Предыдущие главы биографии:
Работы по числовой структуре были, по мнению Кадзуо Накамуры, его самой важной работой, кульминацией его карьеры. Они включают в себя скрупулезный расчет и выписывание на бумаге и холсте числовых последовательностей в виде различных сетчатых узоров. Именно способность чисел и последовательностей описывать универсальные закономерности в природе - такие как скорость роста популяции кроликов, расположение чешуек на сосновой шишке или лепестков на полевой маргаритке - привлекла к ним Накамуру, и в работах о структуре чисел он рисовал / выписывал множество из них, включая числа Фибоначчи, треугольник Паскаля, каталонские числа и фракталы. К сожалению, эти работы разочаровали многих коллекционеров, которые ассоциировали Накамуру с картинами, созданными им совместно с Painters Eleven. Тем не менее, он считал, что закономерности и темы, которые он исследовал в серии "Структура чисел", лежали в основе всех его ранних работ.
На десять лет после ретроспективы Маклафлина Накамура отошел от мира искусства, чтобы сосредоточиться на числовых картинах. Он выставил эти работы на крупной выставке в галерее Мура в Гамильтоне в 1984 году. А затем, как признал арт-дилер Кристофер Каттс, Накамура почти полностью перестал выставлять новые работы. Его критиковали за то, что он стал чем-то вроде отшельника, на что он ответил: “На самом деле я не отшельник, просто у меня нет для вас никакой светской беседы”.
К середине 1980-х годов Накамура, наконец, начал переводить некоторые числовые ряды или узоры, которые он записывал на пачках бумаги в квадратном формате. Как он заявил в интервью 1993 года, “меня всегда интересовали внутренние структуры, закон порядка, который лежит во всем.... Но сейчас я занимаюсь своей самой важной работой”. Иногда он создавал репрезентативную картину, обычно пейзаж - "Размышления" (1983) и "Без названия" (1986) являются примерами. Они всегда хорошо продавались. Они также были напоминанием о визуальных проявлениях, порождаемых числовыми паттернами. Как он выразился: “Для абстрактной работы требуется энергия. Время от времени я рисую пейзажи, чтобы сделать то, что сверху”.
В 1986 году Накамура вернулся в Ташме впервые после войны. Они с Лилиан посетили Ванкувер и выставку Expo 86, затем поехали с братом Лилиан в Хоуп, чтобы посетить “старый лагерь”, как Лилиан назвала его в письме художнику Брайану Грисону. Нет никаких записей о реакции Накамуры на этот визит, хотя он нарисовал эскиз лагеря вокруг этого места после, либо во время визита, либо незадолго до пятидесятой годовщины воссоединения, состоявшегося в Торонто в 1992 году.
Поскольку Накамура посещал меньше мероприятий, а его арт-дилер Джерролд Моррис не проявлял энтузиазма по поводу работ со структурой чисел, художник мог исчезнуть из поля зрения. Однако в 1987 году Накамура познакомился с Кристофером Каттсом, который проявил живой интерес к серии чисел. Каттс провел много времени в гостях у Накамуры, который явно оценил проявленный интерес и объяснил ему числовой ряд. Результатом стал один из лучших и более доступных текстов, описывающих различные последовательности и их обоснование в работе Накамуры. Каттс стал новым дилером Накамуры и гарантировал, что он останется в поле зрения общественности.
В последующие годы Накамура продолжал работать над цифрами, болея за свою любимую бейсбольную команду "Торонто Блю Джейс". Он продал два рисунка - "Вертикальные линии" 1953 года и "Вечер № 2" 1964 года - Британскому музею в 1993 году и был назван почетным членом Колледжа искусств и дизайна Онтарио (ныне Университет OCAD). Однако где-то в конце 1990-х у Накамуры начали проявляться симптомы бокового амиотрофического склероза (БАС), или болезни Лу Герига, и в конце концов он больше не мог рисовать. Его здоровье быстро ухудшилось в то время, когда его работа вновь приобрела известность на национальном уровне, и он умер 9 апреля 2002 года в возрасте семидесяти пяти лет.
Однако Накамура прожил достаточно долго, чтобы увидеть еще две важные выставки своих работ. В 2001 году галерея Гендай Японско-Канадского культурного центра провела выставку работ Ташме, которые редко демонстрировались. В том же году Галерея Роберта Маклафлина организовала масштабную ретроспективу, которая объехала всю страну с остановками на острове Принца Эдуарда и в Саскачеване. Накамура также знал, что Художественная галерея Онтарио (AGO) в Торонто планирует крупную выставку его работ. А в 2004 году AGO почтил его ретроспективной выставкой "Кадзуо Накамура: человеческое измерение". Эти три выставки стали достойной данью жизни одного из величайших светил современного искусства.