Уникальный материал с великолепными характеристиками эксклюзивно доступен в гигантских количествах. Бери да добывай, используй, продавай. Однако уже 4 десятка лет к этому не могут приступить. Почему?
Драгоценности под пылью веков
Исследования огромного кратера недалеко от поселения Попигай на границе Красноярского края и Якутии начались в 1946 году. Однако лишь в 1970 году была обнаружена главная ценность этого места — гигантские залежи импактных алмазов. Это композит из различных углеродных фаз, образовавшийся из графита при ударе метеорита о Землю. В настоящий момент Попигайская астроблема (ударный кратер более 2 км в диаметре) — единственное на Земле месторождение извлекаемых импактных алмазов. Подробно об истории возникновения и изучения кратера мы рассказывали здесь.
Для ювелирного дела находка не годилась, а в качестве технических алмазов — идеально. Материал обладал невиданными характеристиками, гораздо лучше тех, что были у искусственно производимых аналогов. Один вопрос: как их добывать? Ранее опыта работы с таким сырьем не было, да и транспортные пути пролегают на значительном удалении. Пока не решили, Попигайское месторождение засекретили, а в 1991 территорию признали памятником природы ЮНЕСКО. В целом, была такая тенденция, когда советское государство хотело сохранить что-то для потомков или просто до момента разработки эффективных технологий добычи, оно засекречивало информацию о месторождении и объявляло это место заповедником.
Гриф был снят в 2012 году, и тема попигайских сокровищ вновь предстала к обсуждению. К счастью, остались образцы, взятые советскими геологами. По ним выяснили, что абразивная способность этих алмазов в 1,8–2,4 раза выше, чем у природных или синтетических, а термостойкость больше на 250 °C. Это определило их ценность для технологического использования. Минералом заинтересовалась компания «Алмазы Анабара». Благодаря ей в 2013 г. экспедиция Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (ИГМ СО РАН) отправилась к Попигайскому кратеру.
Караты объемом в бесконечность
Изначально были обнаружены два месторождения: Ударное со средним содержанием 7 карат на тонну руды и Скальное — до 100 карат на тонну. Суммарные запасы камней в их недрах оценили в 147 млрд карат, что уже превышает все разведанные мировые запасы алмазов, а это лишь 3% кратера. Общий объем сырья оценили в 1,2 трлн карат.
На сегодняшний день на крупнейших месторождениях планеты Джваненг (Ботсвана), Юбилейное (Якутия) и Мир (Якутия) ежегодно добывают 12-15, 10,16 и 2,76 млн карат соответственно.
По прогнозам, добыча в Красноярской астроблеме могла многократно превысить даже самое большое из этих чисел, и всё равно запасов хватило бы надолго.
«Россия является монополистом в плане импактных алмазов, и, если брать нынешнее потребление технических алмазов за единицу, то прогнозных ресурсов Попигайского месторождения хватит всему миру на 3 тысячи лет», — сообщил директор ИГМ СО РАН, академик Николай Петрович Похиленко.
1,2 трлн карат были для Попигая лишь началом. Позднее залежи одного только Скального поставили на баланс в размере 500 млрд карат, а еще обнаружили новое месторождение Встречное. Значит, предыдущие подсчеты могут быть в разы меньше реальности.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Курс перекройки и шитья
Разработка в Попигае тотально перекроит мировую карту добычи алмазов и сделает Россию крупнейшим поставщиком технического сырья, поэтому тема не угасает.
«Развитие альтернативной энергетики, цифровых технологий формирует спрос на продукцию с этих месторождений на долгие годы вперед. Разработка Попигайского месторождения может стать хорошим примером сотрудничества промышленных компаний, ученых и органов власти при выработке экономически эффективного решения», — считает министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко.
В подтверждение его слов, в 2021 г. ученые СО РАН обсуждали Попигай с властями Красноярского края и Якутии и организовали новую экспедицию благодаря интересу компаний АФК «Система» и АО «Поиск Золото». Уникальные характеристики алмазов не дают специалистам покоя.
«В год мировая промышленность потребляет около 15–17 миллиардов карат синтетических алмазов. Сегодня почти все они закупаются в Китае, монополисте в этой области. Однако большую часть этой продукции составляет дешевая синтетика с обычной алмазной абразивной способностью, но низкой термической устойчивостью», — поясняет ажиотаж Валентин Петрович Афанасьев, главный научный сотрудник лаборатории литосферной мантии и алмазных месторождений ИГМ СО РАН.
Китайское сырье хорошо подходит для шлифовки тротуарных плит, но для бурового инструмента и обработки трудношлифуемых материалов уже не годится.
Висит груша — нельзя скушать
Освоение уникального месторождения откладывается по многим причинам, из которых даже трудно вычленить главную. Это, например, плохая транспортная доступность: до ближайшего порта Хатанга по прямой почти 300 км, а до ж.-д. станции Нерюнгри — Пассажирская (Якутия) — 1000 км.
Рентабельность проекта оценить практически невозможно, так как все технологии добычи и обработки, как и сам продукт для рынка, будут новыми. Поэтому трудно представить и будущий спрос. Конечно, делаются предположения. Академик Похиленко предполагает, что потребность составит около 1 млрд карат в год, а Валентин Афанасьев считает, что стоимость одного карата будет на уровне $1-2. Однако это лишь научно обоснованные догадки.
Есть и проблемы с лицензией на добычу. В настоящий момент не существует разрешения на извлечение технических алмазов, а лицензия на ювелирные крайне дорогая. В 2019 году сотрудники ИГМ СО РАН предложили перевести попигайские запасы в категорию абразивного материала, что придало бы проекту бо́льшую инвестиционную привлекательность.
Несмотря на всё это, интерес не ослабевает. В Национальной академии наук Беларуси изучают свойства импактных алмазов, в Сибирском федеральном университете отрабатывают технологию обогащения, в ИГМ СО РАН занимаются геологическим и минералогическим изучением астроблемы и координируют все исследовательские работы, а в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН рассчитывают экономическую целесообразность использования нового сырья.
Можно рассчитывать, что в ближайшее десятилетие в этой плоскости произойдут позитивные изменения. Дальше останется только поднимать отвисшие, глядящие на то, как круто поменялся мир, челюсти западных стран.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA