Сектор высоких технологий Китая традиционно является очень волатильным сектором, в связи с чем он больше подвержен колебаниям из-за экономической обстановки, которая сейчас в Китае остается слабой даже несмотря на удовлетворительные новости по итогам Китайского нового года. Кроме того, ИИ пока генерирует малую часть выручки китайских компаний и часто даже не приносит прибыли, поэтому слабый отклик их котировок на бум ИИ является закономерным. Например, у лидера на китайском рынке Baidu (BIDU) доля ИИ-направления в выручке – всего лишь 20%, в то время как у Nvidia (NVDA) этот показатель составляет 75-80%, при этом операционная маржа ИИ-направления у Baidu равна -3,8% против 67,5% у Nvidia.
Топ перспективных компаний
Наиболее перспективными на китайском рынке мы продолжаем считать те технологические компании, которые ведут бизнес в новых направлениях или применяют инновационные бизнес-модели, однако уже прибыльны и способны противостоять усиливающейся конкуренции, при этом не находясь под давлением со стороны государства.
Среди таких китайских компаний в сегменте искусственного интеллекта наиболее интересной выглядит Baidu (BIDU, целевая цена – $185), в сегменте электромобилей – Li Auto (LI, целевая цена – $49), а в сегменте электронной коммерции – PDD Holdings (PDD, целевая цена – $180).
Дадут ли новые продукты толчок техам?
Если говорить про Xiaomi, то больший эффект на положительное восприятие компании инвесторами пока может оказать выпуск премиальной версии смартфона 14-й серии, чем выпуск своего первого электромобиля. После чрезвычайно успешного выпуска базового Xiaomi 14 в 2023-м году Xiaomi 14 Ultra может еще больше повысить долю компании в сегменте дорогих смартфонов в Китае, где главным конкурентом для Xiaomi является Apple и резко набирающий популярность Huawei, и в Индии, где главным конкурентом является Samsung. Успех электромобиля Xiaomi пока остается под вопросом: низкая начальная цена модели скорее всего указывает на околонулевую валовую маржу электромобиля (ранее появлялись новости о том, что компания планирует достичь чистой маржи по направлению электромобилей в 1%), поэтому даже ожидаемые высокие продажи авто слабо скажутся на общей прибыли компании.
Что касается Baidu, то ее разработки в сфере больших языковых моделей позитивно скажутся на основном бизнесе – онлайн-маркетинге – так как позволят удерживать пользователей в своей экосистеме и таким образом сохранять доминирующую долю на растущем рынке даже несмотря на усиливающуюся конкуренцию в сегменте Интернет-рекламы в КНР, при этом эффект будет заметен скорее в долгосрочной перспективе – на данный момент направление новых инициатив компании (куда, помимо чат-бота, входит сегмент автономного вождения и прочие разработки, связанные с искусственным интеллектом) приносит лишь 20% общей выручки и при этом является убыточным.
В отношении JD.com новость о разработке инструмента по типу ChatGPT является скорее незначительной – хотя это может привести к улучшению понимания потребностей клиентов и привести к более персонализированным предложениям, которые позитивно повлияют на общую выручку, этого недостаточно для противостояния компаниям «нового e-commerce», которые выигрывают конкуренцию у Alibaba и JD.com в КНР за счет новых бизнес-моделей, позволяющих снижать цены сильнее за счет экономии на издержках. Динамика акций JD.com пока зависит в первую очередь от состояния китайской экономики и способности компании противостоять конкурентам за счет оптимизации своей деятельности.