Найти тему
Без музыки совсем не то

Дебютник Lucifer’s Friend, 1970 г. ~ один из трёх первых в истории рок-музыки хэви-металлических альбомов

В 1970-м году только три группы выпустили самые настоящие хэви-металлические альбомы – это были Deep Purple, Black Sabbath и Lucifer’s Friend. Больше в том году никто в хэви-металле не записывался. Может, просто не знали, что так можно играть, а может и понимали, что время для такой революционной музыки еще не пришло.

Lucifer’s Friend,1970 г., немецкий выпуск
Lucifer’s Friend,1970 г., немецкий выпуск

Рок-музыку я начал слушать еще в далеком 1976-м году, и почти сразу же моими настольными записями были «Deep Purple in Rock» и «Black Sabbath», оба – 1970 года выпуска. И я целых 15 лет считал, что именно с этих двух альбомов взял начало хэви-метал. Deep Purple очень быстро отошли от найденного ими стиля, и только Black Sabbath продолжали его культивировать, правда, временами скатываясь в обычный хард-рок на грани прогрессива.

Ну, это можно объяснить тем, что в те годы музыкальный мир еще не готов был воспринимать хэви-метал в том виде, в котором он расцвел в начале 80-х. Но дело не в этом, а дело в том, что натуральный хэви-метал впервые прозвучал только на этих двух пластинках.

Но каково же было мое удивление, когда вначале 90-х я наконец-то услышал дебютный альбом «Lucifer’s Friend» 1970 года, на котором я услышал музыку не менее бешеную, если так можно выразиться, чем на альбомах DP и BS того же года. До этого я, конечно же, слышал еще некоторые пластинки LF, но на них не было никакого намека на хэви-метал, а одна и вовсе демонстрировала чистейший фьюжн-джаз.

Внутренний разворот конверта альбома всех выпусков, кроме английского - он выходил без разворота
Внутренний разворот конверта альбома всех выпусков, кроме английского - он выходил без разворота

В общем, хочу констатировать тот факт, что родоначальниками хэви-метала были не только две известные группы, но и одна практически неизвестная. Нет, сегодня она уже достаточно известна, и даже считается одной из самых крутых наравне с остальными рок-динозаврами. Но вот в 70-е, да и в 80-е тоже, мало кто слышал об этой немецкой группе с британским вокалистом. Все знали Джона Лотона, но мало кто знал, откуда он пришел в Uriah Heep.

Лейблы немецкого выпуска альбома 1970 года
Лейблы немецкого выпуска альбома 1970 года

А пришел он в Uriah Heep как раз из одной из тех трех групп, которые одновременно в 1970-м году заиграли хэви-металл. Конечно, были еще попытки и у других групп в том году выдать что-то похожее, например, тот же Uriah Heep со своим хэви-металлическим хитом «Gypsy». Но то была только одна такая песня в том году, и вплоть до начала 80-х группа ничего тяжелого не играла. Ну, за очень малым исключением («Love Machine», «Easy Livin’» и еще парочку).

Немецкий сингл с песней "Horla", которая не вошла на альбом
Немецкий сингл с песней "Horla", которая не вошла на альбом

Можно еще привести в пример и Led Zeppelin с их хитом «Immigrant Song», но назвать эту песню хэви-металлической очень трудно, скорее это просто тяжелый хард-рок.

Но вот «Люциферы» в 1970-м году выдали полностью хэви-металлический альбом без всяких лирических отступлений. Они даже сингл к альбому с песней, не вошедшей на него, накатали такой же тяжелый и целеустремленный.

Американский выпуск альбома на "Billingsgate", 1973 г.
Американский выпуск альбома на "Billingsgate", 1973 г.

Интересный момент: я читал разные рецензии на эту пластинку, и даже от известных рецензиантов можно было услышать, что, мол, альбом, вовсе не металлический, а просто хард-роковый, опрогрессивленный, и даже психоделический. Интересно, где они все услышали тут хард-рок, прогрессив или психоделию? Наверное, у них в момент прослушивания альбома случилось помутнение рассудка, и они сошли с ума от такого крутого металла.

Ну, а если кто не верит – пусть прослушает эту пластинку от начала и до конца, и даже можно не на полной громкости. Настоящий хэви-метал, чтобы его опознать, не нуждается в прослушивании на полной громкости, его и так слышно. Наверное, критики просто не тот альбом прослушали – как раз на следующем альбоме «Люциферов» можно и хард-рок найти, и прогресссив, и психоделию.

А альбом «Lucifer’s Friend» заполнен исключительно хэви-металлом.

Сторона 1:

1). Ride the Sky (2:54). Ну, это коронка группы, как «Speed King» для Deep Purple или «Paranoid» для Black Sabbath. В комментариях не нуждается.

2). Everybody's Clown (6:07). Чистый хэви. Даже звучание гитары как у Тони Айомми, и если бы в Black Sabbath был штатный органист, то он озвучивал бы группу именно так.

3). Keep Goin' (5:22). Думаю, что Кен Хенсли, сочиняя свой металлический эпик «Shadows of Grief» в 1971-м, просто был вдохновлен этой песней от LF.

4). Toxic Shadows (6:57). Самая легкая по саунду песня, но гитарист и клавишник чешут в унисон как заядлые металлисты.

Сторона 2:

5). Free Baby (5:26). Чем-то напоминает пространные запевы Рода Эванса из Deep Purple, только в стиле хэви-метал.

6). Baby You're a Liar (3:51). В этой песне орган чисто от Джона Лорда а-ля «Made in Japan».

7). In the Time of Job When Mammon Was a Yippie (4:01). Интересно, но рифф, подобный этому, впоследствии приняли на вооружение очень многие знаменитые металлические группы.

8). Lucifer's Friend (6:08). Очень сложный номер типа тяжелая сюита на тему «Путешествие к центру Земли». Местами клавишник издает довольно жуткие звуки.

Бонус:

9). Horla (2:59). Эта инструменталка вышла только на сингле, в альбом не вошла. Представляет собой сольный номер гитариста и барабанщика. Пронзительное соло чем-то напоминает запилы Ули Рота – гитариста «золотого» состава Scorpions.

В общем и целом прекрасный вышел альбом – и очень тяжелый, и скоростной, и одновременно практически шедевральный. Я бы не сказал, что он лучше, чем аналогичные альбомы DP и BS, но эта пластинка более компактно записана, в отличие от двух других хэви-металлистов.

И поэтому совершенно непонятно, почему Deep Purple и Black Sabbath свои первые металлические альбомы умудрились размножить сотнями тысяч и миллионами экземпляров, а эпохальное творение Lucifer's Friend не добралось даже до «золотого» статуса…

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LUCIFER’S FRIEND И ДЖОНЕ ЛОТОНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Banquet», 1974 г. ~ лучший альбом Lucifer's Friend, и Джон Лотон тут такой молодец как соленый огурец

«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!

Uriah Heep «Firefly», 1977 г. Как Джон Лаутон чуть не превратил «Юрай Хип» в «Друга Люцифера»

В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц