Найти тему

Как ускорить темпы роста рынка аддитивных технологий?

«Business Excellence», январь 2024.
Рубрика: Технологии. Автор: Михаил Родин.

Использование аддитивных технологий (АТ) открывает перед промышленностью возможности по созданию новых способов производства. Почему АТ стали одним из основных драйверов развития российской промышленности, какие задачи они помогают решать и каким образом ускорить темпы роста этого рынка, рассказал генеральный директор ООО «НПО "3Д-Интеграция"» (i3D) Михаил Родин.

Аддитивные технологии — отрасль промышленности, в которой изделия изготавливают из различных материалов методом 3D-печати. В России это направление появилось не так давно, но уже набрало уверенные обороты, ведь внедрение АТ открывает перед предприятиями возможности по созданию принципиально иных способов производства взамен традиционных: литья, механической обработки, сварки и других.

В мире аддитивных технологий мы занимаемся только профессиональными и промышленными решениями, специализируемся в трех основных областях, первая из которых — применение 3D-печати для создания формовочной оснастки для литья (с использованием песчаных, полимерных и керамических 3D-принтеров), вторая — применение 3D-печати металлическими сплавами для машиностроения, третья — медицина.

Когда речь идет о 3D-печати металлических изделий из металлических порошков, то сейчас они изготавливаются на огромных станках, которые иногда достигают шести­метровой высоты. Мы работаем с тремя технологиями: печать лазерным лучом, печать с помощью электролучевого синтеза и методом струйной печати связующего. Дополнительно к этому мы приступаем к развитию одной из редких пока в России технологий 3D-печати — керамической: она особенно востребована в космосе, поскольку детали из керамики по твердости приближаются к алмазам и имеют очень хороший коэффициент температурного расширения, не меняя форму при низких космических температурах.

3D-печать уже нашла свое применение и занимает достойное место в промышленности по всему миру: ни одна отрасль не обходится без использования этой технологии. Сейчас во всем мире специалисты уже говорят не о лабораторных, научных экспериментах, а о внедрении 3D-печати в массовое производство, однако она никогда не заменит полностью традиционные способы изготовления деталей, а лишь дополнит их.

К сожалению, пока Россия сильно отстает от мировых темпов развития АТ. Недавно мы с коллегами, будучи в Китае, посетили промышленную выставку, на которой были представлены пять основных китайских производителей 3D-принтеров, после чего съездили на их заводы и ознакомились с оборудованием. По нашим представлениям, объем оборудования, суммарно производимого этими компаниями в год, уже превышает количество аналогичных машин, совместно выпускаемых США и странами ЕС.

На сегодняшний день доля ­отечественных аддитивных технологий по сравнению с общим мировым объемом промышленного производства весьма незначительна: по оценкам консалтинговой компании Wohlers Associates, регулярно исследующей мировой рынок АТ, Россия занимает на нем менее 1%. С одной стороны, это отставание обусловлено тем, что в нашей стране сегодня нет ни одного крупного завода по серийному производству 3D-принтеров, способных обеспечить одинаковую повторяемость печати для промышленного применения. С другой стороны, нам недостает системного подхода: те же китайцы достигли почти пятикратного роста в отрасли буквально за последние пару лет, сумев перестроить и развить производства за время пандемии COVID‑19. Если Россия начнет заниматься вопросом 3D-печати системно, то я уверен, что и мы за два-три года сможем добиться сопоставимых результатов. Всё зависит от намерения, с которым мы планируем наверстывать это отставание.

Аддитивные технологии на сегодняшний день являются одним из основных драйверов развития не только российской, но и мировой промышленности. Наряду с другими ключевыми направлениями, которые вытягивают промышленность вперед, — ИИ, квантовыми технологиями, робототехникой, микроэлектроникой — использование АТ обеспечивает переход к новому технологическому и экономическому укладу. Одно из очевидных преимуществ 3D-печати в том, что она позволяет печатать детали необычной формы, включая те, что изготовить традиционными способами просто невозможно.

Геометрия деталей обычно сложна и состоит из ряда элементов (например, внутренних каналов и скрытых полостей), и изготовление их традицион­ными методами занимает много времени, а иногда просто невозможно, в то время как 3D-печать позволит создать деталь за короткий срок в одном производственном цикле, причем как единое целое, вместо последующей сборки, например, 50 отдельных частей. Это обеспечивает большую свободу при конструировании и сильно удешевляет собственно производственный процесс, в том числе за счет уменьшения веса деталей от 10 до 75%. Подобная оптимизация особенно актуальна для космической и авиа­ционной промышленности, где соотношение между массой и рабочими характеристиками детали напрямую влияет на экономическую эффективность разработки.

Кроме того, в 3D-печати можно применять интерметал­лиды, другие специальные сплавы и сложные композитные материалы, которые невозможно использовать в традиционных технологиях. Таким образом, использование АТ позволяет компании очень сильно ускорить производство нужных заказчику элементов — как при изготовлении, так и непосредственно при прототипировании, сокращая за счет этого внутренние операционные процессы.

Но самое главное преимущество 3D-печати — это время. Используя эту технологию, многократно ускоряется процесс разработки и выпуска изделий малых серий. Те компании, которые овладели этим методом, выходят на рынок всё с новыми и новыми разработками гораздо быстрее своих конкурентов. В нашем бешеном мире скорость — это ключевой элемент конкуренции.

На сегодняшний день одной из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся при внедрении аддитивных технологий, является сертификация материалов — авиационная, космическая и судостроительная отрасли имеют собственную систему сертификации. Например, для прохождения протокола сертификационных испытаний в «Роскосмосе» по одному материалу мы как компания-­производитель можем потратить до 30 млн руб., но с этим протоколом нас не примут в судостроении без сертификата Российского речного регистра.

Отсутствие унифицированной межотраслевой сертификации аддитивных технологий порождает много сложностей, в то время как, на наш взгляд, должна существовать единая синхронизированная и прозрачная система, а протоколы испытаний, которые успешно приняты в одном ведомстве, должны приниматься и в другом. Сейчас же прохождение сертификации происходит в каждой отрасли по отдельности.

Решению этого вопроса прежде всего могло бы помочь создание межотраслевых ­ГОСТов на материалы. Сейчас их нет, поэтому конструкторы даже не понимают, на что им можно ориентироваться. Необходимо изменить существующую практику определения свой­ств синтезированного материала в привязке к конкретной модели оборудования или методу получения ­сырья. По аналогии с западными стандартами ISO/ASTM также необходимо выпускать межотраслевые документы с гарантированными свой­ствами без привязки к производителю исходного порошка/проволоки и оборудования. Примером такого подхода являются советские ГОСТы на проволоку или прокат из прецизионных сплавов.

На свой­ства из ГОСТа на материалы для АТ будут ориен­тироваться конструкторы из­делий, разработчики ад­дитивного оборудования и производители материалов, после чего под эти ГОСТы должны быть проведены конкурсы для компаний — разработчиков оборудования, которые могут принять участие в субсидированной государством программе паспортизации. По установленным программам испытаний разработчики машин должны доказать наличие у них повторяемости (серии) и взять на себя обязательства, вплоть до финансовых, по производству одинакового оборудования в течение минимум пяти лет. В такой программе могли бы принять участие любые новые компании, выходящие на рос­сийский рынок или создающиеся на нем. Система должна оставаться открытой.

Кроме этого, если мы хотим, чтобы аддитивные технологии активнее внедрялись в промышленность, компаниям-­лидерам в области промышленного производства 3D-принтеров необходимо выдать субсидии для сокращения затрат на получение вышеуказанных протоколов. В результате сертификационные испытания будут проходить быстрее, что приведет к технологическому прорыву, а конструкторы перестанут бояться применять АТ в новых разработках. Экспертам следует выбрать пять-десять материалов, закрывающих 80% потребностей рынка, которые должны быть субсидированы на паспортизацию для устройств, прошедших квалификацию по повторяемости, расходы на паспортизацию в предложенной системе должно взять на себя государство.

Паспортизовать необходимо материалы и устройства, которые доказали свою эффективность и работоспособность, а не те, владельцы которых имеют деньги, административный ресурс и таким образом получают конкурентное преимущество. Отрасль обязана получать доступ к решениям, лучшим по качеству, а не навязанным акционерами богатых компаний. Система субсиди­рованной паспортизации должна работать долго, быть известной, открытой, и в случае прохождения квалификации участники получат реальную возможность встраиваться в нее. Субсидия может быть частичной — даже пропорции 50/50 хватит, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.

Чтобы удешевить процесс паспортизации, нужно создать систему перекрестных испытаний между различными сертификационными центрами (НИИ, вузы, аккредитованные частные лаборатории). Паспортизованные материалы и устройства в одной отрасли промышленности могли бы проходить сертификацию в другой по ускоренной процедуре — субсидировать тогда пришлось бы на порядок меньше компаний, а паспортизованных материалов­технологий было бы на порядок больше: выпускать дополнение к паспорту всегда дешевле, чем изготавливать его заново.

Нужно создать открытый реестр паспортов, чтобы те, кому требуются материалы, могли выбрать их из этого списка, а не снова и снова размещать запросы на паспортизацию в отраслевых сертификационных центрах. Это позволило бы иногда не тратить время и деньги на сертификацию «новых» материалов, а пользоваться тем, что есть, пусть даже иногда слегка меняя технические условия на требуемые материалы.

Переходя от материалов к изделиям — здесь также нужна системная работа. Все знают, что в авиастроении после паспортизации материала для создания критически важных деталей требуется сертификация под конкретное изделие, тем более в случае его особой ответственности — так называемая специальная квалификация. Прежде всего, правильно было бы считать особо ответственными не все детали, полученные АТ, и разделить их на группы, выделив те, что не требуют дополнительной сертификации и могут изготавливаться при наличии паспорта.

Кроме того, в некоторых отраслях существует специальная система субсидирования лизинга на закупку оборудования с низкой процентной ставкой, и мы полагаем, что такая возможность для аддитивных компаний и пользователей промышленных 3D-установок была бы очень кстати. У Минпромторга России уже есть опыт внедрения такой меры, ее нужно лишь слегка трансформировать.

Сейчас, когда взят курс на импортозамещение, а заводы в сжатые сроки решают задачи производства тысяч единиц новой номенклатуры, использование технологии 3D-печати становится производственной необходимостью, но развитию в РФ этой высоко­технологичной отрасли мешает отсутствие системного подхода. Да, существует стратегия развития аддитивных технологий до 2030 года, разработанная Минпромторгом России и утвержденная Правительством РФ, но меры, проводимые в соответствии с ней, сегодня носят разрозненный характер. По нашему мнению, необходимо делать отбор новых технологий, на которые выделяются субсидиарные средства, с привлечением групп экспертов.

Мы считаем, что для поступательного развития современных аддитивных технологий, преодоления дефицита кадров, консолидации рынка и роста общего объема промышленного производства нужно разработать комплексные системные программы, утвердить на их внедрение бюджеты и реализовать системную концепцию претворения поставленных задач в жизнь. Мы лично готовы в этом участвовать и инвестировать свое экспертное знание, время и средства, чтобы отрасль стала конкуренто­способной и нагнала отставание от мирового рынка АТ.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/be_mag
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество #BusinessExcellence #BE