Найти тему
Без музыки совсем не то

Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г. ~ самый крутой рок-н-ролльный альбом группы за всю ее историю

В 1973 году немецкая рок-группа Lucifer’s Friend с британским фронтменом Джоном Лотоном записала свой третий по счету альбом «I'm Just a Rock & Roll Singer», который был совершенно не похож на предыдущие. Это была совершенно рок-н-ролльная пластинка, невзирая на ряд композиций, которые к рок-н-роллу трудно причислить. Таким образом на альбоме можно услышать и блюзы, и баллады, и прог-рок, и психоделию, и даже джаз.

Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г., американский выпуск
Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г., американский выпуск

Очень удивительно, что такая группа, как Lucifer’s Friend, в СССР практически прошла незамеченной даже после того, как Джон Лотон соединился с Uriah Heep, и первый же альбом с ним стал буквально бомбой. Я уверенно могу сказать, что даже под конец 70-х на наших «тучах» пластинок Lucifer’s Friend не было видно. По крайней мере, я ни от кого не слышал, чтобы их как-то кто-то рекламировал участием в группе всенародного советского любимца Джона Лотона. Как будто и не было такой группы.

Мало того, даже в 80-х если и крутились какие-то диски «Люциферов» у нас, то только один – 1980 года без Лотона, с Майком Старом на вокале – «Sneak Me In». Но никого эта пластинка не интересовала тогда, а сам Lucifer’s Friend стал мелькать на наших просторах только в виде компакт-дисков, которых с конца 80-х в нашу страну навезли столько, сколько их не было, наверное, во всем мире. Вот только тогда как-то и стали известны «Люциферы» нашей публике, да и то не так широко, как группа того заслуживала.

Конверт немецкого выпуска альбома Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г.
Конверт немецкого выпуска альбома Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г.

Но я начал интересоваться «Люциферами» весьма плотно, и за короткое время изучил практически всю их дискографию. Какие-то альбомы мне сначала не понравились, какие-то понравились очень, но со временем приоритеты менялись, и сегодня мне больше всего нравится альбом, который поначалу больше всего не нравился – «Banquet» 1974 года. А сразу же понравился тот, который к нынешнему моменту уже поднадоел – это тот же «полупопсовый» «Sneak Me In» 1980 года, который без Лотона. Кстати, только этот альбом имеется у меня в моей виниловой коллекции, и больше ни одного. Странно это, но даже сегодня, когда старые виниловые пластинки стали относительно дешевым товаром, «Люцифера» на пластмассе на наших нынешних «тучах» и барахолках не видать ни за какие деньги.

Лейблы немецкой виниловой пластинки
Лейблы немецкой виниловой пластинки

Ну ладно. Вторым альбомом из всех «Люциферов» мне попался «I'm Just a Rock & Roll Singer» 1973 года, и первая песня меня сразила буквально наповал. Это было настолько неожиданно, что я снова удивился тому, почему такой шикарный альбом у нас не был известен в самые «вкусные» для винила годы? Он мне показался очень похожим на то, что делал Лотон в «Хипах» начиная с 1976 года, хотя, конечно же, из «люциферовцев» композиторы гораздо более слабые, чем «хиповцы». Но все же если уж с чем-то и сравнивать этот альбом, то только с «хипами», а конкретно – с самыми легкими их альбомами 1977 и 1978 годов («Innocent Victim» и «Fallen Angel»). Хотя опять же – таланты Кена Хенсли на этих альбомах на уровень выше.

Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г., американский выпуск на лейбле Billingsgate Records 1974 г.
Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer», 1973 г., американский выпуск на лейбле Billingsgate Records 1974 г.

И у меня создавалось впечатление, что когда Лотон пришел в Uriah Heep, он начал всю музыку этой группы делать по образу и подобию ранних «Люциферов». На альбоме «Firefly», правда, ему этого не давал сделать Хенсли, тем не менее, альбом получился таким же тяжелым, как и «люциферский» дебютник, а вот остальные два – очень похожи на «I'm Just a Rock & Roll Singer», только, правда, заметно более высокого качества.

Ну ладно, оставим сравнения, а перейдем к рассмотрениям. Музыка альбома «I'm Just a Rock & Roll Singer» коренным образом отличается от того, что делали «Люциферы» раньше. Первый альбом был конкретно хард-роковым с зачатками металла, а второй – чистый прогрессив. Третий альбом, вышедший в 1973 году, получился по большей части рок-н-ролльным, на что как бы намекает его название. Конечно, далеко не весь он рок-н-ролльный, тем не менее, очень активный и без всяких заумных идей, свойственных более серьезным, чем рок-н-ролл, направлениям.

Лейблы американской виниловой пластинки с двух сторон
Лейблы американской виниловой пластинки с двух сторон

Простеньким альбом тоже назвать нельзя, но из всего арсенала «Люциферов» он самый легкий и недвусмысленный. Но именно в этом его прелесть – хоть музыканты и не сочинили для пластинки хитов уровня Кена Хенсли, тем не менее, музыка просто сногсшибательная. Тем более что музыканты Lucifer’s Friend талантами к 1973 году совсем не были обделены, и у них имелся довольно богатый музыкальный опыт, особенно учитывая, что все они параллельно участвовали в побочных проектах, очень профессиональных, кстати. О некоторых из них я уже писал (ссылка внизу), а о некоторых еще напишу.

Вырезки с информацией по альбому Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer»
Вырезки с информацией по альбому Lucifer’s Friend «I'm Just a Rock & Roll Singer»

Итак, музыку для альбома в основном музыканты писали сообща, единственный, кто в сочинении песен не участвовал – это барабанщик Йоахим Райтенбах. Кстати, на перкуссии ему помогал приглашенный музыкант Герберт Борнхольд, который после выхода этого альбома стал штатным барабанщиком группы, заменив Райтенбаха. А в номере «Blind Freedom» на саксофоне и трубе играли Херб Геллер и Боб Лэнезе соответственно. Продюсерами выступили гитарист, бас-гитарист и клавишник.

Состав группы Lucifer’s Friend в 1973 году, слева направо - органист, Джон Лотон, бас-гитарист, гитарист, барабанщик. Внизу - тот же состав, но в 1971-м, для сравнения
Состав группы Lucifer’s Friend в 1973 году, слева направо - органист, Джон Лотон, бас-гитарист, гитарист, барабанщик. Внизу - тот же состав, но в 1971-м, для сравнения
Состав LF в 1971 году
Состав LF в 1971 году

Приведу основной состав группы, чтобы было понятно, кто есть кто. Сообщу только, что в группе с 1970 по 1981 год менялся только барабанщик, ну, и на двух альбомах (1978 и 1980 гг.) отсутствовал Джон Лотон, а костяк оставался неизменным на протяжении всех этих лет.

~ John Lawton: lead vocals

~ Peter Hecht: keyboards

~ Dieter Horns: bass, vocals

~ Peter Hesslein: lead guitars, vocals

~ Joachim Reitenbach: drums

Трек-лист:

Сторона 1:

1). Groovin' Stone (5:18) «Испещренный камень». Супер-крутая песня, настоящий рок-боевик, очень мне напомнил музыку Uriah Heep. Даже комментировать не буду – песня во всем хороша, как в музыкальной задумке, так и в техническом исполнении. Поется в ней о рок-музыканте, который живет для вечеринок, веселья, пишет песни, и чувствует себя настолько крутым, что для реальной расслабухи у него просто нет времени.

2). Closed Curtains (6:00) «Шторы закрылись» (или, скорее, «Назад пути нет»). Довольно интересный блюз, довольно жизнеутверждающий, и Лотон поет о том, что раньше он был другим, а сейчас, мол, шторы закрылись, и он изменился, стал более уверенным в завтрашнем дне. Сногсшибательная рок-н-ролльная концовка, гитарист чешет на соло как проклятый.

3). Born on the Run (3:48) «Рожденный в бегах». Быстрая хард-рок песня с «поливающей» соло-гитарой и перекликающимся с ней во многих местах синтезатором. Лотон тут поет от лица какого-то бомжа, который постоянно бежит через ночь, хотя сам не знает, куда и зачем.

4). Blind Freedom (6:24) «Слепая свобода». Весьма громкий джазовый номер с упором на гитару. В принципе, для рок-н-ролльного альбома подходит, хотя особой ценности не представляет, за исключением, разумеется, великолепного вокала Лотона. Текст какой-то нравоучительный, растекшийся мысью по древу, Лотон советует всем своим слушателям не думать ни о чем плохом и ждать светлого дня.

Сторона 2:

5). Rock 'n' Roll Singer (3:45/4:15) «Рок-н-ролльный певец». А это уже чистый арт-рок с оркестром, очень громкий и претендующий на мировое признание. Правда, мотив довольно избитый, но Лотон прекрасно держит марку. Песня содержит монолог постаревшего рок-н-ролльного певца, который хоть признает, что стар, но все равно старается соответствовать высокому статусу народного кумира.

6). Lonely City Days (4:55) «Одинокие городские дни». Баллада с зачетным «боксовским» соло в финале. В принципе, неплохая, по крайней мере, под определенное настроение эта песня может даже показаться шедевральной. А поется в ней, по сути, ни о чем, просто описывается туманный и дождливый день, и люди занимаются своими делами, а друг до друга им нет никакого дела.

7). Mary's Breakdown (5:51) «У Мэри неприятности». Шикарный боевик, правда, поется в нем о грустных вещах, наверное, это что-то личное. Не буду комментировать текст, ну а музыка великолепная.

8). Song for Louie (7:14) «Песня для Луи». Какая-то психоделическая баллада, одна из тех, которые были популярны среди хард-рокеров в конце 60-х – начале 70-х. Единственный тут изюм – только в вокале Лотона. Поется в песне о какой-то книге, наполненной мечтами, но пришла осень, и все мечты остались позади, надо плакать и грустить по прошедшим хорошим временам.

Бонусы:

9). Satyr's Dance (3:14) «Танец сатира». Очень активный хард-роковый гитарный инструментал на какую-то очень знакомую классическую тему, не могу вспомнить, на какую. Но «Люциферы» сделали из этой темы самую настоящую конфетку. В альбом эта композиция не вошла, а вышла только на сингле в 1973 году.

10). Alpenrosen (3:52) «Альпийские розы». Еще одна громкая инструменталка, на этот раз прог-роковая, но вторая часть композиции – чисто джазовая. И хоть я джаз не очень люблю, тем не менее, этот номер - зачет полный. Тоже вышел в 1973 году на сингле, но на другом.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ LUCIFER'S FRIEND НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Начало группы Lucifer's Friend в 1968 году. Альбом Hell Preachers Inc., напичканный музыкой Deep Purple

Дебютник Lucifer’s Friend, 1970 г. ~ один из трёх первых в истории рок-музыки хэви-металлических альбомов

«Banquet», 1974 г. ~ лучший альбом Lucifer's Friend, и Джон Лотон тут такой молодец как соленый огурец

«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!

Uriah Heep «Firefly», 1977 г. Как Джон Лаутон чуть не превратил «Юрай Хип» в «Друга Люцифера»