своим состоянием, что нашло отражение в их изречениях.

Множество шумерских пословиц можете прочитать в книге.

18.Предшественниеи Эзопа Первые басни о животных

Эзоп считается родоначальником жанра басен о животных, но часть басен была известна задолго до него. Басни о животных типа "Эзоповых басен" появились в Шумере на тысячу с лишним лет раньше. Животные играли значительную роль в шумерской назидательной литературе. В шумерской литературе чаще всего упоминается собака, крупный домашний скот, осел, лисица, свинья.

Шумеры считали волка воплощением кровожадности и коварства, а лисицу - чванливым и тщеславным животным. В шумерских баснях характер лисицы ярко очерчен, она является трусливым зверем, способным лишь хвастаться.

Медведь встречается в двух шумерских баснях, одна из которых связана с зимней спячкой. В шумерской литературе кошка фигурирует лишь в виде исключения. Лев представлен как могучий хищник, добычей которого становятся овцы, козы и дикие свиньи.

В одной басне, лев был одурачен лестью "беззащитной козы".

Слон, хвастливый и глупый, а маленькую птичка - умна, поэтому ставит слона место.

Осел был основным упряжным и вьючным животным в древней Месопотамии, и шумеры создали образ медлительного и глупого создания, сходный с образом осла в европейской литературе. Осел часто поступает диаметрально противоположно тому, что требует от него хозяин, и его поведение вызывает различные поговорки и сравнения.

Шумерская басня о лошади дает новые сведения о самом раннем периоде одомашнивания коней и упоминает верховую езду.

В поговорках и баснях свиней закалывают для еды чаще всех других животных.

Поговорка гласит: «Весь Эриду процветает, но обезьяна из "большого дома музыки" роется в отбросах!»

У шумеров были даже басни о обезьян. Одна поговорка и шуточное письмо от обезьяны к своей матери, свидетельствующие о том, что обезьяны развлекали зрителей в шумерских «домах музыки» и что о них не слишком хорошо заботились. Шуточное письмо описывает голодную обезьяну из города Эриду, процветавшего порта на озере в Шумере. Обезьяна вынуждена искать пищу на городских свалках из-за недостатка еды и питья.Поговорка и шуточное письмо стали классическими литературными миниатюрами.

19.«Дом рыбы» Первый рыбный заповедник

Шумеры высоко ценили рыбу и имели основные продукты питания, включая рыбу. Литературные тексты свидетельствуют о внимании шумеров к жизни обитателей морей и рек и их заботе о них. «Дом рыбы» является примером удивительных открытий, которые делаются при изучении шумерской цивилизации по литературным текстам. Автор описывает различные виды рыб и птиц, которые должны войти в "святилище" вместе с "его Рыбой".

Шумеры описали электрического ската с голой кожей и заостренным хвостом Шумеры описали различных птиц и крокодилов, которые истребляют рыб. Рыбы нуждаются в убежище из-за опасностей, подстерегающих их на каждом шагу.

20. Диспуты Первые литературные споры

Шумеры имели особый литературный жанр - диспут, словесный поединок, в котором излагался спор двух соперничающих сторон. Шумерские учителя и литераторы проявляли себя внимательными наблюдателями природы и окружающего мира. Шумерские предшественники современных специалистов по истории культуры впервые сознательно попытались проанализировать цивилизацию того времени. Стремление дать ответ на вопрос о полезности вещей для людей влекло шумерских педагогов к жанру литературного спора или диспута. В литературных спорах основную роль играют доводы противников, каждый из которых "возвышает" себя и "принижает" своего соперника. Шумерские авторы являлись прямыми наследниками певцов более ранних эпох, и поэзия была им ближе, чем проза.

Далее автор рассказывает о споре Энтена и Эмеша. В нём участвуют множество персонажей.

21.Рай Первые параллели с Библией

Автор обсуждает параллели между шумерской поэмой и библейским мифом о рае. Шумерская поэма описывает небесный, а не земной рай, без Адама и Евы. В мифе содержатся параллели с библейской легендой о рае.

Археологические исследования обнаружили сокровища духовной и материальной культуры древних цивилизаций. Библия возникла не мгновенно и впитала в себя соки соседних стран. Шумерская литература оказала глубокое и сильное влияние на древнееврейскую.

Миф "Энки и Нинхурсаг" является примером параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами. В мифе о рае описывается божественный сад, где богиня-мать Нинхурсаг вырастила восемь растений. Энки пожелал отведать растений, выращенных Нинхурсаг, и его посланец сорвал и съел драгоценные побеги. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть.

Здоровье Энки начинает ухудшаться, и боги погружаются в траур. Лиса появляется и обещает найти Нинхурсаг за вознаграждение. Лиса заставляет богиню-мать вернуться и исцелить умирающего Энки.

Идея рая, сада богов, зародилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэме, был расположен в стране Дильмун. Библейский рай также располагался на восток от Палестины, в Эдеме.

Шумерская литература оказала влияние на библейскую легенду о рае.

22.Потоп Первый «Ной»

Миф о потопе в шумерской литературе имеет параллели с библейским текстом.

Вавилонский миф о потопе восходит к шумерскому первоисточнику.

Единственная сохранившаяся нижняя часть шумерской таблички содержит текст, посвященный потопу и предшествующий текст, который важен для понимания шумерской космогонии и космологии. В тексте содержится информация о сотворении человека, возникновении царской власти и существовании по крайней мере пяти "допотопных" городов.

Некоторые боги недовольны людьми решили создать потоп. Зиусудра, шумерский прототип библейского Ноя, появляется на сцене как набожный и богобоязненный царь. В тексте описывается, как Зиусудра получает указания от богов и строит огромный корабль для спасения от гибели.

Потоп обрушивается на землю и бушевал семь дней и семь ночей. Зиусудра простерся перед богом солнца Уту и принес ему жертвы после окончания потопа. В последнем отрывке описывается обожествление Зиусудры и его перенос в Дильмун, "место, где восходит солнце".

Остальная часть таблички, содержащая информацию о дальнейшей судьбе Зиусудры, разрушена, и мы можем только строить предположения.

23.Потусторонний мир Первая легенда о воскресении из мертвых

Потусторонний мир в шумерской космологии назывался Кур, первоначально обозначая "гору" и затем приобретая более общее значение "чужая страна".

Кур представлял собой пустое пространство между корой земли и первозданным океаном, куда спускались тени мертвых. Чтобы проникнуть в Кур, нужно было пересечь «поглощающую людей реку», через которую перевозил на лодке особый перевозчик, «человек лодки».

В потустороннем мире была своего рода «жизнь», например, в Библии описывается волнение, охватившее тени бывших царей и правителей в Шеоле.

В Кур пребывало немало различных бессмертных божеств, и сохранились мифы, объясняющие их присутствие в подземном царстве.

Далее пересказывается поэма о богине Инанне, спускающейся в подземное царство.

24.Элегии Первые погребальные песни

Элегия - это стихотворение, в котором основное настроение печали и грусти.

Автор начинает рассказывать об шумерских элегиях.

Две элегии, начертанные на табличке московского Музея изобразительных искусств, отражают противоречивое представление шумеров о загробном мире. Обе элегии написаны высоким поэтическим стилем с использованием различных видов повторов, параллелизмов и метафор.

Обе песни имеют прологи, воссоздающие обстановку действия. Пролог к первой песне короткий, состоит из 20 строк. Пролог ко второй песне длиннее самой песни, состоит из 47 строк.

Деяния и добродетели покойных воспеваются в высокопарных фразах, характерных для похоронных песен и надгробных речей. Погребальные песни содержат описание горя и плача близких покойного, а также молитвы о благополучии усопшего и его семьи. Элегии обладают литературными достоинствами и являются древнейшими образцами жанра элегии.

Эти произведения имеют значение для сравнительного изучения элегического жанра и проливают новый свет на представления шумеров о «жизни» в загробном мире.

25.Борьба с драконом Первый св. Георгий

Борьба с драконом является распространенной темой в мифологии разных народов. В шумерской мифологии также присутствует тема борьбы с драконом.

Борьба с драконом восходит к шумерским источникам, возможно, влияя на греческие и раннехристианские легенды.

У шумеров существовало три варианта уничтожения дракона, включая участие богов и смертных героев.

  • Первый вариант о боге Энки, который сражается с драконом Кур.

Энки сражается с чудовищем Кур, которое похитило богиню небес Эрешкигаль. Битва происходит после отделения земли от неба, возможно, из-за похищения Эрешкигаль Куром.

  • Второй вариант битвы с драконом представлен в длинной поэме «Подвиги и деяния бога Нинурты», содержащей множество табличек и фрагментов.

В поэме главным «злодеем» является демон болезней и немочей Асаг, обитавший в царстве Кура. Нинурта, бог южного ветра, считается сыном бога воздуха Энлиля и сражается с чудовищем Асагом. Смерть Асага навлекает несчастье на весь Шумер, вызывая ярость первозданного океана и проблемы с орошением полей. Нинурта нагромождает груды камней, чтобы отгородить Шумер от "могучих вод" первозданного океана. Река Тигр орошает поля после отвода вод, затопивших поля. Поэт описывает героические деяния Нинурты, царя страны, которые приносят изобилие и радость земле. Мать Нинурты, Нинмах, волнуется и просит разрешения посетить его. Нинурта благословляет гору Хурсаг и просит, чтобы на ней были растения, вино и мед.

Отрывок напоминает главу 49 библейской Книги Бытия, где Иаков благословляет и проклинает своих сыновей.

  • Третий вариант - это поэма "Гильгамеш и Страна живых"

Гильгамеш клянется достичь Страны живых и обещает преодолеть все трудности и опасности. Энкиду умоляет Гильгамеша вернуться из-за опасности, которую представляет чудовище Хувава. Гильгамеш и Энкиду сталкиваются с Хувавой и пытаются преодолеть его. В начале поединка Хувава испытывает страх и просит Гильгамеша пощадить его. Герои отрубают голову Хуваве и, возможно, относят его труп к Энлилю и богине Нинлиль.

Поэма обладает общечеловеческой темой страха смерти и возможности преодолеть смерть, добившись бессмертной славы.

26.Сказания о Гильгамеше Первое литературное заимствование

Гильгамеш был главным героем вавилонской эпической поэмы, которая является наиболее значительным литературным произведением древнего Двуречья.

Дж. Смит обнаружил и расшифровал древний вариант мифа о потопе, сходный с библейской легендой из Книги Бытия.

Сказания о Гильгамеше состоят из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая, и занимают большую часть одиннадцатой таблички из библиотеки Ашшурбанипала. В древности вавилонский эпос о Гильгамеше широко изучали и переводили на Ближнем Востоке.

В 1930 году было выпущено полное издание текста сказаний о Гильгамеше. С тех пор появилось еще два современных перевода на английский язык. Популярность этих сказаний в древности и сегодня объясняется их раскрытием человеческой психологии и драматичностью.

В вавилонской литературе главную роль играют боги, которые являются абстракциями и не олицетворяют глубокие духовные силы.

«Эпос о Гильгамеше» отличается от других произведений вавилонской литературы, где героями выступают смертные люди. В эпосе о Гильгамеше в центре событий - человек, который любит и ненавидит, горюет и радуется, дерзает и изнемогает. Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки всем народам всех времен.

Эпос о Гильгамеше оказал сильное влияние на эпические произведения близких к нему эпох.

Автор пересказывает все известные варианты мифов о Гильгамеше.

27. Эпическая литература Первый «героический век» человечества

Вавилонские писцы перевели вторую часть поэмы, что позволило восстановить недостающие слова и фразы. В статье говорится о "героическом веке" Шумера, который совпадает с концом первой четверти III тысячелетия до н.э. и предшествует древнейшему индоевропейскому "героическому веку".

Изучение литературных памятников соответствующих эпох привело М. Чадвика к выводу о том, что и у греков, и у индийцев, и у германцев эпическое время относится к периоду варварства и отличается одними и теми же характерными особенностями. Во всех случаях основной политической единицей были мелкие княжества или царства, управляемые князьями или царями, которые приходили к власти благодаря своей воинской доблести.

Чтобы удержать власть, они опирались на дружины, состоявшие из верных воинов, слепо повиновавшихся своему вождю, в какое бы безрассудное и опасное предприятие он ни пускался. В некоторых случаях существовал совет, но он созывался лишь по желанию правителя и главным образом для того, чтобы подтверждать его волю. Князья и царьки поддерживали друг с другом постоянные отношения, зачастую вполне мирные и даже дружественные.

Они стремились создать нечто вроде международной касты аристократов, члены которой и помыслами, и деяниями были бесконечно далеки от своих подданных.

Шумерские героические сказания повествуют о одном подвиге или эпизоде, не связаны друг с другом.

Начинается поэма. Жрец уговаривает корову и козу богини Нидабы не давать больше молока и сливок для "пиршественных залов" их госпожи. Корова и коза перестают давать молоко, и все хлева и овчарни Урука приходят в запустение. Два пастуха Нидабы, Машгула и Ур-Эдинна, вмешиваются и перехитривают «машмаша». Мать Сагбурру вызывает из воды различных животных, чтобы помочь пастухам перехитрить "машмаша". Жрец "почернел с лица" и просит отпустить его с миром, но Мать Сагбурру убивает его и бросает его труп в Евфрат. Завершается поэма концовкой, типичной для жанра литературного спора.

Ещё одна поэма. Герой Лугальбанда стремится вернуться в свой родной город Урук из отдаленной страны Забу. Он пытается завоевать расположение птицы Имдугуд, которая определяет судьбы людей. Герой оказывает почести детям птицы Имдугуд и отправляется в путь, несмотря на предупреждения друзей. В Уруке государь Энмеркар скорбит из-за осады города семитами из Марту. Лугальбанда берется доставить послание Энмеркара в Аратту, где его встречает богиня Инанна. Герой остается один на горе Хуррум, но обращается к богам за помощью и выздоравливает. Во сне ему приказано убить дикого быка и принести жир в жертву солнцу. Лугальбанда исполняет приказы и приготавливает жертвоприношения для божеств шумерского пантеона.

28. Во славу царственного жениха Первая любовная песнь

В шумерской литературе лирическая поэзия занимает скромное место, особенно любовная лирика.Среди сотен тысяч шумерских табличек обнаружены только два любовных стихотворения, которые являются ритуальными песнями.

Среди сотен тысяч шумерских табличек обнаружены только два любовных стихотворения, которые являются ритуальными песнями.

Супруг, дорогой моему сердцу,
Велика твоя красота, сладостная, точно мед,
Лев, дорогой моему сердцу,
Велика твоя красота, сладостная, точно мед.

Ты меня полонил, дозволь мне стать, трепеща, перед тобой, —
Супруг, я хочу, чтобы ты отвел меня в свою опочивальню!
Ты меня полонил, дозволь мне стать, трепеща, перед тобой, —
Лев, я хочу, чтобы ты отвел меня в опочивальню!

Супруг, дозволь мне ласкать тебя,—
Мои нежные ласки слаще меда.
В опочивальне, наполненной медом,
Мы насладимся твоей чудесной красотой.
Лев, дозволь мне ласкать тебя,—
Мои нежные ласки слаще меда.
Супруг, ты удовлетворил со мной свои желания,
Скажи это моей матери, она угостит тебя тонкими яствами,
А мой отец наделит тебя подарками.
Твою душу — я знаю, как обрадовать твою душу,
Супруг, спи в нашем доме до зари.
Твое сердце — я знаю, как возвеселить твое сердце,
Лев, спи в нашем доме до зари.
Ты, раз ты меня любишь,
Подари мне, молю, твои ласки!
Господин мой, бог, господин мой, защитник,
Мой Шу-Син, радующий сердце Энлиля,
Подари мне, молю, твои ласки!

Автор также упоминает вторую дошедшую до нас любовную песню Шумера, записанную на табличке в Стамбульском музее.

29.Библиография Первый библиотечный каталог

Шумерская литература составляет лишь небольшую часть дошедшей до нас литературы древнего Шумера. В шумерских школах изучали произведения разнообразных литературных жанров, которые записывали на табличках.

Преподаватели и писцы придерживались системы для хранения, группировки и содержания литературных произведений. Возможно, составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам.

Археологи в 1940-ых годах нашли две таблички с списком произведений. Оба каталога сохранили для нас древние названия 87 литературных произведений.

Трудно понять, чем руководствовался писец при составлении каталогов. Последовательности названий в обоих списках различаются, что указывает на разные системы выбора. Возможные причины составления каталогов включают хранение табличек и расстановку их на полках. Последовательность названий может определяться размерами табличек, но пока нет дополнительных данных для окончательного разрешения вопросов.

30.Мир и согласие на земле Первый золотой век

Шумеры не питали утешительных иллюзий относительно предначертания человека и его судьбы, но мечтали о спокойной и безбедной жизни. В главе описывается представление шумеров о золотом веке, изложенное в эпическом сказании «Энмеркар и правитель Аратты». В отрывке из сказания описывается благословенный век мира и довольства, ныне утраченный людьми. Энки, возможно, выступил против Энлиля, что привело к концу золотого века и началу периода войн и раздоров.

Возможно, Энки вызвал смешение языков, что может быть первым упоминанием о шумерской параллели к библейской легенде о вавилонском столпотворении.

Рассказ о золотом веке представлен как «заклинание Энки». В сказании рассказывается о том, как Энмеркар подчинил себе богатую минералами страну Аратту, угрожая разрушить ее, если правитель и его подданные не принесут драгоценные камни и металлы. Отрывок также дает представление о размерах и географическом расположении известных шумерам стран.

Моё мнение о книге

Прочитал я это произведение за недельку зимних каникул 2024 года. Книгу очень легко читать. Вся книга, по сути представляет собой шумерскую историю в контексте найденных письменных памятников:мифы, эпические поэмы, гимны, поэмы, стихотворения и поучения с отдельными вкраплениями летописей, околонаучных и юридических документов, а также учебных табличек из школ.

После этой книги, я осознал кокая обширная и большая шумерская литература.

Мне даже больше сказать нечего об этом произведении. Было хорошо и интересно.