Скажу сразу, на мой взгляд, это та тема, в которую важно погрузиться не только психологу (как само собой разумеющееся), но и клиенту. Если вы хотели бы обратиться к психологу и не знаете, как выбрать специалиста, или вы обратились к нему и испытываете сомнения, или вы когда-то разочаровались в выборе специалиста, но так и не поняли причину разочарования — эта статья для вас.
Когда люди начинают обучение психологическому консультированию, многие из них испытывают тревогу или хотя бы опасение: "А не наврежу ли я клиенту в рамках сессии? А не сделаю ли я хуже? А смогу ли я помочь?".
Я была как раз из их числа.
Однако именно на курсе по профессиональной этике в работе психолога преподаватель вселил уверенность, что очень сложно сделать ситуацию хуже, если ты соблюдаешь этические принципы.
Поэтому потенциальным и действующим клиентам психологов так важно знать об этих принципах — если психолог этичен, он не сможет вам навредить и сделать ситуацию хуже (даже если он только в начале своего профессионального пути).
В рамках этой статьи мы рассмотрим базовые этические принципы, на которых строятся многие этические кодексы психологических сообществ.
Уверена, что, разобравшись в них, вы сможете выбрать достойного специалиста для работы.
БАЗОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип ответственности
Оказание психологических услуг должно проходить на высоком профессиональном уровне. Психологи должны избегать действий, которые могут навредить другим, нести ответственность за свою работу, выбирать корректные технологии работы. Специалисты должны заранее разъяснить клиентам все трудности, которые могут возникнуть в совместной работе. Они обязаны избегать взаимоотношений, которые могут ограничить объективность или привести к столкновению интересов.
Психологи должны осознавать свою профессиональную и научную ответственность перед клиентами, профессиональными организациями и обществом, в котором они живут и работают.
Что здесь важно для клиента: в рамках сессий у каждого есть своя сфера ответственности. Психолог ответственен за организацию консультационного процесса, клиент ответственен за принимаемые решения.
Принцип компетентности
В своей работе психологам важно стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности. Им необходимо осознавать границы своих способностей и ограниченность своей квалификации. Психологи обязаны предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которые соответствуют их образованию, подготовленности и опыту.
Если психолог только в начале своего пути, он обязан уведомить об этом клиента, чтобы не вводить его в заблуждение. Если психолог не работал с темой клиента ранее, он также обязан об этом уведомить и не брать эту тему в работу
Психологи обязаны сохранять и приумножать знания в области здравоохранения, науки и профессиональной деятельности, которые связаны с оказываемыми услугами. Поэтому специалисты этой профессии учатся всю жизнь.
В рамках этого же принципа психологи берут ответственность за прохождение супервизии и интервизии, чтобы получать профессиональную поддержку от коллег.
Что здесь важно для клиента: клиент имеет право запросить документы, подтверждающие образование психолога (базового образования, обучения в методе, обучения по конкретной теме), клиент имеет право узнать о наличии супервизии/интервизии у психолога.
Принцип моральных и законодательных норм
Работа каждого психолога регламентируется не только этикой, но и законом государства. Психологи должны признавать приоритет закона и при возникновении конфликта между профессиональной этикой и законом отдавать приоритет закону.
Если психолог работает в учреждении, то он соблюдает внутренние правила организации и действует согласно своим должностным инструкциям. Если психолог ведёт частную практику, он согласует свою деятельность с законами государства.
Что здесь важно для клиента: и клиент, и психолог существуют в рамках законодательной системы государства.
Принцип конфиденциальности
Психолог обязан организовать такие условия работы, чтобы конфиденциальность клиента не была нарушена. Психолог не имеет права обсуждать клиентов с супругом, родственниками, друзьями. Не может делиться информацией с консультаций, которая может нарушить конфиденциальность, без письменного согласия клиента. Не может рассказывать о клиентских случаях в деталях.
При необходимости вынесения клиентского случая на супервизию психологи должны стремиться к максимально возможному обезличиванию информации. Все усилия должны быть направлены на предотвращение посягательств на личную жизнь клиента.
Психологи могут передавать профессиональную информацию другим лицам только с согласия клиента или его официального представителя. Исключением могут быть особые случаи, когда утаивание этой информации может нанести вред клиенту или другим людям. Например, риск суицида, риск насилия над ребёнком, риск супружеского насилия, риск убийства человека. В этом случае психологи обязаны известить клиента о юридических ограничениях конфиденциальности.
Что здесь важно для клиента: клиент имеет полное право на сохранение конфиденциальности, он может отказать психологу в предоставлении разрешения на использование его ситуации в кейсах, в блогах, в книгах и т.д. Он имеет право не давать отзыв на работу, если это требует раскрытия личности и личной истории. Клиент должен понимать, что в случае угрозы себе или другому психолог будет обязан нарушить конфиденциальность.
Принцип благополучия клиента
Психологи должны уважать психологическую целостность и оберегать благополучие людей, с которыми они работают. Для психологов важно право клиентов на выбор специалиста, длительность работы и отдельность от психолога. Психолог не может принуждать людей обращаться к нему за помощью.
Психологи обязаны избегать злоупотребления доверием и зависимостью клиентов. Они должны приложить все усилия для избегания двойственных отношений, которые могут навредить их профессиональному суждению или увеличить риск злоупотребления. Психолог не может пользоваться услугами своих клиентов, будь его клиенты парикмахерами, фармацевтами, продавцами, риелторами и т.д. Недопустимы дружеские и сексуальные связи между клиентом и психологом в рамках консультаций и после завершения работы. В каких-то подходах это ограничение действует на всю жизнь, в каких-то подходах в течение нескольких лет. Кроме того, если психолог встретил клиента на улице, он не имеет права первым поздороваться с клиентом.
К этому же принципу относятся всевозможные скидки, пакетные предложения, акции "Приведи друга" и т.д. Для психолога эти действия неэтичны, так как влияют на решения клиента с помощью манипуляций. Однако в современном маркетинге этого довольно много, и даже очень хорошие специалисты могут нарушать этот принцип.
Что здесь важно для клиента: клиент имеет право завершить работу с психологом тогда, когда посчитает нужным (если иное не предусмотрено соглашением), клиент может отказаться от тех или иных методов в работе, клиент имеет право не делиться своими социальными сетями. Клиент и психолог обязаны соблюдать только профессиональные отношения.
Принцип уважения и справедливости
Психологи надлежащим образом должны уважать основные права, честь, достоинство всех людей и способствовать их соблюдению. Кроме того, психологи обязуются предоставлять психологическую помощь всем людям вне зависимости их национальности, политических взглядов, ориентации, совершенных деяний и проч.
Психологу важно понимать свои ограничения, чтобы испытывать уважение и сострадание к тем, кто обратился за помощью.
Что здесь важно для клиента: клиент имеет право на толерантное отношение к нему и его жизненному опыту.
Когда я начинала готовить этот материал, то не думала, что он выйдет таким объёмным. Мы рассмотрели только половину базовых принципов в работе психолога. Вторую половину я выложу в следующий раз.
Однако из первой части видно, что работа психолога — это не про разговоры о жизни под винишко с подругой, а про соблюдение многих мер "безопасности", чтобы клиент мог получить качественную помощь.
На мой взгляд, каждый из этических принципов помогает создать максимально бережное пространство, в котором человек может разместить свои чувства, мысли, переживания и не бояться, что его будут использовать, что об этом станет кому-то известно, что ему надают советов из собственного жизненного опыта и т.п.
А какие принципы показались вам наиболее значимыми?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.
Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com