Найти в Дзене

Что такое профессиональная этика в работе психолога? Часть 2

Оглавление

Не так давно мы гуляли с подругой и разговаривали на разные темы (в том числе и психологические). Она по образованию не психолог, поэтому было интересно узнать, как эти темы видит человек с клиентской позиции.

Мы обсуждали многое, но мне запомнилось вот это:

  • какие компетенции важно развивать современным родителям
  • какие тревоги есть у будущих родителей и что с этим делать
  • что можно считать базой психологического образования для детей школьного возраста
  • зачем вообще людям обращаться к психологу и по каким вопросам
  • нужно ли клиентам разбираться в разнице подходов

Неким итогом разговора стала мысль, что несмотря на высокую популярность психологии в современном обществе, люди всё равно не до конца понимают, как эти самые психологи работают, в чём у них разница и с решением каких проблем они могут помочь.

Один из важных аспектов при выборе психолога — это соблюдение им этических принципов в работе.

Если психолог состоит в какой-то ассоциации (профессиональном сообществе), то у неё обычно есть свой этический кодекс, которому следуют члены этого сообщества. Они плюс-минус похожи.

Если психолог не состоит в ассоциации, это не обязывает его соблюдать этические принципы, но в таком случае его работа может быть опасной для клиента.

Так что я убеждена, что клиенту очень важно знать свои права и обязанности в работе с психологом, чтобы не оказаться в неприятной для себя ситуации.

В первой части статьи мы рассмотрели этические принципы, которые, на мой взгляд, являются неотъемлемой базой в работе:

В этой статье мне хотелось бы их немного дополнить.

Принцип профессиональных отношений

Психологи должны с уважением относиться к требованиям, правам и обязанностям своих коллег по психотерапии, психологии, медицине и иным профессиям.

Очень опасно, когда психолог убеждён, что все проблемы имеют только психологическую основу. Ведь в большинстве случаев клиенту нужна именно комплексная поддержка и помощь. Психологи должны признавать сферу компетенции смежных профессий и в полном объеме привлекать иные ресурсы, которые служат интересам клиентов.

Кроме того, психологи не должны унижать психологов в других подходах, при этом завышая собственную значимость. Например, если КПТ-психолог говорит о том, что только этот метод единственный и самый доказательный, а остальные методы просто пустышки — это не этично.

Что здесь важно для клиента: клиенту важно понимать, что психолог является только элементом в решении его проблемы. Возможно, для её решения понадобятся неврологи, нейропсихологи, психиатры, дефектологи, логопеды, педагоги и т.д. Если психолог не стремится разобраться в проблеме комплексно, есть риск "проглядеть" что-то важное. Кроме того, клиенту важно понимать, что все признанные методы в психологии являются рабочими и эффективными, при выборе важно ориентироваться на личностные особенности психолога, личные предпочтения в методе и эффективность метода в работе с конкретной проблемой.

Принцип честности

Психологи должны стремиться способствовать честности в психологической науке, обучении и практике. Психологам надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и действовать в соответствии с этими задачами.

Информация, которую психолог даёт клиенту, должна быть им проверена.

Информация, которой психолог делится в социальном пространстве, также должна стремиться к объективности.

Что здесь важно для клиента: клиент имеет право на достоверную информацию и честность в общении.

Принцип согласованности действий

Психолог заранее должен рассказать об особенностях работы с ним:

  • Обозначить стоимость услуг
  • Согласовать частоту встреч и определить график работы
  • Обозначить возможную продолжительность работы
  • Обозначить тайминг работы: 45, 60, 90 минут
  • Обозначить формат работы: очно, онлайн
  • Согласовать способ оплаты: до сессии, сразу после сессии, какая оплата за пропуск консультаций/опоздания и т.д.

В идеале все эти договорённости важно закрепить в письменном виде за подписью обеих сторон в информированном согласии/психологическом контакте. Такой документ помогает обеим сторонам держать фокус на рабочих отношениях, соблюдать границы друг друга, разделить ответственность за результат и т.д.

Что здесь важно для клиента: клиент имеет право выбирать психолога с подходящими ему условиями для работы, но не может склонять выбранного психолога к иным условиям, если они не предусмотрены специалистом. Клиент имеет право отказаться от тех форматов работы, которые не были оговорены заранее.

Принцип заботы о себе

Психологи обязаны качественно и вовремя отдыхать. В некоторых сообществах рекомендуется отдых 4 раза в год. И, казалось бы, это мечта. Но на самом деле — это необходимость.

Дело в том, что работа психолога хоть и кажется простой, но на деле оказывается очень энергозатратной. Каждый день психолог встречается с болью, страхами, проблемами, сложными переживаниями других людей. В течение дня он вовлекается в жизнь разных людей и в рамках сессии служит им своим вниманием, эмпатией, поддержкой, знаниями и т.д.

Психологи много и часто учатся, чтобы постоянно повышать свою квалификацию. И в таком темпе психика очень быстро изнашивается.

Кроме того, никто не отменяет и личностных проблем в жизни психолога: проблемы со здоровьем, детьми, мужем, родителями, друзьями, личностными кризисами и т.д.

Психолог обязан следить за своим состоянием как никто другой, так как именно этим состоянием он поддерживает клиента в трудных ситуациях. Поэтому качественный отдых и личная терапия очень важны для помогающего практика.

Что здесь важно для клиента: клиенту важно смотреть на состояние психолога, если у него по 8 клиентов в день по 5 дней в неделю и он не выделяет время на отдых, то с большой вероятностью такой специалист быстро выгорит и не даст качественной поддержки.

-2

Да, статья на тему этических принципов получилась объёмной, но, кажется, довольно полезной. Хочется верить, что благодаря этой информации у людей будет больше понимания, как же устроена работа в сфере психологии, какие есть права и обязанности у психологов и самих клиентов.

Этические принципы помогают создать более безопасную и бережную среду для работы, позволяют избежать многих неприятных ситуаций и конфликтов.

Чем осведомлённее клиент в особенностях работы психолога, тем проще ему определить подходящего специалиста и получить качественную помощь.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.