Найти в Дзене
КиноБуква

Лени Рифеншталь - любимая актриса и режиссёр Гитлера. Не раскаявшийся и не прощенный падший ангел III Рейха

Оглавление

Одна из самых популярных и неоднозначных фигур кино ХХ века родилась в Берлине в 1902 году и прожила очень долгую жизнь. Лени умерла в 101 год, и большую часть этой долгой жизни была едва ли не самой обсуждаемой и осуждаемой персоной в мире искусства.

То, что Лени была гениальна – факт. Гениальна как танцовщица, гениальна, как актриса, гениальна как фотограф и кинорежиссер. Её таланты сравнивают с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, Мари Вигман и Сергеем Эйзенштейном. Но Лени пошла «не той тропинкой», одним махом перечеркнув великое будущее. И с 1935 года имя Рифеншталь прочно ассоциируется с именем фюрера.

Иногда возникает чувство, что она просто работала в неправильное время и в неправильном месте. Но связь с Гитлером не прощают даже сверхталантливым.

В 1987 году Лени Рифеншталь написала мемуары. Мемуары про Германию, немцев, кино и искусство. Очень субъективные, конечно. Хотя, какими еще могут быть автобиографии и мемуары? Неоднозначная Лени рассказывает очень, очень подробно, дословно цитируя свое окружение, свою версию правды. Главная цель которой, как мне показалось, оправдать свою причастность к тому, в чём её обвиняют. Не в том смысле, что не она режиссер того самого «Триумфа воли» - фильма о съезде НСДАП в 1934 году в Нюрнберге, снятого по заказу Адольфа Гитлера, а в том, почему именно она стала этим режиссером.

📚Лени Рифеншталь. Мемуары

Почему я вообще решила читать эту книгу? Потому Лени интересна мне, как личность. Потому что Лени, повторю это еще раз – действительно гениальна. Чтобы понять это, достаточно посмотреть её фильм «Олимпия», или «Голубой свет. Легенда Доломитовых Альп», или её фотоработы.

«Вы создали шедевр, за который вам будет благодарен весь мир».
Адольф Гитлер о фильме «Олимпия»

Что сразу бросилось в глаза: Лени очень себя любит и ценит. Говорит об этом как бы между делом, но постоянно. Если верить написанному, то мужчины были от неё без ума, едва ли не все без исключения. Вполне себе допускаю: она умна, обаятельна, красива и харизматична. Это напомнила мне еще две автобиографии, там дамы также отзывались о себе, глазами восторженных мужчин – это писательница и вторая, если правильно помню, жена поэта Ходасевича Нина Берберова и юная художница Мария Башкирцева, которая умерла в 1884 году в возрасте 25 лет, и чей дневнике я читала, поражаясь тому величию, с которым она о себе говорит.

Так вот вокруг Лени всегда были толпы мужчин, но это не значит, что она вела какой-то распутный образ жизни. Ей приписывают роман и с Гитлером, что, судя по мемуарам, вполне могло бы быть правдой (Адольфу она очень нравилась), но так и не случилось. Они просто дружили. За что её, конечно, можно порицать.

Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива
Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива

Но. Давайте будем честны – за фюрером шли миллионы, это факт. Он умел оказывать воздействие на толпу, был грамотным оратором и психологом, если хотите. Лени утверждает, что до какого-то момента вообще не знала, кто такой Гитлер, а попав случайно на его выступление, так прониклась, что САМА написала ему приветственное и одухотворенное письмо. Гитлер не просто прочитал его и ответил, он сразу же пригласил Лени в гости. К тому моменту он самым прекрасным в искусстве считал танец Рифеншталь в фильме «Святая гора», и счел за честь лично познакомиться с этой необыкновенной женщиной. Так всё и началось. И, возможно, не напиши тогда Лени это письмо, мы бы с вами тут ничего не обсуждали.

Лени утверждает, что до самого последнего пыталась отказаться от съемок «Триумфа воли». Но как отказать Гитлеру, вот в чём задача. Он считал её лучшей и единственной, кому можно доверить такой фильм. Лени сопротивлялась, предлагала какие-то варианты, но результат все мы знаем. Даже после 1945 года не признавала своей моральной вины, потому что не считала себя виноватой.

Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива
Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива

В книге очень много личного. И это личное связано с Гитлером (что действительно очень интересно, многих фактов я, например, не знала), Йозефом и Магдой Геббельс и прочими из близкого окружения фюрера.

Рифеншталь заявляет, что, во-первых, сначала вообще не знала о планах своего нового друга, так как не разбирается в политике. Ей было настолько все равно, что она, решив-таки прочитать настольную книгу всех немцев того времени «Mein Kampf», делала заметки на полях, весьма дерзкие – далеко не совсем она была согласна. Об этом узнал фюрер, но наказания не последовало, он слишком ценил дружбу Рифеншталь.

Во-вторых, когда война всё-таки началась, Лени возненавидела Гитлера. В-третьих, все её друзья евреи вовремя эмигрировали, и она пребывала в якобы счастливом неведении о существовании концлагерей. Знала о Дахау, как о лагере для военных преступников. Но даже на допросе падала в обмороки от вида фото из освобожденного Аушвица, наивно утверждая, что Адольф не мог так поступить. Он, наверное, не знал, что там творится. Ха-ха. Сталин тоже не знал про наши лагеря.

И вот эти моменты шиты белыми нитками. Ну не верю я, что можно хотя бы не подозревать, что происходит. Лени выглядит как абсолютная принцесса грёз, основная миссия которой - творить. Лечить очередной перелом ноги, иначе не сможешь танцевать, преодолевать суровые условия съемочного процесса, несколько лет монтировать плёнки, заработать себе хронический цистит…всё ради искусства.

Вполне вероятно, что Рифеншталь и была против фашизма, но, чтобы выжить, творить и работать – приспособилась, так сказать. Да, водила дружбу, потому что считала Гитлера великим (а кто в Германии не считал?). Да, сняла фильм, который по сей день в Германии разрешён только в учебно-просветительских целях с обязательной вступительной речью историка. Не хотела, но сняла.

Сказать после Победы обратное – подписать себе приговор. Тут в защиту Лени, кстати, есть и дневники, и газетные заметки, чья фальсификация доказана, но факт остается фактом – от всемирного порицания она не отмылась до самой смерти.

Лени Рифеншталь. Коллаж автора
Лени Рифеншталь. Коллаж автора

Очень странные ощущения после прочтения. Для меня самым интересным была первая половина книги – детство, юность, непростые отношения с суровым отцом, мечта стать танцовщицей, первые съемки, первый фильм. И, конечно, попытка понять – что же было на самом деле с Гитлером. Лени жертва обстоятельств или соучастник?

Правды мы не узнаем, конечно. Но и безоговорочно верить Рифеншталь я не могу. Слишком уж красиво излагает. Белая и пушистая. Вся книга (весьма внушительного объема) как оправдание вины, которую она не чувствует, потому что её поставили в такие условия. Вот только получилось ли оправдание?

Помимо причастности к Гитлеру много описаний съемок, мысли Лени о современниках и искусстве, её африканские проекты. Последние читать было уже скучно, если честно. Я хотела получить ответ на главный вопрос, но его не было (точнее, я не поверила в этот ответ), поэтому вторую, послевоенную половину мемуаров я домучивала, разочаровавшись.

Но что мне понравилось в Лени, так это её видение искусства, в том числе кинематографического:

«Является ли кино искусством? Я отвечаю на этот вопрос утвердительно. Как и другие виды творчества, кино является искусством, но оно еще ходит в детских штанишках. Однако у него есть все предпосылки для того, чтобы со временем стать источником художественного переживания, подобного тому, какое мы сейчас испытываем от творений Родена, Бетховена, Леонардо да Винчи или Шекспира. Правда, это будет не то кино, которое существует сегодня, а нечто новое, чему еще только предстоит появиться в будущем. Даже лучшие из всех лент, до сих пор виденные нами, позволяют лишь предполагать, какими возможностями располагает фильм как художественное произведение.
Этот новый вид искусства независим от других. Было бы неверно утверждать, что кино тесно связано с живописью, музыкой или литературой. Оно действительно соприкасается с ними, но его особенностью являются прежде всего движущиеся образы, чего не может предложить ни одно другое искусство. Здесь свои собственные законы. В художественном фильме все должно соответствовать им сценарий, режиссура, образы, операторская работа, декорации, звук и монтаж.
Абсолютное чувство стиля вот самое важное, чем должен обладать кинорежиссер».
Лени Рифеншталь

Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива
Лени Рифеншталь. Мемуары. Фото из личного архива

А вы как считаете, Лени Рифеншталь говорит правду?