В 1980-м году признанные сегодня классиками прог-рока, хард-рока, джаз-рока и металла музыканты из немецкой группы Lucifer's Friend выдали свое очередное творение, на этот раз записанного в стиле дэнс-рока. И хотя этот диск точно так же провалился в чартах, как и всё предыдущее творчество группы, его можно было бы поставить в пример очень многим мастерам танцевально-рок-н-ролльного направления как истинный шедевр, на который не помешало бы равняться и многим динозаврам подобной музыки.
Перелом 70-80-х годов прошлого века очень интересен в рок-музыке. Хард-рок и прогрессив, доминировавшие в 70-х, внезапно потеряли популярность, и все бывшие классические рок-группы начали срочно перепрофилироваться. Кто-то ударился в «новую волну», кто-то – в металл, а кто-то вообще исчез. Но процесс этот был массовый, и о нем интересно было бы поговорить по пунктам, однако не это - цель моей нынешней публикации.
Сейчас я снова хочу вспомнить прекрасную немецкую рок-группу Lucifer's Friend, которая «зажигала» все 70-е, преимущественно с вокалистом Джоном Лотоном, и постоянно, от альбома к альбому, извращалась в стилях, но коммерческого успеха так и не достигла. Странно, конечно, потому что, несмотря на то, играли ли эти музыканты хард, или прог, или джаз, или металл – любое направление у них было реализовано просто блестяще.
На видео: Lucifer's Friend в 1970 году с Джоном Лотоном. В эфире - песня с первого альбома группы
Дело в том, что все музыканты группы были не какими-то там новичками, а еще до формирования Lucifer's Friend (за исключением Джона Лотона, о нем надо рассказывать особо) очень плотно занимались профессиональной музыкой. Четверо будущих «Люциферов» с 1965 года поучаствовали в 7 проектах, с которыми до 1971 года записали в разных рок-стилях 11 долгоиграющих дисков (LP). О двух из них я написал – вот публикации:
И вот, за первые 7 лет группа Lucifer's Friend с Джоном Лотоном на вокале записала 6 альбомов:
1). Asterix (1970 г.);
2). Lucifer’s Friend (1970 г.);
3). Where the Groupies Killed the Blues (1972 г.);
4). I'm Just a Rock & Roll Singer (1973 г.);
5). Banquet (1974 г.);
6). Mind Exploding (1976 г.).
Первый альбом – «Asterix» - вышел под брендом Asterix, но, по сути, это были те же Lucifer's Friend в полном составе, только стиль был скорее танцевальный, чем хардовый, но тем не менее.
Однако как не извращались «Люциферы», а разбогатеть им так и не удалось. Джон Лотон, отягощенный постоянным безденежьем, сначала по приглашению Роджера Гловера подался в Deep Purple на замену отчалившему Иэну Гиллану, но пролетел, смещенный из списка кандидатов Дэвидом Ковердейлом. Однако в 1976-м ему удалось устроиться в Uriah Heep вместо отчалившего Дэйвида Байрона. На этом «классический» период Lucifer's Friend закончился.
«Избавившись» от Лотона, музыканты группы решили прекратить эксперименты и повернули в сторону поп-рока. В качестве фронтмена они выбрали британского (шотландского) певца Майка Старрса, который в 1976 году отметился на дебютном альбоме джаз-роковой группы Colloseum II «Strange New Flesh» (в компании с такими звездами, как Gary Moore, Don Airey, Jon Hiseman и Neil Murray). Его вокал прекрасно соответствовал танцевальному направлению, и вместе со Старрсом «Люциферы» вознамерились подстроиться под некоторые американские группы, начавшие рубать на «рок-танцевалке» большую капусту. Пример «Бостона» и «Флитвуд Мэк», которые на этой самой «танцевалке» вдруг начали грести в Америке «мультиплатины», вдохновил немцев, и они в 1978 году наворотили целый поп-рок-диск «Good Time Warrior».
На видео: Lucifer's Friend в 1978 году с Майком Старрсом на вокале
Спору нет, этот альбом получился вполне танцевальным, однако композиторы группы – гитарист Питер Хессляйн и клавишник Питер Хехт, - очень слабо постарались, и невзирая на довольно выразительный вокал Старрса, пластинка получилась какой-то вымученной. С одной стороны до искрометного поп-дэнса она не дотянулась, представив просто более легкий вариант рок-н-ролльной музыки, а с другой – музыка группы потеряла всю свою оригинальность, которой славилась с Лотоном.
Нет, диск был творчески не провальным, но совершенно не соответствующим высоким музыкальным идеалам, на которые нацелились музыканты.
Интересно, что в 70-х в СССР группа Lucifer’s Friend была практически неизвестной, невзирая даже на то, что Джон Лотон стал в нашей стране своеобразным рок-героем благодаря его участию в Uriah Heep. Ходили какие-то слухи, что он до «Хипов» пел в какой-то группе, называвшейся «Друг Люцифера», но самих дисков на «тучах» никто не видел, а если и видел, то помалкивал.
Лично я в тот период об этой группе даже не знал, а узнал про нее только в первой половине 80-х, когда у нас начал хождение альбом 1980 года Lucifer’s Friend «Sneak Me In». Но этот диск был никому не интересен, потому что там Лотон не пел, а альбомов с Лотоном я на «тучах» даже в 80-х не увидел ни одного.
Короче, хочу засвидетельствовать факт, что группа Lucifer’s Friend в СССР была совершенно неизвестна, и стала доступной на нашем рынке только в 90-х, когда страну наводнили китайские и болгарские CD, на которых можно было найти все что угодно за довольно низкую цену. Вот именно тогда я и услыхал, что пел Лотон в этой группе. Конечно, поначалу меня вся эта музыка не особо впечатлила, потому что я еще даже в 90-х не дорос до настоящих шедевров, которые наваяли «Люциферы» с 1970 по 1976 годы. И поэтому я не особо стремился слушать новые записи группы, решив, что выше того, чего она достигла с Лотоном, она уже не прыгнет.
Но в один прекрасный момент один мой кореш притащил мне кассету с записью альбома Lucifer’s Friend «Sneak Me In» 1980 года. Этот альбом был вторым с Майком Старрсом, а так как предыдущий с ним – «Good Time Warrior» 1978 года, был так себе, то я от новой музыки не ждал ничего хорошего.
На видео: первая композиция с альбома Lucifer's Friend "Sneak Me In"
Но как только я врубил эту кассету, то услышал такой шикарный танцевальный драйв, который мне тогда встретился только один раз - на альбоме Аманды Лир «Diamonds for Breakfast» того же 1980 года. Вообще-то я Аманду Лир не перевариваю, но первые три песни на этом альбоме – сущий рок-н-ролл самого высокого качества, а так как она сама – знатная «танцевальщица», то и получился у нее отменный танцевальный шедевр, на который я не пожалел целых 15 баксов, чтобы поставить его себе в мою виниловую коллекцию.
То же самое я услышал на альбоме Lucifer’s Friend «Sneak Me In» - шикарный танцевальный рок-н-ролл.
В общем, прослушал я этот альбом целиком, потом еще раз, и сразу же принялся за обзвон своих корешей-меломанов, через которых смог бы достать этот диск в свою виниловую коллекцию. И я нашел эту пластинку быстро, правда, обошлась она мне в полтора раза дешевле, чем Аманда Лир, но самое главное – я смог этот диск прослушать на хорошей аппаратуре в высоком качестве.
С тех пор прошло более 20 лет, и альбом «Sneak Me In» я переслушиваю регулярно. Показательно, что он мне почему-то нравится даже больше, чем предыдущие альбомы с Джоном Лотоном. Ну, я мог бы это объяснить тем, что хардово-прогрессивные и джазово-металлические эксперименты Lucifer’s Friend можно продуктивно слушать только под настроение, а вот этот танцевальный альбом – хоть каждый день в любой обстановке.
На видео: вторая композиция с альбома Lucifer's Friend "Sneak Me In"
Да, это шикарный танцевальный альбом, композиторы постарались, сочинив просто потрясающие мелодии, а музыканты оформили весь материал на высочайшем уровне. И поэтому очень странно, почему этот диск не «выстрелил» как минимум в «рок-танцевальной» части Европы и Японии, не говоря уже о США. Но зато он издавался в Америке, причем американцы даже потратились на то, чтобы нарисовать к альбому новую обложку вместо той, в которой диск продавался в остальном мире.
Но успехи «Sneak Me In» по несчастливой для группы традиции были невысокими, и в результате ставка опять была сделана на Джона Лотона, который вернулся в 1980 году и успел записать с группой два альбома, пока она не распалась окончательно.
Ну, альбом 1980 года «Heartbeat» (он же – «Hardbeat») – это не альбом группы «Lucifer’s Friend», а сольник Лотона, тем не менее, в его записи участвовали все музыканты «Друзей Люцифера», поэтому его можно считать альбомом группы, только вышедшим под другим брендом. И, что интересно, тогда как «Heartbeat» получился таким же танцевальным, как и «Sneak Me In», альбом «Mean Machine» 1981 года – это чистый хэви-метал. Правда, этот хэви-метал – совсем не тот хэви-метал, который «Люциферы» продемонстрировали на своем альбоме 1970 года, тем не менее, музыканты постарались, хотя и снова безрезультатно в коммерческом отношении.
На видео: еще одна композиция с альбома Lucifer's Friend "Sneak Me In"
Вот так и получается, что группа «Lucifer’s Friend», записав за первые 11 лет своего существования 8 альбомов, практически ни на одном из них не повторилась. Все восемь альбомов были сделаны в совершенно разных ключах, хотя качество практически у всех было высокое, и даже высочайшее. Этим самым музыканты показали свой высокий класс, но высокий класс – это еще не повод к коммерческому успеху. «Люциферы» впоследствии еще два раза собирались, хотя и с измененным составом, но неизменно с Джоном Лотоном и основателем группы – гитаристом Питером Хессляйном. А на последних 3-х альбомах группы, записанных в 2015-2019 годах, присутствовал и первоначальный бас-гитарист «Люциферов» - Дитер Хорнс.
На видео: возрожденные Lucifer's Friend с Джоном Лотоном в 2017 году
Но возвращаясь к первому по-настоящему «танцевальному» альбому «Sneak Me In» группы, которая до этого играла в совершенно не совместимых с «танцевалкой» стилях, надо признать, что музыканты выдали совершенно законченный поп-продукт, но при этом он получился таким понятным любому рокеру, что его можно считать даже гениальным. Я считаю этот диск совершенно выдающимся на фоне даже таких хардовиков и металлистов, как Scorpions, Элис Купер, Nazareth, Van Halen, AC/DC и даже Judas Priest с «Айрон Мэйденом» и Оззи Осборном.
А кто в этом засомневается, пусть переслушает этот диск заново, хотя, если вы любите по-настоящему хорошую музыку, то он должен вам «зайти» с первого раза.
Представляю трек-лист этого альбома, но песни не комментирую, потому что они все одинаково бесподобны. Возможно, какие-то переводы названий не совсем правильные, но я взял те, переводы, какие были под рукой, так что не сильно меня критикуйте, если что не так.
На аудио: тут весь альбом "Sneak Me In", 8 треков
Сторона 1:
1). Goodbye Girls (4:05) «Прощайте, девочки».
2). Sneak Me In (3:11) «Прокрадись в меня».
3). Foxy Lady (4:30) «Красотка».
4). Love Hymn (5:16) «Гимн любви».
Сторона 2:
5). Stardancer (5:14) «Звездный танцор».
6). Indian Summer (5:16) «Бабье лето».
7). Don't You Know what I Like (3:58) «Разве ты не знаешь, что мне нравится».
8). Cosmic Crusader (4:55) «Космический крестоносец».
На видео: концерт Lucifer's Friend с Майком Старрсом 6 декабря 1978 года в Германии
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LUCIFER’S FRIEND НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!