Найти тему
Катехон

Большая двадцатка: столкновение двух парадигм

Cаммит министров иностранных дел стран G20, проходящий в Бразилии, начинался с разногласий и скандалов

В ходе саммита в дискуссионном поле будут находиться две ключевые темы — реформирование системы глобального управления и международная напряжённость. Но ещё в первый день саммита, 21 февраля, стало известно, что с совместным заявлением возникнут сложности. Впрочем, то, что страны двадцатки имеют противоположные мнения по поводу геополитических конфликтов — очевидно. Как очевидно и то, что включение в повестку экономического саммита вопросов, связанных с конфликтами — СВО России и геноцид в Палестине, является ошибкой. О том же уже заявил м МИД России:

«Российская делегация намерена привлечь внимание партнёров к неприемлемости политизации “Группы двадцати”, которая, согласно мандату, призвана концентрироваться строго на социально-экономических вызовах. “Двадцатка” не должна рассматриваться в качестве альтернативы СБ ООН. Включение в повестку “Группы двадцати” с подачи Запада непрофильных проблем, в том числе украинского сюжета, — деструктивно», — сказано в заявлении МИД России, выпущенном перед началом саммита 21 февраля из Рио-де-Жанейро.

На фоне обстрелов мирных кварталов Белгорода террористами и провала «российского агента» Сырского в Авдеевке Запад попытается снова навязать миру свой взгляд, основанный на нацистской идеологии превосходства. И именно по этой же самой причине представители сателлитов Вашингтона «не замечают» настоящего геноцида, организованного «партнёром» США — Израилем. Так, палестинскую повестку потребовали включить в работу уже сами хозяева саммита — Бразилия и их коллеги по БРИКС — ЮАР. В заявлении министров этих стран и ещё нескольких, их поддержавших, сказано, что в любое совместное заявление необходимо включить пункт о том, что «Израиль совершает геноцид в Газе». Однако такую формулировку отвергли Германия и США. Очевидно, именно такую формулировку предложили наши геополитические партнёры в ответ на надоевшие всем требования осудить Россию.

Но несмотря на то, что Москва назвала деструктивным включение геополитических, а не экономических вопросов в список ключевых тем, ей тоже есть, что сказать: Сергей Лавров отметил «неприемлемость бесконтрольного направления международных средств, предназначенных для содействия развитию, на финансирование конфликта вокруг Украины, в т.ч. в ущерб выполнению обязательств западных держав в отношении помощи нуждающимся государствам». И, что было особо поддержано странами глобального Юга, российский министр подчеркнул необходимость модернизации «Бреттон-Вудских учреждений с фокусом на скорейшее перераспределение голосующих квот МВФ в пользу стран Африки, Азии и Латинской Америки, а также восстановления полной дееспособности ВТО». Россия неоднократно подчёркивала, что мир должен быть перестроен в соответствии с реалиями полицентричности, в то время, как Вашингтон продолжает продавливать устаревшую мысль о превосходстве США и навязанных ими правил. Очевидно, что бывшие колонии, не понаслышке знакомые с «благами цивилизации» в виде геноцидов и рабства спешат максимально отдалиться от этого и большой успех московской дипломатии состоит и в том, что идея полицентричности была поднята именно Россией, с ней и ассоциируется.

Что касается Бразилии, то она сталкивается с международными разногласиями не только как хозяйка форума. 18 февраля, президент Бразилии Лула да Силва сравнил действия Израиля в секторе Газа с кампанией Адольфа Гитлера по уничтожению евреев. В ходе пресс-конференции на саммите Африканского союза в Аддис-Абебе он заявил, что «то, что происходит в секторе Газа с палестинским народом, не существовало ни в одно другое время в истории. На самом деле, оно существовало. Когда Гитлер решил убивать евреев» и подчеркнул, что происходящее нужно называть не войной, а геноцидом.

Стоит сказать, что эта точка зрения популярна в Латинской Америке и не он первый заявил о геноциде с высокой трибуны. Ещё в октябре геноцидом ситуацию в Палестине прямо называл президент Колумбии Густаво Петро, после чего Израиль заявил о прекращении экспорта товаров и технологий, связанных с обеспечением безопасности и возможным разрывом дипотношений, до чего, правда, не дошло даже после того, как Петро подтвердил свои слова, добавив «Колумбия не поддерживает геноциды». Разорвала дипотношения с Израилем и Боливия. Чилийский лидер Габриэль Борич осуждал обе стороны — как Израиль, так и ХАМАС, но радикальнее всех высказывались «левые» политики — лидеры Кубы и Венесуэлы. Николас Мадуро и в этот раз поспешил поддержать бразильского коллегу и тут же заявил, что Адольф Гитлер был «конструктом, монстром, созданным западными элитами. Сегодня преступный военный аппарат Израиля имеет такое же поощрение, финансирование и поддержку — как сказал президент Лула, то, что делает израильское правительство, является тем же самым, что Гитлер сделал в своё время против еврейского народа».

Сейчас правительство Израиля, вероятно, решило сосредоточиться на Луле как на самом сильном среди врагов западного мировоззрения. И накануне саммита, 19 февраля глава МИД Израиля Исраэль Кац объявил президента Бразилии persona non grata до тех пор, пока он не принесёт извинения. Ранее Кац вызывал посла Бразилии в Израиле Фредерико Майера, однако и он отказался приносить извинения и поддержал своего президента. Позже подтвердил требование извинений и их отсутствие и спецпред Бразилии по международным вопросам. В эти дни посол Фредерико Майер отозван Лулой в Бразилию для консультаций.

Но на этом распри для Бразилии только начались. Ситуацией решили воспользоваться внутренние политические противники действующего президента, среди которых немало болсонаристов, западофилов, недовольных давними и плотными отношениями Лулы с кубинскими коммунистами и просто представителей пятой колонны, которые по отмашке из Вашингтона выступают против отношений с Москвой. По мнению противников президента, Лула спровоцировал международный скандал небывалого уровня, что недопустимо для Бразилии. Тем более, что у его оппонентов-болсонаристов отношения с Израилем весьма и весьма тёплые. Как и у их либеральных коллег.

На данный момент более ста депутатов выступили за импичмент президента Луиса Инасиу Лула да Силвы. Инициатором выступила депутат Карла Замбелли, прославившаяся активным участием в отстранении от власти ставленницы Лулы Дилмы Руссефф в 2016 году и хулиганскими выходками. Например, в 2022 году депутаты из антиболсонаристской коалиции предложили проект федерального закона о запрете носить оружие в течение 24 часов до и после выборов из-за случая, когда за день до выборов 2022 года Замбелли преследовала, а затем угрожала оружием избирателю из-за политических разногласий. Позже она пыталась оправдаться тем, что мужчина, якобы, оказывал ей ненужные знаки внимания, но когда опубликовали видеозапись, стало очевидно, что это ложь.

Как бы там ни было, для того, чтобы импичмент состоялся, необходимо две трети голосов Палаты депутатов, состоящей из 513 членов. Поэтому сейчас попытка импичмента — это, во-первых, первая проба, во-вторых, ответ на начатую недавно полицейскую операцию против Болсонару и его высокопоставленных сторонников. 8 февраля этого года судья Верховного суда Алешандре ди Мораэс санкционировал 33 разрешения на обыск и задержание, а также 4 на предварительное заключение под стражу. Согласно ордеру, Болсонару должен был сдать свой паспорт в течение следующих 24 часов, то есть на данный момент у Жаира Болсонару уже нет внутреннего паспорта. По крайней мере, представитель семьи Болсонару Фабио Вайнгартен сообщил о выполнении приказа полиции. Изъятие паспорта означает невозможность покинуть территорию Бразилии и свидетельствует о скором возможном аресте экс-президента. Впрочем, для Бразилии это не в новинку: перед тем, как снова вернуться в президентское кресло в 2023 году, Лула провёл в заключении два года (из 9,5, на которые он был осуждён по коррупционному делу).

Кроме самого Болсонару, операция затронула ряд бывших министров, связанных с силовым сектором: Брага Нетто, бывший министр обороны и кандидат в вице-президенты от Болсонару в 2022 году; Аугусто Элено, бывший министр Кабинета институциональной безопасности (GSI); Пауло Сержио Ногейра, бывший командующий сухопутными войсками; Алмир Гарнье Сантос, бывший главнокомандующий ВМС; Стеван Теофило Гаспар де Оливейра, бывший глава Командования сухопутных операций армии. Очевидно, что болсонаристы не намерены отступать и готовят «ответный удар». А нестабильность в одной из крупнейших стран БРИКС, ещё и достаточно откровенно переходящих на сторону Юга и многополярности против западоцентризма — подарок для наших «геополитических конкурентов» из Вашингтона. И именно сейчас в Бразилии собрались серьёзные силы: от Лаврова до Блинкена, каждый из которых будет проводить свои визиты, встречи, переговоры. Партия ожидается напряжённой, а результаты — интригующими.

Интересен и международный фон, на котором происходят бразильские события. Глава российского МИД Сергей Лавров прибыл в Бразилию после визитов на Кубу и в Венесуэлу, где по традиции тепло пообщался с лидерами дружественных стран. По официальным данным, общение происходило в основном по экономическо-инвестиционным вопросам, но мы не можем не помнить и о знаменитой кубинской разведке. Вполне возможно, что был и обмен какими-либо интересными данными перед таким напряжённым саммитом. А госсекретарь США Энтони Блинкен сначала посетил Аргентину, где встретился с ярым любителем Израиля Хавьером Милеем и обсудил «демократическую» повестку, то есть возможные провокации против стран, поддерживающих идеи многополярности. Например, США не скрывают того, что Блинкен приехал давить на Лулу по венесуэльскому вопросу. Помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Брайан Николс ещё в преддверии поездки Блинкена в Южную Америку заявил журналистам, что центром переговоров между президентом Бразилии и госсекретарём США будет «обмен идеями о конфликте в Газе» и «усилия по продвижению демократии в Венесуэле». Крайне любопытная повестка. Скорее всего, США, пользуясь своим любимым средством — шантажом, будут давить на Бразилию из-за её поддержки Венесуэле, обещая снизить накал скандала. Интересно, что противопоставит этому Сергей Викторович.

Лавров, вероятно, будет идти в совсем другом направлении. Информационное поле региона уже перегрелось: даже сверхлиберальное бразильское издание Globo не только отважилось взять у главы российского МИД большое интервью, но и выпустило его на первую полосу. В нём, кстати, министр подробно рассказал о целях и ходе СВО, а интервьюер, в свою очередь, подчеркнул осторожный настрой Бразилии: «Уважая свои дипломатические традиции, Бразилия осудила специальную военную операцию, равно как и санкции в отношении России, а также отправку оружия Киеву такими странами, как США», что в некотором роде стало оправданием и небольшим поклоном в сторону Москвы.

Другие СМИ захлестнула волна фотографий с первой двусторонней встречи Сергея Лаврова «на полях» саммита — это была встреча с его мексиканской коллегой Алисией Барсена и судя по всему, встреча прошла крайне тепло. А ведь Мексика — это не только «больной вопрос» для США, связанный с наркотрафиком и мигрантами, но и один из крупнейших «заводов» высокотехнологичной продукции США. Именно в эту страну перебираются высокоточные компании, в том числе, из Тайваня: крупнейший в мире производитель электроники и ключевой сборщик iPhone тайваньский Foxconn прямо назвал Мексику ключевым регионом для инвестиций и открыл там производство ещё в 2023 году. После этого туда, поближе к границам США, перебрались и другие: HP и Dell строят завод в Мексике, автомобильная электроника Compal увеличивает мощности имеющегося мексиканского завода, Pegatron, обслуживающий Tesla и General Motors, выделяет до 300 милл.долл. для этой страны. Ну а президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор ещё в 2022 году за поддержку России в СВО получил от флоридских либералов прозвище «Андрес Мануэлович», над которым сам впоследствии иронизировал в дружеском ключе.

Так что в ближайшее время мы увидим реальные результаты саммита и они будут неожиданными — не отсутствие совместного заявления или очередные воззвания, но результаты той колоссальной работы, которая будет проведена «на полях» или даже «за пределами» саммита — на Кубе, Венесуэле, Мексике, Аргентине. И можно быть уверенными в том, что они затронут весь существующий миропорядок.