В 1970-м году только три группы выпустили самые настоящие хэви-металлические альбомы – это были Deep Purple, Black Sabbath и Lucifer’s Friend. Больше в том году никто в хэви-металле не записывался. Может, просто не знали, что так можно играть, а может и понимали, что время для такой революционной музыки еще не пришло.
Рок-музыку я начал слушать еще в далеком 1976-м году, и почти сразу же моими настольными записями были «Deep Purple in Rock» и «Black Sabbath», оба – 1970 года выпуска. И я целых 15 лет считал, что именно с этих двух альбомов взял начало хэви-метал. Deep Purple очень быстро отошли от найденного ими стиля, и только Black Sabbath продолжали его культивировать, правда, временами скатываясь в обычный хард-рок на грани прогрессива.
Ну, это можно объяснить тем, что в те годы музыкальный мир еще не готов был воспринимать хэви-метал в том виде, в котором он расцвел в начале 80-х. Но дело не в этом, а дело в том, что натуральный хэви-метал впервые прозвучал только на этих двух пластинках.
Но каково же было мое удивление, когда вначале 90-х я наконец-то услышал дебютный альбом «Lucifer’s Friend» 1970 года, на котором я услышал музыку не менее бешеную, если так можно выразиться, чем на альбомах DP и BS того же года. До этого я, конечно же, слышал еще некоторые пластинки LF, но на них не было никакого намека на хэви-метал, а одна и вовсе демонстрировала чистейший фьюжн-джаз.
В общем, хочу констатировать тот факт, что родоначальниками хэви-метала были не только две известные группы, но и одна практически неизвестная. Нет, сегодня она уже достаточно известна, и даже считается одной из самых крутых наравне с остальными рок-динозаврами. Но вот в 70-е, да и в 80-е тоже, мало кто слышал об этой немецкой группе с британским вокалистом. Все знали Джона Лотона, но мало кто знал, откуда он пришел в Uriah Heep.
А пришел он в Uriah Heep как раз из одной из тех трех групп, которые одновременно в 1970-м году заиграли хэви-металл. Конечно, были еще попытки и у других групп в том году выдать что-то похожее, например, тот же Uriah Heep со своим хэви-металлическим хитом «Gypsy». Но то была только одна такая песня в том году, и вплоть до начала 80-х группа ничего тяжелого не играла. Ну, за очень малым исключением («Love Machine», «Easy Livin’» и еще парочку).
Можно еще привести в пример и Led Zeppelin с их хитом «Immigrant Song», но назвать эту песню хэви-металлической очень трудно, скорее это просто тяжелый хард-рок.
Но вот «Люциферы» в 1970-м году выдали полностью хэви-металлический альбом без всяких лирических отступлений. Они даже сингл к альбому с песней, не вошедшей на него, накатали такой же тяжелый и целеустремленный.
Интересный момент: я читал разные рецензии на эту пластинку, и даже от известных рецензиантов можно было услышать, что, мол, альбом, вовсе не металлический, а просто хард-роковый, опрогрессивленный, и даже психоделический. Интересно, где они все услышали тут хард-рок, прогрессив или психоделию? Наверное, у них в момент прослушивания альбома случилось помутнение рассудка, и они сошли с ума от такого крутого металла.
Ну, а если кто не верит – пусть прослушает эту пластинку от начала и до конца, и даже можно не на полной громкости. Настоящий хэви-метал, чтобы его опознать, не нуждается в прослушивании на полной громкости, его и так слышно. Наверное, критики просто не тот альбом прослушали – как раз на следующем альбоме «Люциферов» можно и хард-рок найти, и прогресссив, и психоделию.
А альбом «Lucifer’s Friend» заполнен исключительно хэви-металлом.
Сторона 1:
1). Ride the Sky (2:54). Ну, это коронка группы, как «Speed King» для Deep Purple или «Paranoid» для Black Sabbath. В комментариях не нуждается.
2). Everybody's Clown (6:07). Чистый хэви. Даже звучание гитары как у Тони Айомми, и если бы в Black Sabbath был штатный органист, то он озвучивал бы группу именно так.
3). Keep Goin' (5:22). Думаю, что Кен Хенсли, сочиняя свой металлический эпик «Shadows of Grief» в 1971-м, просто был вдохновлен этой песней от LF.
4). Toxic Shadows (6:57). Самая легкая по саунду песня, но гитарист и клавишник чешут в унисон как заядлые металлисты.
Сторона 2:
5). Free Baby (5:26). Чем-то напоминает пространные запевы Рода Эванса из Deep Purple, только в стиле хэви-метал.
6). Baby You're a Liar (3:51). В этой песне орган чисто от Джона Лорда а-ля «Made in Japan».
7). In the Time of Job When Mammon Was a Yippie (4:01). Интересно, но рифф, подобный этому, впоследствии приняли на вооружение очень многие знаменитые металлические группы.
8). Lucifer's Friend (6:08). Очень сложный номер типа тяжелая сюита на тему «Путешествие к центру Земли». Местами клавишник издает довольно жуткие звуки.
Бонус:
9). Horla (2:59). Эта инструменталка вышла только на сингле, в альбом не вошла. Представляет собой сольный номер гитариста и барабанщика. Пронзительное соло чем-то напоминает запилы Ули Рота – гитариста «золотого» состава Scorpions.
В общем и целом прекрасный вышел альбом – и очень тяжелый, и скоростной, и одновременно практически шедевральный. Я бы не сказал, что он лучше, чем аналогичные альбомы DP и BS, но эта пластинка более компактно записана, в отличие от двух других хэви-металлистов.
И поэтому совершенно непонятно, почему Deep Purple и Black Sabbath свои первые металлические альбомы умудрились размножить сотнями тысяч и миллионами экземпляров, а эпохальное творение Lucifer's Friend не добралось даже до «золотого» статуса…
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LUCIFER’S FRIEND И ДЖОНЕ ЛОТОНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!
Uriah Heep «Firefly», 1977 г. Как Джон Лаутон чуть не превратил «Юрай Хип» в «Друга Люцифера»
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут