Найти тему
Без музыки совсем не то

«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!

Немецкую рок-группу «Lucifer’s Friend» знают практически все фанаты Джона Лаутона, известного фронтмена «Uriah Heep» в далеких 70-х. Но не только из-за Лаутона можно эту группу полюбить – за полвека своей музыкальной деятельности она записала 13 хоть и совершенно разных, но зато одинаково прекрасных альбомов

Друзья Люцифера в самые свои лучшие времена
Друзья Люцифера в самые свои лучшие времена

«Lucifer’s Friend» - очень интересная группа. И хотя коммерческий успех ей, собственно, не совсем сопутствовал, но в 70-х они выступали практически по всему миру, и были очень широко известны в узких кругах. Основным вокалистом в этой группе был Джон Лаутон, завоевавший свои лавры в рядах бессмертных «Uriah Heep» в 1977-1979 гг. Да и по сей день его приглашают на некоторые концерты группы, чтобы он напел старые хиты и порадовал не редеющих и не седеющих фанатов UH.

Кстати сказать, хоть «Lucifer’s Friend» и распались когда-то в начале 80-х, поняв всю тщетность своих попыток разбогатеть, но в 2014 году они собрались вновь, выпустив уже два с половиной новых студийных диска (2015, 2016 и 2019 гг.) Почему два с половиной? Потому что первым из этих релизов был сборник, в который вошли и четыре новые песни, записанные в 2015 году общим звучанием на 17 с лишним минут.

Кстати, единственный постоянный участник группы, который никогда из нее не уходил, и даже поучаствовал в других проектах, плотно связанных с LF (сольник Лаутона 1980 г. и Lucifer’s Friend II «Sumo Grip» 1994 г.) – это гитарист Питер Хесслейн. Кроме него на последних альбомах задействован также постоянный бас-гитарист LF Дитер Хорн, который вместе с Хесслейном прошел через все тернии, за исключением только, пожалуй, Lucifer’s Friend II.

А вот Джон Лаутон, хотя и считается лицом группы, но в связи с участием в «Uriah Heep» пропустил записи двух альбомов (1978 и 1980 гг.), вместо него на этих дисках напел другой более-менее известный вокалист, речь о нем пойдет ниже.

Единственный альбом проекта Asterix, 1970 г.
Единственный альбом проекта Asterix, 1970 г.

Итак, тернистый путь к славе «Lucifer’s Friend» начался не с дебютного одноименного альбома в 1970-м году, а с альбома проекта «Asterix», для записи которого в том же 1970 году собрались все музыканты будущих LF. Музыканты были немцами, и до этого трудились в группе «The German Bonds». Но они в основном играли инструменталы, потому что у них не было вокалиста (за неимением такового пел гитарист, но его вокал был, мягко говоря, совсем не идеальным). Задумав новый проект, музыканты принялись подбирать себе фронтмена, и первым был некий Джордж Монро, с которым они записали кое-какой материал и даже выпустили сингл с двумя песнями.

Но Монро не вписался в концепцию проекта, и его заменили на Тони Каванна, с которым принялись записывать другие песни.

В этот-то момент на гастроли (очень сильно сказано!) в Гамбург прибыл со своей группой «Stonewall» Джон Лаутон. На одном из концертов он пересекся с немцами из «The German Bonds», и те ему предложили поучаствовать в проекте, который назывался «Asterix». Правда, вокалист у проекта уже был, но его решили не выгонять, а записать альбом сразу с двумя фронтменами.

Альбом получился очень хорош. Это был энергичный поп-рок с заметными наметками прогрессива, и музыканты решили действовать именно в последнем направлении. Каванну уволили как неисправимого попсовика, так и сложился состав новой группы, которую назвали «Lucifer’s Friend» («Друг Люцифера»).

Пока железо было горячо, склепали новый альбом, но попсы в нем уже не было, сплошной прог-рок с доминированием краута, который в то время был в большой моде у немцев. В первую очередь «люциферовцы» ориентировались на только-только вышедшие альбомы таких британских групп, как «Deep Purple», «Uriah Heep» и «Black Sabbath». Упор делался на клавишные с поддержкой гитары, и Джон Лаутон всю эту музыку озвучил весьма прекрасно.

Фото музыкантов Lucifer’s Friend на сессии записи дебютного альбома 1970 г.
Фото музыкантов Lucifer’s Friend на сессии записи дебютного альбома 1970 г.

Так, дебютник «Lucifer’s Friend», вышедший в ноябре 1970 года на лейбле Philips (тогдашнее британо-немецкое пристанище очень многих «завернутых» рок-групп), получил достаточно высокую популярность среди нарождающейся массы рок-фанатов. Сразу после этого этот лейбл передал группу другому своему филиалу – «Vertigo», и последующие пластинки, вплоть до 1978 года, выходили а Европе именно на нем.

В США альбом вышел на небольшом частном лейбле Billingsgate только в 1973 году, но в 70-м и последующих годах продавался там как канадский импорт. Однако так как краут-рок в Америке в те времена не был популярен, то канадские тиражи были маленькие. Правда, неизвестно, насколько маленькими тиражами альбом продавался в той Северной Америке, так как, по словам Джона Лаутона, которые он сказал уже гораздо позже, до самого 1974 года группа не получила за эти продажи из США ни копейки.

Последующие диски издавались сразу несколькими американскими лейблами, и контролировать их не было никакой возможности. Положение исправилось только тогда, когда группа заключила контракт с лейблом Elektra, выпускавшей альбомы по всему миру, но в лучшую сторону финансовое положение группы изменилось хоть и заметно, но не так уж чтобы и сильно, потому что она так и не завоевала необходимой для настоящего процветания популярности в мире.

Итак, после дебютного альбома музыканты отправились на гастроли, но они были не очень удачными, и тогда было решено выпускать только пластинки, как некогда это сделали «The Beatles». Гастроли были сильно затратным делом, и группа если и выступала, то только на концертах, оплаченных другими, более богатыми группами, которые звали «Lucifer’s Friend» на разогрев. Также финансово спасали и рок-фестивали, которые, правда, случались нечасто.

В 1972 году вышел второй альбом группы – «Where the Groupies Killed the Blues». Стиль группы поменялся кардинально. От краут-рока не осталось и следа, это был явный прог-рок с заметной долей психоделии, какой в то время культивировал Роберт Фрипп со своей группой «King Crimson». Мощный орган тоже практически исчез, его заменили фортепиано и меллотрон. Музыканты очень надеялись на успех, но его не последовало. Мало того, альбом не был издан даже в Америке. Правда, в 1975 году американцы все же наверстали упущенное, но это произошло из-за успеха последующих альбомов.

12 студийных альбомов группы Lucifer’s Friend
12 студийных альбомов группы Lucifer’s Friend

В 1973 году снова пришлось изменить стиль, и тоже круто. Альбом «I'm Just a Rock& Roll Singer» представил «Lucifer’s Friend» как крутых рокеров, на нем клавишные отошли вообще на задний план, а доминирующими инструментами стали пронзительная гитара и барабаны. Ну, и вокал Лаутона выше всяких похвал, жаль, что американцы его тоже сразу не оценили, и альбом в США вышел только в следующем, 1974 году. Зато с этим альбомом музыканты могли выступать на концертах вместе с другими рокерами, правда, особого успеха все равно не было.

«Banquet», вышедший в 1974 году, стал очередной попыткой что-то изменить. На этот раз музыканты группы ударились в джаз-рок на основе арт-рока с большой долей такого джазового течения, как фьюжн (смешение стилей). Гитары и клавишные поменялись ролями, хотя в основном на диске господствовали духовые инструменты. Клавишник очень мощно разыгрался на фортепиано, а гитарист если и появлялся, то только в виде хоть и ярких, но коротких соло.

Этот диск наконец-то принес музыкантам заслуженный успех, хотя и относительный. Альбом продавался очень хорошо и в Европе, и в Северной Америке, переплюнул по финансам все прошлые достижения вместе взятые. Американцы наконец-то стали платить деньги (хотя старые долги свои так и не погасили). Но в качестве компенсации они издали, наконец, все предыдущие альбомы группы. Последовали кое-какие переиздания и в Европе, и это финансовое благополучие позволило группе наконец-то начать заняться организацией гастролей.

В 1976 году расслабленные после успеха музыканты LF приступили к записи пятого альбома, это был «Mind Exploding». Тут группа снова ударилась в рок-музыку, правда, попыталась разбавить ее всеми стилями, в которых она до этого играла. В результате альбом хоть сам по себе и неплох, но в сравнении с тем, что «Lucifer’s Friend» сделали до этого, он стал огромным шагом назад. Это почувствовала и публика, буквально провалив продажи. Дошло до того, что руководство Vertigo приняло решение изъять альбом из продажи, чтобы избежать расходов за хранение партий залежалых пластинок в магазинах, где они почти не продавались.

Как раз в это время Лаутону пришло предложение присоединиться к «Uriah Heep», которым он воспользовался без раздумий. На его место был ангажирован Майк Старрз, который до этого пел в группе «Colloseum II» (та, которую создали Гэри Мур и Дон Эйри). Со Старрзом вышло два альбома «Lucifer’s Friend»:

~ «Good Time Warrior» (1978 г.)

~ «Sneak Me In» (1980 г.)

Эти два альбома ознаменовали собой переход к коммерческому звучанию, и музыканты стали сочинять музыку, которая котировалась в США лучше всего. Именно это помогло группе наконец-то прорваться на американский рынок в полном, что говорится, объеме. Ее стали приглашать на американские гастроли, и музыканты выступали на одних сценах с такими монстрами, как «Van Halen» и «Scorpions».

Немецкий конверт сольного альбома Джона Лаутона "Hardbeat", (1980 г.), на котором сыграл весь состав группы Lucifer’s Friend
Немецкий конверт сольного альбома Джона Лаутона "Hardbeat", (1980 г.), на котором сыграл весь состав группы Lucifer’s Friend

Заработав деньжат, группа возвратилась в Германию, и Майк Старрз решил ее покинуть в связи с тем, что музыканты решили взять обратно Лаутона, только-только потерявшего работу в «Uriah Heep». Пока Старрз готовился к уходу, весь остальной состав группы помог Лаутону записать в 1980 году свой первый сольный альбом «Hardbeat» (в США он вышел под названием «Heartbeat»).

Американский вариант этого же альбома, но уже с названием "Heartbeat"
Американский вариант этого же альбома, но уже с названием "Heartbeat"

В 1981-м году вышел очередной альбом группы с вернувшимся Лаутоном на вокале - это был «Mean Machine». В принципе, альбом был хорош для того времени, когда в музыкальном мире начинал господствовать хэви-метал. Это был чисто гитарный альбом с весьма активными соло и довольно ярким участием фортепиано, которое очень удачно накладывалось на скоростной и тяжелый ритм. Музыка была сделана очень хорошо, однако по каким-то причинам альбом «не пошел», и группа решила самораспуститься.

После этого следы участников группы теряются, а Лаутон записал два альбома с группами «Rebel» и «ZAR» в 1982 и 1990 годах соответственно.

В 1994 году Лаутон и гитарист Питер Хесслейн решили возродить свою старую группу LF под именем «Lucifer’s Friend II» и, пригласив новых музыкантов, записали альбом «Sumo Grip». Правда, ничего общего со старым LF этот проект не имел, это была музыка в стиле «новой волны», то есть обычная рок-попса в самом своем чистом виде. После этого Лаутон основал группу «Gunhill», с которой записал несколько альбомов, а затем его карьера пошла по накатанному пути создания одноразовых и «двухразовых» проектов и сотрудничества с разными известными музыкантами, в частности, с Кеном Хенсли.

Однако, как говорится, «первая любовь не меркнет никогда», и в 2014 году Лаутон отправил запрос на воссоединение «Lucifer’s Friend» к остальным участникам группы. На его призывы откликнулись только гитарист Питер Хесслейн и басист Дитер Хорнс. Эта троица ангажировала барабанщика и приступила к записи очередного альбома возрожденных LF. Все партии клавишных довелось исполнить гитаристу, так как материал, записанный в стиле хэви-метал, не требовал какого-либо виртуозного их применения. Он же исполнил их и на последующих альбомах, а если и брали клавишника, то только на концертные выступления или в минимальную помощь при записи альбомов. Кстати, этим клавишником всегда был Jogi Wichmann, участник проекта «Lucifer’s Friend II» в 1994 году.

Правда, сразу выпустить релиз в полном объеме не удалось, потому пришлось выпустить сборник, на котором появились четыре новые композиции, записанные в 2015 году. Этот диск назывался «Awakening», и многие фанаты считают его полноценным студийным альбомом, просто «добитым» старыми песнями. Дело в том новые 4 песни, как упоминалось уже выше, по времени звучания занимают более 17 минут, то есть половину обычного альбома. Таким образом эти 4 песни можно считать мини-альбомом (EP), а мини-альбомы часто входят в дискографию в качестве номерных, то есть полноценных.

Зато в 2016 году вышел наконец-то полноформатный студийник – «Too Late To Hate», а через три года – следующий, «Black Moon» (2019 г.). Стиль музыки на этих альбомах – тяжелый хард-рок и хэви-метал, в принципе, альбомы хороши, хотя, конечно же, это уже далеко не тот «Lucifer’s Friend», какой публика знала в далеких 70-х.

Группа Lucifer’s Friend сегодня
Группа Lucifer’s Friend сегодня

Также следует добавить, что группа выпустила еще два концертных альбома, качество записи обоих – прекрасное:

~ «Live At Rockpalast», запись 6 декабря 1978 года (Германия), выпуск – 2015 г.

~ «Live @ Sweden Rock2015», запись – 5 июня 2015 года (Швеция), выпуск – 2016 г.

Подводя итог, следует добавить, что за 50 лет своей музыкальной деятельности группа выпустила 13 студийных альбомов, включая проекты «Asterix», «Lucifer’s Friend II» и EP «Awakening». Если распределить все эти записи равномерно по всему периоду, то получается, что продуктивность LF – около 1 альбома в 4 года.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Uriah Heep» - классическая супергруппа. В нее приходили играть уже известные музыканты

«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет

«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние