Найти тему
Психолог из детсада

Как родителю быть уверенным в своих разрешениях и запретах. Поможет «родительский светофор»

Оглавление

Разговор двух мам-подружек на детской площадке:

– Ты что всё постоянно запрещаешь своему сыну? – одергивает одну другая, – то песок не ешь, то не жадничай, то «туда не ходи». Затуркать же так можно ребенка в два счета. А он у тебя мальчик. Уверенным должен расти. Будущий мужик же.

Мама, которая действительно до этого успела озвучить своему ребенку с десяток запретов, смущенно замолкает. Не сложно понять, о чем она в это время думает: «А может и правда зря я так. Будущий мужик же». В глазах тревога, неуверенность.

Обычно взрослые запрещают своим детям то, что запрещали им в детстве их родители. Если запретов было много, наоборот стараются многое разрешать. В обоих случаях этот выбор основан не на знаниях, а на эмоциях, либо подражании
Обычно взрослые запрещают своим детям то, что запрещали им в детстве их родители. Если запретов было много, наоборот стараются многое разрешать. В обоих случаях этот выбор основан не на знаниях, а на эмоциях, либо подражании

Хотите быть уверенным в своих разрешениях и запретах? Тогда читайте, что такое «родительский светофор».

Распределяйте разрешения и запреты по светофорным цветам

Что такое светофор для улицы – это четко обозначенные правила движения. Зеленый – можно, нельзя – красный, желтый – это предупреждение, режим ожидания. Видя светофор, вы точно знаете, что нужно делать.

Принцип светофора можно использовать для распределения родительских запретов и разрешений.

Очень хорошо, если вы прочтете и обсудите статью со всеми членами семьи
Очень хорошо, если вы прочтете и обсудите статью со всеми членами семьи

Красный сектор

В этой зоне расположены все запреты, касаемые здоровья и безопасности ребенка и окружающих. Это родительские категорически «нельзя». Из них не делается исключений:

  • нельзя играть со спичками,
  • нельзя пить лекарства без родителей,
  • нельзя играть на дороге.
Список, этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Отнеситесь к этой зоне с точки зрения реальной опасности. Тогда она не будет слишком большой для ребенка.

Объясняйте запреты. Досупно рассказывайте об их необходимости. Тогда детям их будет легче принять
Объясняйте запреты. Досупно рассказывайте об их необходимости. Тогда детям их будет легче принять

Зеленый сектор

Мы сразу перешли в эту противоположную зону. Так легче понять принцип родительского светофора. В зеленой зоне расположено то, что ребенку не запрещается в силу его роста и развития. В этой зоне у него должны быть варианты выбора.

Для малыша 3-5 лет это может быть выбор:

  • игрушек, в которые он хочет поиграть,
  • книг, которые он хочет прочесть,
  • отобранных для него детских песен и мультфильмов.
Поощряйте самостятельный выбор детей в этой зоне
Поощряйте самостятельный выбор детей в этой зоне

Этот список пересматривается соответствии с возрастом ребенка. Постепенно в зеленую зону попадает все, что раньше ребенок мог делать лишь под присмотром взрослых или вместе с ними.

К примеру, у младшего школьника в зеленой зоне уже окажется:

– самостоятельное приготовление завтрака,

– игры во дворе дома с друзьями, без взрослого сопровождения (по крайней мере прямого);

– поход в гости к людям хорошо знакомым вашей семье.

Желтый сектор

Желтый свет обычного светофора – не самый значимый, промежуточный. Но желтая зона в родительских запретах и разрешениях крайне важна. Это те действия, которые разрешены вашему чаду при соблюдении определенных условий.

Можно, но при условии, что…

К примеру, вы разрешаете ребенку на прогулке шлепать по лужам, но только в том случае, если он резиновых сапогах.
Дети, умеющие поступать с учетом текущих условий, вырастают предприимчивыми, инициативными
Дети, умеющие поступать с учетом текущих условий, вырастают предприимчивыми, инициативными

Сюда же относят:

  • обоснование смены режима в выходные и будни (можно лечь в субботу на час позже и в воскресение поспать подольше – для детей с 5-ти лет);
  • еда дома, в гостях, кафе (учим, что много садкого вредно, но в кафе в праздник съесть большой кусок вкусного торта – можно);
  • время за компьютером или телевизором (смотрим не больше 3-х мультфильмов подряд, но в Новогодние праздники можно и больше).

В желтую зону постепенно, по мере взросления попадают запреты из красной зоны. Если раньше нельзя было брать нож, то становясь старше, ребенок может резать хлеб для бутербродов, но под вашим присмотром. И даже, учиться зажигать плиту, но тоже при присутствии мамы или папы. А в школьный период – это становится его зеленой зоной. Ребенку можно это делать самостоятельно.

Это зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму «извне-внутрь».

Хотите проверить, как вы научились распределять запреты и разрешения по цветовым зонам родительского светофора?

Пройдите ниже небольшой практикум.

Практикум

К какой зоне относится каждая ситуация:

  1. Андрей обижает малыша, отбирая у него игрушку.
  2. В гости приехала бабушка, которую пятилетний Фёдор давно ждал. Он просит маму, не ложить его спать в 9 часов.
  3. Четырехлетний Антон, идя с мамой по улице, и пытается вырваться и перебежать дорогу в неположенном месте.
  4. У Вики день рождения. Ей исполняется 6 лет. Она просит маму, чтобы пригласили двух её подружек домой.
  5. На детском празднике детей угощали чипсами. Дома обычно это еда под запретом. Но ребенок просит маму взять пакетик чипсов с праздника домой.
  6. Женя хочет выбрать стихотворение, которое будет рассказывать на детском утреннике Деду Морозу.
  7. Девочка просит у мамы настоящий шприц с иглой, чтобы поиграть в больницу.
  8. Зайдя с мамой книжный магазин, мальчик просит разрешения самому выбрать себе детскую книжку.
  9. Пятилетняя Маша просит у мамы разрешить ей взять в детский сад, новую куклу в красивом платье.
Помните, что если ребенок понимает смысл ограничения, то принимает их чаще всего без конфликтов. Со временем, эти ограничения становятся его собственными. Запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет.

Ответы на практикум присылайте, пожалуйста, в коментариях. Разберем вместе.

Ваш Психолог из детсада