Найти в Дзене
Заметки Моргора

Весна в живописи (подборка картин)

Ну что, опять весна...

Самое моё нелюбимое время года, как я периодически упоминаю.

В интернете, в соцсетях сему времени года поют гимны, пишут что-то вроде «наконец-то», «дожили» (в хорошем смысле этого слова), «ура» (как тут не вспомнить картину «Весна. Дождались»)...

«Весна. Дождались» – работа художницы Татьяны Юшмановой
«Весна. Дождались» – работа художницы Татьяны Юшмановой

Кто-то стихи в сообществах постит. Например, Андрея Дмитриевича Дементьева:

Как вёсны меж собою схожи:
И звон ручьёв, и тишина...
Но почему же всё дороже
Вновь приходящая весна?

Когда из дому утром выйдешь
В лучи и птичью кутерьму,
Вдруг мир по-новому увидишь,
Ещё не зная, почему.

И беспричинное веселье
В тебя вселяется тогда.
Ты сам становишься весенним,
Как это небо и вода.

Хочу весёлым ледоходом
Пройтись по собственной судьбе.
Или, подобно вешним водам,
Смыть всё отжившее в себе.

Или Алексея Ивановича Фатьянова:

Когда весна придёт, не знаю.
Придут дожди… Сойдут снега…
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.

Мне всё здесь близко, всё знакомо.
Всё в биографии моей:
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей
И здесь, на этом перекрёстке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил,
Что вся душа полна тобой…
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь?

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я,
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!

Я бы, конечно, предпочёл «Праздник весны» Константина Дмитриевича Бальмонта:

Зима отъехала от нас,
Телега скрылась вдалеке.
Весна подходит. В добрый час.
Весна всегда ласкает нас.
И Лето едет в челноке.
Прощайте, снежности Зимы,
Бурлит и пенится разлив.
Из теста жаворонков мы
Печём, им клюв позолотив,
И крылья золотом покрыв.
Чтоб клюв по-солнечному был,
И к нам Весну поторопил,
Сусальным золотом крыло
Скорей Весну сюда влекло.
Ещё мы круглый хлеб печём,
С хлеб-солью выйдем пред Теплом.
И стелем новый холст в полях,
Кладём пирог на тех холстах.
И обратившись на Восток,
Поём обрядовый намёк:
«Весна красна, Весна красна,
Приди к нам поскорей!
Гори, Любовь, приди, Весна,
К нам с милостью своей!
Будь Ладой к снам, усладой нам,
Побольше дай цветов!»
Весна идёт, и нам поёт:
«Уж луг цвести готов!»
«Весна красна, Весна красна,
Берёзка нам нужна!»
Весна идёт, и нам поёт:
«Уж липкий сок течёт!»
«Весна красна. Весна красна,
Красивы глазки льна!»
«Я дам вам лён и коноплю»,
Весна поёт: «Люблю!»

К «Празднику весны» Бальмонта так и напрашивается сия иллюстрация:

«Весна священная» – эскиз декорации Николая Константиновича Рериха к одноимённому балету Игоря Фёдоровича Стравинского
«Весна священная» – эскиз декорации Николая Константиновича Рериха к одноимённому балету Игоря Фёдоровича Стравинского

В околославянских интернет-сообществах, возможно, вспоминают, что значила весна для славян. Что ж, вот цитата из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь», пишет доктор филологических наук Татьяна Алексеевна Агапкина:

Весна в народном календаре начало хозяйственного, а в Средневековье и календарного года (1 марта).
Начало весны приходится преимущественно на масленицу и мартовские праздники (ср. отмечаемый болгарами день 1 марта), середина на Пасху и близкие к ней праздники Юрьев день, дни свв. Марка, Еремии, а завершают цикл Троица и Иван Купала.
Наиболее заметным ритуалом весеннего времени были костры. Они имели значение оберега и символизировали уничтожение нечистой силы; обрядовый огонь связывали с весенним солнцем (тогда как купальские костры отмечали день летнего солнцестояния).
Считалось также, что весна время разгула нечистой силы. У белорусов и украинцев ведьмы приобретали особую силу в юрьевскую и купальскую ночи. У западных славян ведьмы были наиболее опасны на Пасху и в Вальпургиеву ночь накануне дня св. Филиппа и Якова (1 мая), поэтому в эту ночь их обычно символически «сжигали» или изгоняли, хлопая бичами или стреляя из ружей. По верованиям южных славян, вредоносность ведьм резко возрастала 1 марта и в последний день масленицы. На Украине и в Белоруссии троицкие праздники период кратковременного пребывания на земле русалок, изгоняемых по завершении Русальной недели.
Для периода ранней весны (примерно до Пасхи) характерны ритуалы по очищению земли, в том числе и от змей и кротов, и превентивные меры, направленные на их изгнание (сожжение старых вещей, мусора, подметание веником в доме и дворе и др.); обряды очищения и обновления жилища (ср. обычай в Страстной четверг белить хату), домашней утвари и пищи (ср. обрядовое мытьё дежи, разбивание старой посуды, уничтожение остатков масленичной пищи); обрядовое обновление огня, а также действия, относящиеся к очищению человека (пост, обмывание и др.).
К этому же периоду приурочены ритуалы изгнания (уничтожения) Мясопуста и Карнавала, русские «проводы Масленицы», западнославянские обряды вынесения куклы Марены, или Смерти, сожжение или избиение Иуды и т. п. В этих обрядах обращает на себя внимание момент удаления изгоняемого персонажа за пределы села, а также необходимость совершения ритуала во имя благополучия живущих: словаки считают, например, что если из села вовремя не вынести Марену, то девушек перестанут брать замуж, скот не будет вестись, летом град побьёт посевы.
К ранней весне относятся ритуалы, связанные с «магией первого дня». У южных славян, где хозяйственным рубежом года является Юрьев день, старались встать раньше обычного, чтобы не лениться весь год; у восточных и западных славян мылись в Страстной четверг, чтобы весь год быть чистыми, у русских много ели на масленицу, чтобы быть сытым в течение года, и т. п.
У восточных и отчасти южных славян известно представление о том, что с осени до весны земля «замкнута»: она «спит», «замерла», в связи с чем до определённого момента её нельзя трогать: пахать, сеять, копать, строить заборы и др. Чаще всего днём, когда земля «пробуждается» и когда можно начинать работы на земле, называли Благовещение, противопоставленное Воздвижению, когда земля «замыкается» на зиму. На Благовещение (или в некоторые другие весенние праздники) одновременно с землёй «пробуждается» и природа в целом: «оживает» корень у растений, а птицы и гады возвращаются из ирия.
Отмена запретов на обработку земли, связанных с периодом её зимнего сна, объясняет многочисленные магические действия, направленные на обеспечение роста культурных растений: ср. масленичные танцы ради «высокого» льна и конопли, катания с гор и на лошадях.
Отличительной чертой ранневесеннего периода являются также обряды, связанные с выгоном скота на пастбища или переводом его с зимних пастбищ на летние (ср. обычаи первого выгона скота и обрядового доения, магические действия по охране скота от зверей, змей и нечистой силы).
В обрядности послепасхального периода заметное место занимают ритуалы, относящиеся к будущему урожаю. Это прежде всего обходы полей, сопровождаемые молебнами, трапезой в поле и др. К ним примыкают магические акты по охране посевов и урожая от града и непогоды, полевых вредителей, а также от нечистой силы, которая может отобрать плодородие и «спор». С теми же целями соблюдаются бытовые и хозяйственные запреты, а также празднуются особые дни (у восточных и южных славян, например, «градовые четверги»). К этому же периоду относятся обряды вызывания дождя, совершаемые при засухе или профилактически, а также многочисленные запреты на полевые работы, соблюдаемые в «сухие дни».
Для послепасхальной обрядности специфичны обычаи с использованием свежей зелени и веток. Они начинаются западнославянским «внесением гайка, или лета» (обрядового деревца или ветки) в конце Великого поста, однако апогей весеннего культа растительности приходится на Троицу.
В верованиях восточных и южных славян весна это период кратковременного пребывания на земле душ умерших. У восточных славян в этом отношении выделяются Страстной четверг, пасхальный четверг (ср. его название «Навский Великдень»), когда покойники появляются на земле, и Фомина неделя, когда их выпроваживают обратно. Южные славяне считали, что предки покидают землю лишь на Вознесение, Троицу или в Духов день, а до этого пребывают обычно на цветах и траве. У восточных славян, кроме того, троицкий цикл обрядов обнаруживает связь с покойниками, умершими молодыми (ср. восточно-славянские представления о русалках и обычаи их «проводов»).
Обычно именно в послепасхальный период начинается формирование новых половозрастных групп молодёжи (в предшествующий масленице мясоед значительная часть старшей молодежи вступает в брак). Это происходит и во время весенних гуляний молодёжи, и в процессе подготовки и проведения некоторых весенних обрядов (например, у болгар в это время начинается набор девушек в лазарки; девушка же, не участвовавшая в таком обряде, не может считаться невестой). В этот же период устанавливаются временные молодёжные союзы.
Иллюстрация Душана Божича
Иллюстрация Душана Божича

Ну а я по случаю наступившей весны (путь, повторюсь, и не жалую сию пору) решил разнообразить контент подборкой картин, в названии которых фигурирует слово весна (либо производные от него) или названия весенних месяцев.

К слову, моя любимая работа из этого числа такова:

«Весна» – работа художника Константина Елисеева, 1956 год
«Весна» – работа художника Константина Елисеева, 1956 год

Когда-то (два года назад, старожилы канала, быть может, помнят) я писал о ней следующее:

Вот сидят какие-то чинуши, функционеры, симулируют бурную деятельность и даже не заметили, что весна пришла. А весна уже сама к ним в окошко в виде большущей женщины заглядывает: ну вы чего тут, дескать? И представляется, что эти сидни точно так же и молодость профукали – немного грустно становится.

А на дворе у нас март...

Вот работа, которую я уже использовал в подборке с котейками, но пройти мимо неё не могу:

«Март» – работа художницы Марины Фёдоровой
«Март» – работа художницы Марины Фёдоровой

Вообще образцов, посвящённых первому весеннему месяцу в моих электронных запасниках немало.

«Март» – работа художника Станислава Юлиановича Жуковского
«Март» – работа художника Станислава Юлиановича Жуковского
«Март» – работа художника Исаака Ильича Левитана
«Март» – работа художника Исаака Ильича Левитана
«Весна. Март» – работа художника Василия Николаевича Бакшеева, 1913 год
«Весна. Март» – работа художника Василия Николаевича Бакшеева, 1913 год
«Март» – работа художницы Марины Талашенко, 1975—1976 гг.
«Март» – работа художницы Марины Талашенко, 1975—1976 гг.
«Мартовское солнце» – работа художника Юрия Петровича Кугача, 1978 год
«Мартовское солнце» – работа художника Юрия Петровича Кугача, 1978 год
«Мартовский вечер» – работа художника Юрия Петровича Кугача-
«Мартовский вечер» – работа художника Юрия Петровича Кугача-
«Март» – работа художника Станислава Александровича Брусилова, 2008 год
«Март» – работа художника Станислава Александровича Брусилова, 2008 год
«Мартовский вечер» – работа художницы Ирины Рыбаковой, 2023 год
«Мартовский вечер» – работа художницы Ирины Рыбаковой, 2023 год

Посвящённых апрелю – на порядок меньше.

«Апрель» – работа художницы Лидии Исаковны Бродской
«Апрель» – работа художницы Лидии Исаковны Бродской
«Апрельский день» – работа художника Николая Ивановича Кирсанова, 1948 год
«Апрельский день» – работа художника Николая Ивановича Кирсанова, 1948 год
«Апрель. Вечернее солнце» – работа художника Алексея Михайловича Грицай, 1972 год
«Апрель. Вечернее солнце» – работа художника Алексея Михайловича Грицай, 1972 год
«Апрель» – работа художника Германа Алексеевича Травникова, 1983 год
«Апрель» – работа художника Германа Алексеевича Травникова, 1983 год

Маю – всего два.

«Майское утро. Соловьиные места. Лигачёво» – работа художника Константина Фёдорович Юона, 1915 год
«Майское утро. Соловьиные места. Лигачёво» – работа художника Константина Фёдорович Юона, 1915 год
«Май» – работа художницы Татьяны Яблонской, 1965 год
«Май» – работа художницы Татьяны Яблонской, 1965 год

Конечно, весна в живописи – это в первую очередь таяние снегов и льдов, пробуждение природы после зимней спячки, её рассвет (так и хочется написать «расцвет»).

«Домик в провинции. Весна» – работа художника Алексея Кондратьевича Саврасова, 1878 год
«Домик в провинции. Весна» – работа художника Алексея Кондратьевича Саврасова, 1878 год
«Весна» – работа художника Сергея Ивановича Васильковского, 1885 год
«Весна» – работа художника Сергея Ивановича Васильковского, 1885 год
«Ранней весной» – работа художника Ильи Семёновича Остроухова, 1887 год
«Ранней весной» – работа художника Ильи Семёновича Остроухова, 1887 год
«Весна. Огороды» – работа художника Алексея Кондратьевича Саврасова, 1893 год
«Весна. Огороды» – работа художника Алексея Кондратьевича Саврасова, 1893 год
«Весна. Большая вода» – работа художника Исаака Ильича Левитана, 1897
«Весна. Большая вода» – работа художника Исаака Ильича Левитана, 1897
«Весна в Крыму» – работа художника Иосифа Евстафьевича Крачковского, 1902 год
«Весна в Крыму» – работа художника Иосифа Евстафьевича Крачковского, 1902 год
«Весна в лесу» – работа художника Станислава Юлиановича Жуковского, 1918 год
«Весна в лесу» – работа художника Станислава Юлиановича Жуковского, 1918 год
«Весна. Грачи прилетели» – работа художника Андрея Николаевича Шильдера, 1919 год
«Весна. Грачи прилетели» – работа художника Андрея Николаевича Шильдера, 1919 год
«Весенний день» – работа художника Николая Позднеева, 1959 год
«Весенний день» – работа художника Николая Позднеева, 1959 год
«Весна на Волге» – работа художника Алексея Белых, 1968 год
«Весна на Волге» – работа художника Алексея Белых, 1968 год
«Ветры весенние» – работа художника Вячеслава Францевича Загонека, 1968 год
«Ветры весенние» – работа художника Вячеслава Францевича Загонека, 1968 год
«Уфа. Весна на окраине» – работа художника Евгения Александровича Винокурова, 1983 год
«Уфа. Весна на окраине» – работа художника Евгения Александровича Винокурова, 1983 год
«Весна» – работа художника Степана Короткова, 1998 год
«Весна» – работа художника Степана Короткова, 1998 год
«Весенние дни» – работа художницы Дианы Коробкиной
«Весенние дни» – работа художницы Дианы Коробкиной
«Весеннее половодье» – работа художника Юрия Бобина
«Весеннее половодье» – работа художника Юрия Бобина
«Весна в деревне. Мамонтово» – работа художника Дмитрия Лёвина
«Весна в деревне. Мамонтово» – работа художника Дмитрия Лёвина
«Весенний свет» – работа художника Степана Нестерчука, 2023 год
«Весенний свет» – работа художника Степана Нестерчука, 2023 год

Запечатлена художниками на полотнах и весна в городах.

«Март в Москве» – работа художника Андрея Волкова, 1981 год
«Март в Москве» – работа художника Андрея Волкова, 1981 год
«Март в Москве» – работа художницы Дианы Коробкиной
«Март в Москве» – работа художницы Дианы Коробкиной
«Ранняя весна в сквере у Золотых ворот» – работа художника Семёна Каплана, 1981 год
«Ранняя весна в сквере у Золотых ворот» – работа художника Семёна Каплана, 1981 год
«Весна в Ленинграде» – работа художника Андрея Юрьевича Синицы, 1987 год
«Весна в Ленинграде» – работа художника Андрея Юрьевича Синицы, 1987 год
«Весна. Бульвар Севастополь» – работа художника Эрика Булатова, 2011 год
«Весна. Бульвар Севастополь» – работа художника Эрика Булатова, 2011 год

Напоследок – шесть картин, о каждой из которых мне бы хотелось немного сказать (вернее, отклацать на клавиатуре) отдельно, в индивидуальном порядке.

Очень яркая, насыщенная, атмосферная и, я бы даже сказал, сочная картина, от которой так и веет весной (даже я с моей нелюбовью очарован). Люди будто бы вышли поздороваться с солнышком, напитаться его светом, вдохнуть всё ещё свежего, но немного прогретого воздуха.

«Весна» – работа художницы Татьяны Ниловны Яблонской, 1950 год
«Весна» – работа художницы Татьяны Ниловны Яблонской, 1950 год

Развешивание скворечников – один из моих личных, хорошо подзабытых символов начала весны. Сам я их не делал, не развешивал (ни дома, ни в школе), но часто читывал об этом деле в советских детских книжках.

«Весна пришла» – работа художника Владимира Васильевича Сараева, 1950-е гг.
«Весна пришла» – работа художника Владимира Васильевича Сараева, 1950-е гг.

Одна из моих любимых картин. Весна, баня, мама с дочкой... Кто-то бубнит насчёт обнажённой натуры (и мне пришлось немного зацензурить), но здесь однозначно всё прекрасно: и банный дух чувствуется, и окрестности деревеньки на заднем фоне прописаны, и естественная красота женского тела видна, и забота матери о ребёнке читается...

«Весна» – работа художника Аркадия Александровича Пластова, 1954 год
«Весна» – работа художника Аркадия Александровича Пластова, 1954 год

«Весна заводская»... Посыл насчёт заводов и трудового человека понятен, но, как по мне, здесь вещи несовместимые: индустриальный смог, тонны тёмного металла – и тоненькие молоденькие деревца, рядом с которыми идёт (наверное, трудиться на завод) молоденькая светленькая девушка (наверное, и символизирующая эту самую «весну заводскую»)... Несовместимые – а всё же сочетаются на полотне.

«Весна заводская» – работа художника Бориса Семёнова, 1974 год
«Весна заводская» – работа художника Бориса Семёнова, 1974 год

Этот старичок (представляется мне, пожилой интеллигент)... Сдаётся мне, это не только его первая прогулка весной, но и... последняя. Картина как бы раскрывается, словно ворота в иной мир, где белым-бело, а белый цвет нередко связывается со смертью.

«Первая прогулка весной» – работа художника Олега Васильева, 1989 год
«Первая прогулка весной» – работа художника Олега Васильева, 1989 год

А здесь у нас, ни много ни мало, целое философское понятие, из античной философии. Термин эйдос, если кратко, обозначает «конкретную явленность, данную визуально»; это образ (в античной натурфилософии), сущность (у элеатов), форма (у Аристотеля). Получается конкретная явленность весны, данная визуально, в городе Угличе Ярославской области.

«Эйдос весны в Угличе» – работа художника Фёдора Куницына, 1999 год
«Эйдос весны в Угличе» – работа художника Фёдора Куницына, 1999 год

На этом подборка окончена. Надеюсь, я показал Вам кое-что интересное, любопытное и обеспечил соответствующее началу весны настроение.