Еще пару десятков лет назад онлайн покупки были скорее «роскошью» для продвинутых пользователей, а не повседневной рутиной. Однако, начиная примерно с 2013-го года маркетплейсы переживают массовый бум, а потребитель все чаще обращается к ноутбуку, чем к продавцу-консультанту в магазине…
Причем интересен тот факт, что если сначала все привыкли заказывать готовую еду и продукты, то теперь даже за последним яблочным смартфоном редко кто ходит. Зачем, если тебе его привезут? Хотя, даже в наше время никто не застрахован от куска мыла вместо гаджета. Чего стоит только массовая история, случившаяся со Сбермакетом. Кто не в курсе – новостей в сети полно, почитайте, это очень интересно.
Но, даже такие инциденты не могут подорвать доверие современного потребителя к онлайн покупкам. Тем более, что зачастую, цены в сети в лучшую сторону отличаются от офлайн магазинов, вынужденных закладывать в стоимость аренду, коммунальные расходы и затраты на содержание внушительного штата сотрудников.
В итоге, рынок приходит к тому, что офлайн площадки стали нести больше представительские функции, сокращая торговые площади в угоду складским. Кстати, например, маркетологи Bose & Loewe пришли к такому формату еще в далеком 2010-м, открывая не более одного выставочного магазина в городе, да и те только в миллионниках.
Но это все-таки был премиум сегмент, который только за проект звуковой или видеоинсталляции брал тысячи долларов. Сегодня же, в сеть все больше уходят бюджетный ритейл: начиная с DNS и заканчивая банальной Пятерочкой. И нет, магазин у дома в ближайшие лет 15 точно не отменят. А вот то, что М.Видео, Эльдорадо и им подобные сильно ужмутся в торговых площадях – факт неоспоримый.
С точки зрения маркетинга такая политика не только открывает новые двери и расширяет каналы коммуникации, но и позволяет сильно вырастить клиентский сервис. Осталось только придумать примерку онлайн, на основе 3D модели и внедрить ее магазины одежды, тем самым разгрузив «бесполезный» входящий офлайн трафик, где на каждую продажу приходится с десяток «просто посмотреть и померять».
Правда, тут встает другой вопрос: а куда деть десятки тысяч продавцов-консультантов, которые в массе своей низкоквалифицированные сотрудники. И нет, мы сейчас не о тех, кто реально умеет продавать, а про условную девочку, приехавшую покорять столицу без образования. Пока что у нее из нормальных всего пара дорого: продавец-консультант или официант. И возможно, что одна скоро совсем пропадет…