Найти в Дзене
Aristologia

Как дочь Александра II стала невесткой королевы Виктории. Все о свадьбе великой княжны Марии Александровны и Альфреда, герцога Эдинбургского

«Ее рождение стало нашей радостью и счастьем… Когда она занимается в классной комнате, наши расписания не совпадают, и мы можем играть только изредка, но по воскресеньям она вся моя и мы непременно гуляем вместе… Вчера, когда пришло время, я не мог не отправить ей телеграмму о том, как думаю о ней и о наших прогулках», - писал император Александр II о своей дочери Марии.

Великая княжна Мария Александровна в детстве
Великая княжна Мария Александровна в детстве

Великая княжна Мария Александровна родилась 17 октября 1853 года в Царском Селе. Ее родители – император Александр II и императрица Мария Александровна – были рады несказанно: их единственная дочь Александра умерла в возрасте семи лет, и у четы рождались только мальчишки.

Император Александр II в кругу семьи
Император Александр II в кругу семьи

Особенно нежные и доверительные отношения сложились у Марии с отцом, который ее просто обожал.

Император Александр II и великая княжна Мария Александровна в 1873 году
Император Александр II и великая княжна Мария Александровна в 1873 году

Девочка росла не то, чтобы капризной, но очень своевольной и не терпела никакого противодействия своим желаниям. Фрейлина Анна Тютчева, занимавшаяся воспитанием великой княжны Марии, описывала свою подопечную как «упрямую личность, но с большим и светлым умом».

Франц Тейхель. Великая княжна Мария Александровна на прогулке. 1858. Акварель. ГМЗ «Царское Село»
Франц Тейхель. Великая княжна Мария Александровна на прогулке. 1858. Акварель. ГМЗ «Царское Село»

Юная Мария Александровна была очаровательна со своими пухлыми щечками и губками бантиком.

Благодаря английским няням Мария прекрасно говорила по-английски, что пришлось весьма кстати для ее дальнейшей жизни.

Ведь на далеком Туманном Альбионе подрастал мальчик, которому суждено было стать ее мужем.

***

Принц Альфред, которого в семье называли Аффи, был четвёртым ребёнком и вторым сыном королевы Виктории и принца Альберта, герцога Саксен-Кобург-Готского. Он получил титул герцога Эдинбургского и был вторым в линии наследования британского престола после старшего брата Эдуарда, принца Уэльского. И, как и старший брат, проявлял интерес к России.

В августе 1862 года, в возрасте 18 лет, Альфред побывал в Российской империи в составе экипажа корабля британских ВМС «Святой Георгий». Это был первый визит члена британской королевской семьи в Россию, и прошел он весьма успешно. На акварельном рисунке Адольфа Шарлеманя изображено посещение принцем Альфредом Ораниенбаума, где он познакомился с российской императорской семьей.

Адольф Иосифович Шарлемань. Принц Альфред на пути в Ораниенбаум. 1862
Адольф Иосифович Шарлемань. Принц Альфред на пути в Ораниенбаум. 1862

Но, по всей видимости, в тот свой визит принц Альфред не встретился с 9-летней российской княжной. Встреча произошла позже и в другой стране.

В августе 1868 года Мария Александровна вместе с матерью гостила в немецком городе Югенхайм, на родине императрицы. В это же время к своей сестре принцессе Алисе, ставшей великой герцогиней Гессенской, приехал в гости ее брат принц Альфред. Принц был робким и застенчивым юношей, только что поступившим на службу в британский флот.

Портрет принца Альфреда, герцога Эдинбургского, в форме морского офицера. 1865 г.
Портрет принца Альфреда, герцога Эдинбургского, в форме морского офицера. 1865 г.

Русская великая княжна и британский принц впервые были представлены друг другу, но никакой «искры» между ними не проскочило.

Через год они снова встретились в Германии и нашли много общего, в том числе любовь к музыке: Альфред увлекался игрой на скрипке, а Мария Александровна неплохо играла на фортепьяно. Молодые люди целыми днями гуляли в окрестностях замка Хайлигенберг, и вскоре стало ясно, что они влюблены и желают быть вместе.

Переговоры о браке были долгими и трудными: ни королева Виктория, ни император Александр II не горели желанием укреплять связи между своими империями брачными узами: слишком велико было взаимное недоверие. Виктория и Александр всячески испытывали терпение друг друга, раздражались, нервничали и сомневались.

Но желание счастья своим детям победило. К тому же в то время в отношениях между странами был относительно спокойный период, а за влюбленных хлопотал наследник престола принц Уэльский, который бывал в России и живо ею интересовался.

Альберт, принц Уэльский
Альберт, принц Уэльский

И, наконец, в августе 1873 года было официально объявлено о помолвке принца Альфреда, герцога Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны.

Жениха переполняли чувства. «Сегодня утром мы с Марией были помолвлены. Не могу сказать, насколько я счастлив. Надеюсь на Ваше благословение на нас», - писал он матери, королеве Виктории.

Невеста была … как невеста: «Как я счастлива, что принадлежу ему. Я чувствую, что моя любовь к нему растет с каждым днем. Я испытываю чувство покоя, невыразимого счастья и безграничного нетерпения».

Свадьба состоялась 11 (23) января 1874 года в Санкт-Петербурге. Британскую королевскую семью представляли принц и принцесса Уэльские (тот самый хлопотавший за молодых Берти и сестра цесаревны Марии Федоровны Александра) и принц Артур.

Все присутствовавшие отмечали необычайную пышность свадебных торжеств.

Ни жених, ни невеста не меняли веру, поэтому церемонии бракосочетания было две – православная и протестантская.

После церемонии по православному обряду, совершенному митрополитом Исидором в церкви Зимнего дворца, в Александровском зале деканом Вестминстерского аббатства Артуром Стэнли была проведена англиканская церемония.

Художник Николя Шевалье получил заказ запечатлеть на холсте свадьбу герцога Эдинбургского. Его приезд в Санкт-Петербург организовал сам принц Альфред.

Через несколько дней после свадьбы герцог Эдинбургский отправил матери зарисовки церемоний, сделанные Шевалье.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по православному обряду 11(23) января 1874 года
Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по православному обряду 11(23) января 1874 года
Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по англиканскому обряду 11(23) января 1874 года
Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по англиканскому обряду 11(23) января 1874 года

Королева предпочла, чтобы на холсте была запечатлена православная церемония – камерная атмосфера, мягкое сияние свечей и обилие тканей создавали более богатую и слитную композицию, чем просторное помещение Александровского зала.

Великолепное сочетание золоченых лепных украшений, элегантной люстры и таких деталей, как снег за окном, оживляют картину, наделяют ее особой притягательностью.

 Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по православному обряду 11(23) января 1874 года
Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной по православному обряду 11(23) января 1874 года

На картине жених и невеста стоят у алтаря с горящими свечами в руках, а митрополит, облаченный в великолепные церемониальные одежды, держит над ними крест.

Родители Марии, император Александр II и императрица Мария Александровна, стоят справа от окна, между двумя колоннами. Три девушки в русском придворном платье справа от императора – это дочь королевы Виктории кронпринцесса Прусская, впоследствии императрица Германии и королева Пруссии Виктория и две сестры-датчанки: жена цесаревича Александра великая княгиня Мария Федоровна, будущая императрица России, и жена принца Уэльского Александра, будущая королева Великобритании. Дите между ними – будущий император Николай II.

А представительный мужчина в красном военном мундире, стоящий перед сестрами – это Эдуард, принц Уэльский, впоследствии король Эдуард VII.

Английский посол писал королеве Виктории: «Православная служба потрясающе эффектна: глубокое звучание хора, пронизывающая сила голосов, пышные одежды и украшенные драгоценностями ризы священнослужителей <…> создавали впечатление внушительности и торжественности церемонии».

В письмах леди Августы Стэнли живо и подробно описывается церемония бракосочетания. По ее словам, «кажется, человек шесть мужчин несли длинный шлейф ее белого серебряного платья и отороченной горностаем мантии».

По воспоминаниям леди Стэнли, «маленькая грациозная головка, как у ребенка, должно быть, болела от груза несметных драгоценностей, бриллиантового ожерелья, прекраснее которого я не видела, и платья, полностью расшитого бриллиантами – вокруг тела и на рукавах и спереди сверху донизу, по всей юбке».

Перед тем как приступить к написанию картины, Шевалье сделал к ней несколько эскизов, в которой детально отразил все подробности, в том числе наряды императорской семьи.

Эскиз Шевалье точно передает особенности свадебного наряда, который надевали на церемонию бракосочетания все невесты российского императорского дома. Как правило, это был расшитый драгоценными камнями сарафан из серебряной парчи, поверх которого надевалось платье с широкими рукавами, отделанными мехом горностая, и традиционный кокошник.

Николя Шевалье. Эскиз свадебного платья герцогини Эдинбургской Марии
Николя Шевалье. Эскиз свадебного платья герцогини Эдинбургской Марии
Великая княжна Мария Александровна в подвенечном платье
Великая княжна Мария Александровна в подвенечном платье
-15

По словам леди Августы Стенли, супруга цесаревича Мария Федоровна и ее сестра принцесса Уэльская «сверкали бриллиантами», а наряд цесаревны представлял собой расшитое золотом атласное платье и небесно-голубую бархатную мантию со шлейфом, на котором искрились императорские регалии».

Золотой краской Шевалье воспроизводит вышивку на белом атласном платье и на ярко-голубом бархате – орнамент в виде звезд и лент, и белым цветом на отделке из золотой парчи, что идет спереди по центру платья, обозначает бриллианты, которые служили застежками и скрепляли подбитые горностаем рукава.

Драгоценности прорисованы лишь контурно, но они вполне узнаваемы: видно, что это сапфировая парюра Марии Федоровны, в которую входила так называемая «волнистая тиара», нашивавшаяся на кокошник из расшитой золотом ткани.

Николя Шевалье, Эскиз платья цесаревны Марии Федоровны, 1874
Николя Шевалье, Эскиз платья цесаревны Марии Федоровны, 1874

На этом тщательно прорисованном эскизе Шевалье детально изображает парадный придворный наряд принцессы Александры – роскошное белое парчовое платье с верхней юбкой из алого бархата, богато расшитого золотом.

Николя Шевалье. Эскиз платья принцессы Уэльской Александры, 1874
Николя Шевалье. Эскиз платья принцессы Уэльской Александры, 1874

После церемоний был дан банкет на 700 персон.

Вот что написал по этому поводу английский посол лорд Огастес Лофтус в Лондон, министру иностранных дел лорду Гревилю:

«Ничего нельзя представить более великолепного, чем этот торжественный банкет. Блеск богатейших драгоценностей смешивался с блеском мундиров, золотых и серебряных блюд и роскошного севрского фарфора. Во время всего обеда пели талантливые артисты итальянской оперы – Патти, Альбани и Николини, что придавало еще большее великолепие этой сцене несравненной красоты, которую трудно описать. После ужина во дворце дали бал, на котором, как мне сказали, присутствовали три тысячи человек. Полонез танцевали только члены императорской семьи и иностранные послы».

Бал, открывшийся полонезом, проводился в Георгиевском (Большом тронном) зале Зимнего дворца. Танец-шествие возглавлял император под руку с невестой, великой княжной Марией Александровной. Следом ступали императрица с женихом, герцогом Эдинбургским. За ними – принц Уэльский со своей сестрой, немецкой кронпринцессой, потом – ее супруг, кронпринц Германии в паре с принцессой Уэльской.

Николя Шевалье. Бал в Зимнем дворце 11(23) января 1874 года
Николя Шевалье. Бал в Зимнем дворце 11(23) января 1874 года

Королева Виктория в это время сидела в особняке Осборн-хаус и кусала локти изнывала от нетерпения. 11 января она записала в дневнике: «Все мои мысли – о происходящем сегодня великом событии, хотя стараюсь не думать о нем!».

Королева Виктория
Королева Виктория

За завтраком Виктория поставила перед столом портрет Марии, который украсили «венком из вечнозеленых растений и флердоранжа с бантами цветов российского флага».

Это был портрет кисти Густава Рихтера, выполненный по заказу императора Александра II в подарок королеве Виктории.

«Чудесная картина, в пояс, великолепно исполнена. Она стоит на балконе, в голубом вечернем платье, в руке веер», - написала королева. Позже она отметила также, что сходство с оригиналом «великолепное, достойное кисти Винтерхальтера». Эээ… Я бы сказала, что умение выгодно преподнести модель достойно мастерства Винтерхальтера.

-20

На ужине королева появилась со звездой и лентой ордена Святой Великомученицы Екатерины, который, видимо, был передан ей российским императором через принца Уэльского.

Фото

За великой княжной дали богатое приданое. Она привезла с собой множество роскошных туалетов от лучших кутюрье. Ее «коллекция нарядов занимала весь Белый зал Зимнего дворца, а по числу предметов одежды, по отзывам очевидцев, ее гардероб не уступал сезонному запасу крупного парижского магазина». Кроме того, император Александр II пожаловал своей любимой дочери в качестве приданного ошеломляющую сумму в 100 тысяч фунтов стерлингов и сверх того ежегодное пособие в размере 20 тысяч фунтов.

Новобрачные получили множество даров.

Император преподнес в дар дочери роскошную рубиновую парюру тончайшей работы, состоящую из диадемы в форме "венца", великолепной красоты ожерелья, серег, броши и кольца.

В ожерелье были использованы 28 уникальных рубинов весом 61 карат и бриллианты весом 82 карата. Все рубины были бирманскими, наивысшего качества, что называется "голубиной крови".

В качестве свадебного подарка герцог и герцогиня Эдинбургские получили милейший мебельный гарнитур в модном в то время русском стиле. Комплект состоял из зеркала, двух столов, четырех стульев и четырех табуретов. Мебель была изготовлена из дерева и тонко декорирована соломкой и красочными узорами.

Неизвестные русские мастера. Мебельный гарнитур. Зеркало. 1874
Неизвестные русские мастера. Мебельный гарнитур. Зеркало. 1874
Неизвестные русские мастера. Мебельный гарнитур. Стул. 1874
Неизвестные русские мастера. Мебельный гарнитур. Стул. 1874

Не были обделены и гости.

Александр II подарил принцу Уэльскому набор для пунша, специально изготовленный для свадьбы. На графине – исполненные эмалью монограммы императора, Марии Александровны и принца Уэльского; по окружности графина идет надпись: «Из этого сосуда, в котором могут уместиться Соловецие моря, любой волен испить, как с небес, за здоровье вдохновенных молодых». Такие наборы, с декоративной отделкой в старинном русском стиле, пользовались большой популярностью в 1870-1880-х годах XIX века.

В память о бракосочетании герцога Эдинбургского Альфреда с великой княжной Марией Александровной было изготовлено много сувенирной продукции, и любой желающий мог приобрести что-нибудь на память об этом знаменательном событии.

Сувенирную шкатулку изготовила фирма В.Дж. Томаса, имевшая магазины как в Лондоне, так и в Санкт-Петербурге. Дизайн шкатулки из золоченого металла исполнен по образцам эпохи Ренессанса, сама она украшена рельефным геометрическим орнаментом из переплетающихся полос.

В.Дж. Томас. Шкатулка. 1874 год
В.Дж. Томас. Шкатулка. 1874 год

Русский обычай встречать молодых хлебом-солью не был забыт и на свадьбе герцога Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. И по этому случаю были выпущены сувенирные солонки, одну из которых леди Августа Стенли подарила королеве Виктории. Один из слуг королевы в своих воспоминаниях утверждал, что королева часто ею пользовалась.

С.М. Иконников. Солонка. 1873
С.М. Иконников. Солонка. 1873

В память о бракосочетании герцога Эдинбургского и Марии Александровны были выпущены серебряные и бронзовые медали с профилями молодоженов и надписью MARIE ALEXANDROWNA.ALFRED на аверсе. На реверсе крылатый ангел держит над гербами герцогства Эдинбургского и государства Российского ленту с надписью: 23 JANUARY 1874. Внизу – комбинированная эмблема с изображением розы, чертополоха и трилистника.

Кристиан Шнитцшпан. Серебряные и бронзовые медали память о бракосочетании герцога Эдинбургского и Марии Александровны, 1874
Кристиан Шнитцшпан. Серебряные и бронзовые медали память о бракосочетании герцога Эдинбургского и Марии Александровны, 1874

Еще до окончания свадебного бала герцог Эдинбургский и новоиспеченная герцогиня Эдинбургская уехали в Царское Село, чтобы провести там медовый месяц. А празднования продолжались еще неделю.

После медового месяца в Царском селе молодожены отправились в Виндзор, куда прибыли 7 марта 1874 года.

Их приезд также запечатлел Шевалье.

-29

На акварели весь город украшен флагами, цветами, гирляндами и плакатами, в том числе на русском языке. По словам королевы, «вдоль дороги выстроились войска», город был «украшен флагами, цветами, гирляндами и плакатами, в том числе на русском языке».

Долгожданная встреча невестки и свекрови запечатлена в центральной виньетке в нижней части рисунка.

Основное поле рисунка занимает кортеж, направляющийся в замок.

При первой встрече у королевы сложилось о невестке благоприятное впечатление: «Дорогая Мари весьма любезна, у нее приятное лицо, восхитительная кожа и чудесные ясные глаза; есть в ней нечто свежее и привлекательное. Она прекрасно говорит по-английски».

После торжественный кортеж проехал через весь Лондон, увешанный приветственными плакатами. На одном из них было написано: «Добро пожаловать, прекрасная русская».

Молодожены приехали в Букингемский дворец и вместе с другими членами королевской семьи появились на балконе перед ликующей толпой.

-30

К сожалению, счастливая и полная надежд часть истории на этом заканчивается.

Очень скоро стало ясно, что между новоиспеченной герцогиней Эдинбургской и английским двором лада не будет.

Королева Виктория с невесткой великой княгиней Марией Александровной и младшей дочерью принцессой Беатрис
Королева Виктория с невесткой великой княгиней Марией Александровной и младшей дочерью принцессой Беатрис

Сразу возникли разногласия по вопросу о старшинстве и титуловании Марии. Император Александр хотел, чтобы его дочь именовали «императорское высочество», а не «королевское высочество», и считали ее титул выше, чем титул другой невестки Виктории – Александры, принцессы Уэльской.

Мария Александровна Англию невзлюбила, ее климат и еду она находила отвратительными.

В 1893 году умер дядюшка Альфреда герцог Саксен-Кобург-Готский и герцогство перешло к мужу Марии Александровны.

Герцогиня Эдинбургская тут же подобрала юбки и вместе со своим мужем отбыла из ненавистной Англии в пасторальные германские земли.

-32

И, хотя в браке родилось шестеро детей, семейная жизнь герцога и герцогини Эдинбургских не сложилась счастливо. Герцог быстро стал искать утех на стороне, а герцогиня находила отдушину в многочисленных путешествиях.