Александр Сергеевич Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу.
Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова — один из старейших в России театров регионального значения. Театральная история Смоленщины уходит в глубь веков.
В дореволюционном издании «Истории русского театра» есть сведения, что после смерти устроителя потешных забав Грегори при дворе царя Алексея Михайловича в 1674 году, по рекомендации смоленского воеводы — князя Голицина, на это место был взят шляхетский сын Стефан Чижинский, который до этого времени преподавал латинский язык в Киеве и Смоленске. В Москве по повелению царя он успешно ставил комедии и учил театральному мастерству. Благодаря этому факту есть предположение, что Стефан Чижинский занимался этим в Смоленске.
Никифор Мурзакевич в «Смоленском дневнике с 1776 по 1834 годы» пишет: «В 1780 году город посещает императрица Екатерина II, сопровождаемая Римским императором Иосиф II, путешествующим под именем Графа Фалкенштейна. Для их приезда, губернатор Смоленска князь Н. В. Репнин приготовил в Никольской (Офицерской) слободе великолепный оперный дом…», где 3 июня была представлена «российская комедия с хором».
В ХIХ столетии в Смоленске — расцвет антрепризы, как драматической, так и оперной. Именно по это время в Смоленске выступали знаменитые актрисы — Александра Яблочника и Вера Комиссаржевская. В 1918 году – гастролировали артисты Московского Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и Таировский Камерный театр. В вихре революционных событий, в ноябре 1919 года, Смоленский театр реорганизуется в Государственный театр драмы и оперы. Первый сезон открылся комедией «Ревизор» Н. В. Гоголя. За всю свою историю существования театр знал много славных страниц, связанных с легендарными именами. В Смоленском театре продолжила начало своего творческого пути знаменитая Фаина Георгиевна Раневская.
Нынешнее здание театра было построено в 1939 году. Монументальное сооружение создали по проекту московского архитектора С.А.Ильинской. Сейчас театр носит название Смоленского государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова.
Александр Сергеевич Грибоедов много времени провёл на Смоленской земле в своей усадьбе Хмелита.
Усадьба расположена почти на полпути от Москвы до Смоленска — 260 км от столицы и 200 км до Смоленска — одно из самых романтичных и одухотворенных мест Смоленской земли. Находящаяся недалеко от старинной Вязьмы, Хмелита хранит прежде всего память об Александре Сергеевиче Грибоедове - одном из самых выдающихся деятелей первой трети XIX века. Литератор и драматург автор хрестоматийного «Горя от ума». Музыкант, написавший нежнейшие вальсы. А ещё и государственный деятель, блестящий дипломат и учёный.
Род Грибоедовых польско-литовского происхождения восходит к древнему шляхетскому роду Гржибовских. Предок Грибоедовых - Ян Гржибовский приехал в Россию в XVI веке и стал основателем довольно обширного российского рода дворян Грибоедовых.
Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 года. И с момента появления здесь первых Грибоедовых, Хмелита и её окрестности стали называться в народе “грибоедовщиной”.
Усадьба расположена в центре села Хмелита, известного с 1614 года. Село получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.
С 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. Именно он создал тот незабываемый элегантный и богатый облик Усадьбы, который мы видим сегодня. В 1753 году началось строительство в камне главного усадебного дома. Дом был построен в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.
Неизвестный архитектор, создал дворцово-парковый ансамбль, состоявший согласно Плану Генерального межевания 1778 года из «господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями», а ещё пейзажного парка и разных хозяйственных служб.
В 1759 – 1767 гг. Усадебный ансамбль был дополнен каменной церковью Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и 2 приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.
Такой нарядной и богатой в 1780 году усадьбу наследовал Алексей Фёдорович Грибоедов, родной брат матери Грибоедова — Анастасии Фёдоровны. Именно с матерью и сестрой Марией Сергеевной будущий автор «Горя от ума» в 1790-е – 1810-е годы часто бывал и подолгу жил в усадьбе. Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники. И, вероятно, Хмелита стала нежным и прекрасным воспоминаем детства поэта. В Хмелите молодой Грибоедов вместе с сестрой Марией и кузинами Елизаветой и Софьей совершенствовал с гувернерами иностранные языки - уже в юности он знал французский и немецкий, английский и итальянский языки. Ещё брал уроки музыки, занимался рисованием и верховой ездой.
Прекрасная усадьба, с высоким уровнем культуры и быта, великолепная природа окрестностей, жизнь и быт смоленского дворянства, принесли в жизнь будущего гения незабываемые впечатления. Возможно, из многочисленных смоленских знакомств родились незабываемые образы Фамусова и Чацкого, Молчалина и Скалозуба, Репетилова и Загорецкого. Вероятно не без оснований современники считали прототипом Фамусова дядюшку Грибоедова Алексея Федоровича, хозяина Хмелиты.
В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль середины XVIII в., в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не сохранился. Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1892 г. Хмелиту приобрёл граф П. А. Гейден. Он не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых — живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро. Имение с 1892 по 1917 год возвратило себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда. Владельцы усадьбы серьезно заинтересовались её прошлым, изучили историю строительства, биографии некоторых предыдущих владельцев. Ознакомившись с родословными росписями, они установили дальние родственные связи с Грибоедовыми, узнали о литературных прототипах его бессмертной комедии – бывших обитателях Хмелиты, выяснили время начала строительства в усадьбе главного дома-дворца.
После событий 1917 года художественное собрание было национализировано и вывезено, а дворцово-парковый ансамбль начал планомерно уничтожаться: «разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения». Во время оккупации Смоленщины немецко-фашистскими войсками в главном усадебном доме и прилегающих к нему флигелях жили немецкие офицеры и солдаты. В марте 1943 года во время отступления они взорвали колокольню Казанской церкви. В послевоенные годы в усадебном доме Хмелиты располагались молокоприемный пункт, склады зерна и удобрений. В 1954 году на складах случился пожар, продолжавшийся в течение нескольких дней. После пожара дом не стали восстанавливать, более десятилетия он стоял, разрушаясь не только от погодных условий, но и от варварства местного населения. Многие фрагменты кладки были разобраны жителями на кирпич для личных нужд. Кроме того, появилось много искателей так называемого «хмелитского клада», поиски которого также вели к разрушению и осквернению усадебных построек.
И, казалось бы судьба усадьбы — навсегда исчезнуть, если бы не инициатива и упорные труды выдающегося архитектора П.Д.Барановского и его учеников В.Е.Кулакова и М.М.Ермолаева. Именно по их проекту началась в 1968 году реставрация. И уникальный памятник истории, культуры и архитектуры возродился для новой жизни. Провели комплексную реставрацию памятника в предполагаемых изначальных формах XVIII века. В 1990 году был образован Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита».
Среди наиболее ценных экспонатов – рабочий письменный стол писателя, рукописные списки комедии «Горе от ума» 1820-х годов, первое издание «Горя от ума» 1833 года и прижизненные издания других произведений Грибоедова. В экспозиции представлены живописные портреты, книги круга чтения драматурга, изображения его современников, виды смоленских усадеб, предметы быта конца XVIII – первой трети XX века. Кроме основной экспозиции в Хмелите развернуты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи и творческой биографии А.С. Грибоедова.
11 февраля – День памяти А.С. Грибоедова и каждый год проводится Грибоедовский фестиваль.
На территории музея-заповедника «Хмелита» находятся мемориальные нахимовские места — сельцо Городок — место бывшей усадьбы Нахимовых, где родился П.С. Нахимов, а также расположенный неподалеку погост Спас-Волжинский, в храме которого он был крещён. Местоположение усадьбы на данный момент отмечено памятным знаком, а фундамент бывшей церкви Спаса Нерукотворного образа законсервирован. На могиле матери адмирала Феодосии Ивановны Нахимовой, в девичестве Козловской, установлен памятник. Погост обнесен оградой, над ним возвышается поклонный крест.
Музей П.С. Нахимова открыт 5 июля 2002 года, в день 200-летия со дня рождения адмирала, уроженца Смоленской области, выдающегося флотоводца, героя Крымской войны и обороны Севастополя адмирала Павла Сергеевича Нахимова.
П.С.Нахимов родился в семье офицера. Окончил Морской кадетский корпус (1818г.), служил на Балтийском флоте. В 1822-1825гг. совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер». Участвовал в Наваринском сражении 1827 года, командуя батареей на линейном корабле «Азов». Во время русско-турецкой войны 1828-1829 командовал корветом при блокаде Дарданелл, а с 1829 по возвращении в Кронштадт — фрегатом «Паллада». В 1834 —на Черноморском флоте, командир линейного корабля. В 1840-х гг. совершал крейсерства у кавказских берегов, участвовал в высадке десантов и укреплении Черноморской береговой линии.
В 1845 произведён в контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей, с 1852 вице-адмирал, начальник флотской дивизии. Был ближайшим сподвижником адмирала М.П.Лазарева и завоевал большой авторитет в области военно-морского искусства.
Во время Крымской войны 1853-1856, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, а 18(30) ноября разгромил их в Синопском сражении 1853 года.
На первом этаже представлены экспонаты, связанные с семьей Нахимовых: архивные документы, свидетельствующие о рождении и крещении Павла Степановича Нахимова, родословная, составленная одним из потомков Нахимовых А.П. Нахимовым, реконструкция интерьера одной из комнат в усадьбе Нахимовых, мемориальные вещи, поступившие от потомков рода Нахимовых и др.
Корабельные шпангоуты украшают экспозицию второго этажа. Здесь располагаются такие ценные экспонаты, как модель фрегата «Паллада», морские приборы, ордена, муляжи фуражки П.С. Нахимова и его записной книжки.
Очень приятно, что в Хмелита не только усадьба А.С.Грибоедова,, но и родовой домик П.С.Нахимова.
Эта третья статья, посвященная А.С.Грибоедову. Мы были на Смоленской земле 3 дня, но этого времени мало. В 1-й части я рассказала о достопримечательностях Смоленска. Во 2 части я рассказала об Усадьбе Тенишевой Талашкино, Лопатинском парке, о памятнике Твардовскому. А последняя 4-я часть- славному городу Вязьме.
#смоленск #вязьма #одигидрия #хмелита #смоленскийкремль #соборнаягора #паркгероев #талашкино #грибоедов #усадьбатенишевых