Найти тему
10,4K подписчиков

Нужно играть с ребенком или нет. Совет психолога

1,4K прочитали

Одни психологи пишут – нужно играть с ребенком. Другие, что нужно не мешать ребенку играть: не подходить к нему в это время, не отвлекать не вырывать из процесса игры. Кто же в итоге прав?

Такой вопрос недавно задала читательница блога.

Психологи вовсе не противоречат друг другу. Видимость расхождения мнений складывается потому, что у читателя нет полной картины.

Не мешать ребенку играть, когда он увлечен процессом, советовала Мария Монтессори. И она была права.

Скажите ребенку: «Так, всё, обирай кубики в коробку! Пора гулять», в то время, когда дом из кубиков еще не достроен. В планах у ребенка еще заселить его зверушками, приготовить для них обед из мозаики. Протестное поведение с его стороны – обеспечено.

Это, то же самое, что сказать маме, готовящей борщ: «Так всё, пришло время гулять! Потом доваришь свой борщ. Выключай плиту и пошли одеваться». Протестная реакция будет идентичная.

Но чтобы ребенок начал в игре что-то крутить, раскладывать, пересыпать, переливать – нужно сначала вступить с ним в игру. Как минимум, показать, как это делается.

Мария Монтессори, например, разработала алгоритмы к каждой своей игре. Алгоритмы пошаговые – как расположить перед ребенком игровое пособие, что сказать при этом, какие действтия делать в первую, во вторую, в третью очередь. Чтобы любой взрослый мог воплотить ее идеи в практику без искажений. Чтобы он показывал ребенку какую-либо игру с цилиндрами, лоскутками, бочонками или коробочками так, как она была задумана автором методики.

В методике Монтессори есть задания даже для младенцев
В методике Монтессори есть задания даже для младенцев

Затем взрослый может придумать сюжет – для чего это делается. Например, задание «разложи бусины разных цветов в миски соответствующего цвета» обыгрывается, как «Угости зверушек ягодами разных цветов». И вот когда ребенок погружен в процесс угощения – тогда уже важно не мешать.

Однако, развернутые сюжетно-ролевые игры почти не затрагиваются школой Монтессори. А разве не важно обыграть с ребенком сюжеты «В магазине», «В парикмахерской», «В больнице», «В школе», «В театре или цирке»?

Сам ребёнок ещё имеет малый опыт, а взрослый обогатит такую игру диалогами, поможет развернуть сюжет.

Вот и получается, что взрослый просто должен иметь понимание, на каком этапе развития игровой деятельности нужно играть с ребенком, а на каком уже малыш лучше справиться сам. А так же различать типы игры: манипулятивная, дидактическая, сюжетно-ролевая, творческая, театрализованная, подвижная. Каждая из них требует своей доли вмешательства взрослого.

Дети, с которыми в семье никто не играет, часто и в детском саду с трудом находят себе занятие по душе. Им труднее влиться в игру, развить сюжет, соблюдать ее правила. Это показывают многолетние наблюдения.

С уважением, ваш Психолог из детсада.