Есть данные, что когда из Uriah Heep уволили Дэйвида Байрона, гитарист Мик Бокс был под таким впечатлением от альбома немецкой рок-группы Lucifer's Friend «Banquet», напомнившем ему его личное детище – пьесу «Salisbury», что он больше никого не хотел видеть на освободившейся должности, как Джона Лотона. Может это просто легенда, но тогда пусть мне объяснят, почему Лотон так внезапно убыл из своей альма-матер, что музыканты «Люциферов» узнали о его уходе только тогда, когда он уже пел в Uriah Heep.
На видео: Lucifer's Friend исполняют свой самый хитовый номер с первого альбома 1970 года
Lucifer's Friend – группа несчастная. Нет, это прекрасный рок-бэнд, сегодня это одна их тех групп, которые в 70-е определяли лицо рок-музыки наравне с Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Вот только денег музыканты группы на своем потрясающем мастерстве не заработали, в отличие от своих более удачливых коллег. Повезло немного только Джону Лотону, который успел срубить деньжат в Uriah Heep, да и там миллиона он не заработал.
В общем, это были не Блэкморы, не Осборны и не Рики Уэйкманы, хотя музыку делали не менее интересную, не менее качественную и не менее значительную. Но для того, чтобы быть в форме им постоянно приходилось где-то подрабатывать, правда, по раздельности. Англичанин Лотон прописался на подработках в вокальной поп-группе «The Les Humphries Singers», а остальные музыканты озвучивали всякие классические проекты-однодневки, приносившие им реальные деньги.
На видео: Джон Лотон зажигает в составе поп-группы Les Humphries Singers. Запись 03.02.1973 г.
В общем, как говорится, работали музыканты дома, а отдыхали на работе. Но зато «дома» они писали настоящие шедевры, причем в самых разных планах. Как известно, биография группы началась в 1970 году с немецкого рок-проекта «Asterix», на котором впервые засветился Лотон. Вообще-то в проекте уже был вокалист, но музыканты решили, что два фронтмена – это, по меньшей мере, оригинально, и записали диск вшестером.
Однако продолжать играть несерьезный поп-рок ни немцы, ни Лотон не желали. Дело в том, что коллеги англичанина до его появления все скопом, но с другими вокалистами, уже переиграли в нескольких группах и даже записывали пластинки. Но они играли прог-рок для андерграундной британской публики, и попсовый по сути проект «Asterix» показал, что прогрессив все же популярнее, и, выставив за дверь своего немца, предложили Лотону создать новую рок-группу.
Так и появился проект «Друг Люцифера», который с определенными перерывами дотянул до 2021 года, прекратившись только со смертью Джона Лотона. Всего группа записала 12 альбомов, не все из которых были прекрасны, но то, что было создано музыкантами в 70-х – это рок-классика, и не менее.
Однако музыканты не имели какого-то определенного стиля, и от альбома к альбому кардинально меняли направление. Если первый одноименный альбом 1970 года был скорее хэви-металлическим, то второй, записанный в 1972 году, являл собой прог-рок с элементами психоделии. Третья пластинка, выпущенная в 1973-м, представила чистый хард-рок на рок-н-ролльной основе. Но от диска к диску музыка становилась более отточенной, более сложной и профессионально выписанной, странно только, что финансовый успех группе по-прежнему не сопутствовал.
И вот наступил 1974-й год, когда «Друзья Люцифера» достигли своей творческой вершины. Летом этого года группа выпустила совершеннейший шедевр, над которым трудилась целых полгода, пригласив для записи целых два оркестра – струнный и духовой. И результат получился ошеломительный.
Правда, альбом, который назвали «Banquet», был не совсем роковым. На первый взгляд это был добротный арт-рок, сделанный в стиле джаз и фьюжн. Правда, и хард-рока на альбоме хватало, но все было так плотно оркестровано духовыми и струнными инструментами, что непосвященному могло показаться, что металлическая и психоделическая прежде группа ударилась во все тяжкие и погрузилась в дебри джаз-рока.
На самом деле это было не так. Просто настолько прекрасные и совершенные мелодии, которые умудрились сочинить музыканты, требовали и серьезного оформления. А что может быть более серьезным, чем классика? Поэтому хоть некоторые песни и выглядят так, как будто они сделаны в стиле фьюжн, на самом деле это тот же хард-рок, который играли и «Дип Пёрплы», и даже «Блэк Саббаты» - если убрать все оркестры и добавить синтезаторов и тяжелых гитар, то все композиции станут не джазовыми, и чисто хардовыми.
В общем, это была вершина. Я не хочу сказать, что после этой вершины альбомы стали хуже, но они уже не сочинялись и не исполнялись с таким колоссальным творческим вдохновением и воодушевлением, как «Банкет».
Когда я этот альбом услышал впервые – а это случилось в начале 80-х, когда в СССР начали появляться пластинки Lucifer's Friend, - то он мне не понравился как раз из-за обилия духовых. Но когда я переслушал всех «Люциферов» до тошноты, то появилось желание чего-то новенького, и ничего больше не оставалось делать, как заново переслушать «Banquet». И я, наконец, начал в него врубаться. И были моменты, когда мне начинало казаться, что группа и существовала только ради того, чтобы записать именно этот альбом, а остальное все – так просто, предварительные репетиции и последующие попытки повторить успех.
Для альбома «Banquet» с января по июнь 1974-го было записано 6 песен:
Сторона 1:
1). Spanish Galleon (11:55)
2). Thus Spoke Oberon (6:45)
Сторона 2:
3). High Flying Lady - Goodbye (3:41)
4). Sorrow (11:49)
5). Dirty Old Town (4:44)
Бонус:
6). Our World Is a Rock 'n' Roll Band (3:18)
Однако со всеми шестью композициями пластинка выпускалась только в США, а во всем остальном мире композиция «Our World Is a Rock 'n' Roll Band» на альбом не попала, да и на синглах, кроме как американских, она не засветилась. На сборниках, кроме одного корейского винилового 1992 года ее тоже не было. Так что коллекционерам советую искать именно американский винил на Passport Records 1974 или 1975 гг. (два разных выпуска), а не немецкий или итальянский.
Кстати, канадский выпуск на Vertigo тоже без этой песни, а тот, который случился на Passport, аналогичен американскому. Есть еще греческий винил 1980 года, но он аналогичен всем, которые выходили на Vertigo, только задняя сторона конверта некрасивая – испорчена рекламой.
В заключение хочу сказать вот что: если вам не зашел «Банкет» с первого раза – не отчаивайтесь. Переслушайте другие диски группы и повторите попытку. И вы услышите, что это не просто шедевр, и Джон Лаутон на этой пластинке звучит раз в 100 раз интереснее и органичнее, чем на любом диске «Uriah Heep». И особенно хорошо вслушайтесь в первую композицию – «Испанский галеон».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ДЖОНЕ ЛОТОНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут
«Live in Europe 1979» - второй официальный концертник Uriah Heep, выпущенный только в 1986 году
«Fallen Angel» 1978 г. ~ последний диск, который можно считать шедевром группы Uriah Heep
Uriah Heep «Firefly», 1977 г. Как Джон Лаутон чуть не превратил «Юрай Хип» в «Друга Люцифера»