Общественные бани Зевксипп были самыми старыми банями Константинополя. Они пользовались огромной популярностью.
Сергей Иванов в путеводителе «В поисках Константинополя» пишет, стр.139.(цитата):
С банями Зевксиппа связана одна очаровательная византийская легенда. В городе Катанья на Сицилии жил злой колдун Илиодор, который продал душу дьяволу. Император создал специальную следственную комиссию. Волшебник сказал, что сам явится на суд в столицу. Дальше все происходило так:
Галий пишет, что от терм Зевксиппа не осталось никаких следов.
Н.Н.Болгов, Ю.Н.Сбитнева, О.В.Ляховская. «Бани Зевксиппа в Констанинополе: Античный комплекс в сердце христианской столицы», научные ведомости, стр.28:
Бани построил, страдающий подагрой, император Септимий Север в 193-211 годах.
Бани Зевксиппа были построены на агоре (рыночной площади). Это было самое посещаемое место в Городе, где проводились общегородские собрания. Рядом был Ипподром. Термы располагались за кафизмой – императорской ложей.
С другой стороны они примыкали к стене императорского дворца.
Септимий хотел, чтобы термы назвали его именем, но жители Города назвали их банями Зевксиппа, что в переводе с греческого Ζεύξιππος значит «запрягающий лошадей».
Версий названия терм Зевксиппа существует множество. По одной из них причиной названия была стоящая рядом с банями конная статуя бога Зевса. Также Зевксипп был фракийским богом Солнца.
Нельзя исключить и имя мегарского царя Зевксиппа. Тем более что агора носила имя этого царя.
Все римские бани были устроены следующим образом:
Большинство из терм содержало аподитерию — комнату прямо внутри входа, где купальня хранила свою одежду.
Вот как описывает аподитерию Фаган, Гаррет Г. (2002). Публичное купание в Римском мире. Издательство Мичиганского университета (цитата):
Большинство из терм содержало аподитерию — комнату прямо внутри входа, где купальня хранила свою одежду.
За аподитерией следовал фригидарий (холодная комната). В ней стоял бак холодной воды. В больших термах в фригидарии бал оборудован большой бассейн с холодной водой. Обычно это было квадратное помещение, самое большое в бане. Отопления в нем не было. Здесь стояли мраморные кресла и сидящих в нем посетителей обливали холодной водой.
За фригидарием шел тепидарий (теплая комната) и последней была горячая комната - кальдариум.
В кальдариуме был теплый пол, который грелся мангалом, под полом находились баки с холодной водой для охлаждения. Это была парная или сауна.
После принятия серии потовых или погружных ванн, человек возвращался в прохладный тепидарий. Здесь ему делали массаж и скребли металлическими инструментами.
Была также сухая комната, в которой отдыхали и потели.
В бани входили через аподитерий (раздевалку). В большом зале купались, занимались гимнастикой. Размер оплаты зависел от времени, проведенного в бане и от того, чес занимался посетитель.
Помещения для купания для мужчин и женщин были разные. Иногда женщины и мужчины мылись в одних и тех же помещениях, но в разное время в течение дня.
Иногда в банях проводились общественные акции граждан Города.
Здесь было много развлечений.
Сюда привозили монахов и служителей церкви.
Таким образом, бани были центром частной и общественной жизни. Стоит подчеркнуть – не всегда благочестивой.
Леонтий пишет, что термы Зевксиппа примыкали к Ипподрому, но выход на Ипподром из бань отсутствовал.
Вот его слова (цитата):
Бани Зевксиппа с одной стороны примыкали к стене дворца. Это было причиной того, что они часто были закрыты.
Как уже отмечалось, термы Зевксиппа находились в центре Города. Рядом были Августион, церкви Святой Ирины и Святой Софии и другие священные объекты. Во время работы бань вход в церкви закрывали.
Из схемы видно, что бани размещены внутри Большого дворца. Это определило место для раскопок. Раскопки показали, что бани в плане были многоугольником. Возможно, они были изолированы от Дворца, хотя Зонара утверждает, что они соединялись с Дворцом.
В 532 году в Константинополе вспыхнуло восстание Ника. Была разрушена большая часть города. Город горел.
Погибли тысячи людей.
Юстиниану после бунта пришлось восстанавливать весь акрополь. В том числе и заново строить бани Зевксиппа. Но новые бани не были такими же великолепными. Многие произведения античного искусства были уничтожены.
Внешний облик Константинополя тоже изменился.
Войны и политические потрясения в империи изменили к VIII веку отношение к банным традициям.
Изменилось отношение византийцев к банной процедуре и чистоте.
Бани использовались по назначению последний раз в 713 году.
Позже в них расположились казенные мастерские по выделке шелка.
Технология выделки шелка была украдена христианскими монахами в Китае в VI веке. Производство шелка в Византии стало государственной монополией. Одежду из шелка дарили иностранным государям. Интересный факт. Штамп Зевксиппа стоит на погребальном саване Карла Великого.
В оставшейся части комплекса зданий бань оборудовали тюрьму под названием «Нумера».
В этой тюрьме сидели даже афонские монахи. Патриарх Николай жаловался в 1111 году, что они приезжали в Город по делам и тут же отправлялись в кабаки, где напивались и устраивали драки. В «Нумерах» пересидело много знаменитых узников.
Но до нас дошли только те описания этой тюрьмы, которые оставил историк, богослов и поэт Михаил Глика. Глика посадили в «Нумера» в 1156 году. Он уверяет, что и сам не знает за что.
В письме в стихах Глика просил императора помиловать его: (цитата)
Императору вручили это послание. Реакция его была неожиданная. Глика был ослеплен.
Во время раскопок 1928 г. в Зевксиппе нашли несколько скелетов
Многие общественные здания стали использовать в фортификационных целях.
К XVI веку Зевскипп исчез без следа.
Сейчас в Стамбуле есть турецкие бани - "хамам". Построены они по распоряжению Сулеймана Великолепного и названы в честь его жены Роксоланы Хасеки Хюррем Султан Хамами. Бани существуют с 1556 года и функционируют по сей день.
Сейчас на этом месте расположен парк. Хасеки Хамами реконструировали и они действует и поныне.
Кодинос утверждает, что Зевксипп располагался вдоль дворцовой стены.
Между банями и ипподромом находится дом, где сохранилась эпиграмма Леонтия: (цитата):
То, что бани Зевксипп располагались вдоль дворцовой стены подтверждает эпиграмма из Антологии, предположительно того же Леонтия "К маленькой Бани у Зевксиппа":Μὴ νεμέσα Ζεύξιππε, παραντέλλοντι λοετρῷ, καὶ μεγάλην παρ᾽ ἅμαξαν ἐρωτύλος ἡδὺ φαείνει, κτ.
В V веке в Константинополе было 5 публичных бань и 153 частных.
Но самой популярной была баня Зевксиппа. Ее посещали даже владельцы частных бань. Посетителями этой бани были жители Константинополя, относившиеся к разным слоям населения. Мылись здесь и представители духовенства и монахи.
Патриарх старался запретить посещения терм Зевксиппа Монахам и священнослужителям. Он утверждал, что термы были местом "нечестивого поведения".