Найти в Дзене

На втором году работы в школе плакать стала реже

Оглавление

Не преуменьшая значимости положительных сторон моего опыта жизни в селе и работы здесь в школе, хочется говорить и о боли. Переезд из города дается нелегко не только из-за бытовых условий, но и из-за моральных испытаний.

О плохом в работе учителя говорят часто: о маленьких зарплатах, о неуважении со стороны детей, о "сложных" родителях и всяком таком. Я думаю, у каждого учителя боль своя. Моя в том, что я проникаюсь чужой. Особенно на первом году было тяжело провести границу, за которой я уже не могу на что-то влиять. Сложно принять, что в чем-то я не могу помочь ученику, что-то в среде останется прежним, как бы я не вкладывалась. В этой статье расскажу об одной из причин, почему я довольно часто плакала на первом году работы в школе.

Тот самый ученик

Я писала статью о любимчиках и говорила там, что у меня их нет. Я стараюсь проявлять одинаковое отношение ко всем ученикам. Но, конечно, есть те дети, которые симпатизируют больше. А есть еще такие, за которых переживаешь сильнее, чем за остальных.

Еще прошлой осенью меня тронула история семьи одного ученика, где отношения выстраиваются за счет "силы". Кто сильный - тот прав (честно говоря, многие в моем селе так считают) Причем для доказательства верности этого принципа в этом доме люди могут и побить друг друга. Я знаю, что хочешь-не хочешь семейные паттерны ребенок считывает и учится. Поэтому неудивительно, что в школе этот ученик пытается занять роль "сильного", унижая других, более слабых, детей.

Мне отвратительна парадигма человеческих отношений, построенных на так называемой "силе". Поэтому я никаким образом не унижаю, не "ставлю на место" учеников, а, наоборот, стараюсь относиться с уважением и договариваться. Разумеется, мне тяжело с этим учеником. Он ярко проявляется (может игнорировать замечания, шуметь, устроить драку на уроке и др.), ведь на моих уроках бояться нечего - я его не "загашу".

На первом году я часто плакала после урока с его классом. Я чувствовала такое бессилие, мне казалось, что вина во мне - с ним можно научиться работать в гуманистической рамке, просто я недостаточно опытная. Изо дня в день я сталкивалась с этим чувством. Я не могла злиться на этого мальчика, я злилась на себя -- на то, что не могу справиться.

При этом вне урока или когда он на уроке один, он ведет себя иначе. Он больше готов идти на контакт. В чем здесь загвоздка? Важно проявить себя определенным образом перед одноклассниками? Важно быть перед ними в позиции так называемого "сильного"? Ожидает привычной реакции взрослого? Я не знаю. Так можно надумывать себе самого разного. В общем-то я и вправду очень много об этом думала.

Сейчас у меня лучше получается отделять - есть то, на что я могу влиять - качество уроков, на качество коммуникации с учениками (при желании со второй стороны); есть то, на что нет - климат в семье, желание ребенка идти со мной на контакт.

Поэтому в этом году, когда я начинаю чувствовать злость из-за очередных неудобных проявлений, я выдыхаю, вспоминаю, что ему с собой тоже не просто, это поведение никак ко мне не относится и меня не характеризует. Затем я стараюсь удержать эту злость, не направлять ее внутрь себя. Я продолжаю урок, подкрепляю положительные моменты в его поведении. В экстренных ситуациях пишу докладные.

Стараюсь брать его на выезды, когда он проявляет желание. Важно, чтобы у ученика был опыт успеха, приятное общение со сверстниками в здоровой среде. А еще я стараюсь беречь себя.

Да, вы, наверное, поняли, что несмотря на сложности, я хорошо отношусь к этому ребенку. И не могу иначе, порой поражаюсь этому факту. Тот самый ученик, за которого болит душа.

Почему стало легче

1) Увеличилась нагрузка, стало меньше времени. Раньше урок с этим ребенком был одним из трех/четырех уроков в день. А теперь - это один из пяти/шести, а то и семи. В моей учительской жизни стало больше забот.

2) Опыт. Как бы банально это ни звучало, год в школе оставляет свой след. Говорят, первый год надо просто пережить. Кажется, это правда так. Сейчас многое воспринимается спокойнее.

О боли писать нелегко. Есть опасение, что ее обязательно кто-то обесценит. Но я думаю, что таким поступком человек больше расскажет о себе, чем обо мне.

Учителя, делитесь в комментариях, был ли у вас такой "тот самый ученик"?

Кстати, Кисик подрос)
Кстати, Кисик подрос)