Кадзуо Накамура (1926-2002) создал одно из самых разнообразных и неизменно оригинальных произведений своего поколения. Родившийся в Ванкувере, интернированный как “вражеский интервент” во время Второй мировой войны и переселенный в Онтарио, он создавал картины и скульптуры на протяжении карьеры, которая длилась более сорока лет. Вдохновленный своими коллегами по группе Painters Eleven, он постоянно метался между фигурацией и абстракцией, экспериментируя с различными стилями и техниками, стремясь раскрыть универсальные законы природы, обнаруживаемые в науке и математике. За свою жизнь Накамура достиг уровня успеха, который был практически беспрецедентным для любого японско-канадского художника. Сегодня он открыл двери для нового поколения художников.
Кадзуо Накамура родился 13 октября 1926 года. Он был японским канадцем во втором поколении (нисей). Его отец, Тоити Накамура, переехал в Канаду из Хиросимы в феврале 1911 года в возрасте пятнадцати лет, сопровождая своего собственного отца, который совершал эту поездку по крайней мере пару раз до этого. Хотя старший Накамура вернулся в Японию через несколько лет, Тоичи поселился в Ванкувере, в районе, известном как Джапантаун или Маленький Токио, который в то время был в значительной степени самодостаточным сообществом, где проживало много иммигрантов из Японии.
Как и многие его соотечественники, отец Кадзуо искал лучшей жизни в Северной Америке. Быстрая урбанизация в Японии в конце 1800-х годов усугубила там экономические проблемы. Однако многие канадцы рассматривали приток азиатских иммигрантов в Канаду, и особенно в Британскую Колумбию, как экономическую и социальную угрозу. К сентябрю 1907 года антииммиграционные и расистские настроения белых по отношению к азиатам достигли апогея, и в Китайском и японском кварталах Ванкувера вспыхнули беспорядки. Впоследствии несколько правительственных соглашений ограничили число японских иммигрантов, которым было разрешено въезжать в Канаду в период с 1908 по 1928 год.
Тоичи Накамура работал на разных работах, пока они с братом не открыли ресторан в Японском квартале. В 1923 году он вернулся в Хиросиму, чтобы жениться на Есие Уемото; в том же году он вернулся в Ванкувер со своей невестой. В 1925 году родился первый из пятерых детей (три сына и две дочери); Кадзуо был вторым ребенком. Депрессия вынудила семью закрыть ресторан в 1935 году, и они переехали из Маленького Токио, направившись на юг, к 23-й улице и Мэйн-стрит. Там они открыли химчистку и мастерскую по пошиву одежды, живя в тесных помещениях позади нее, и быстро интегрировались в относительно разнообразное сообщество.
В юности Кадзуо Накамура, по-видимому, наслаждался жизнью в городе. На его ранних картинах изображены такие достопримечательности, как универмаг со скидками Army & Navy на Ист-Гастингс-стрит, который появляется в фильме "Первые заморозки" 1941 года, а также мост Кэмби-стрит и виды на Мэйн-стрит.
Свое первое художественное образование Накамура получил после окончания начальной школы в 1939 году. В Ванкуверской средней технической школе он поступил на программу прикладного искусства, где изучал черчение, механический рисунок и дизайн. Известный современный художник Джок Макдональд (1897-1960) преподавал в школе, и считается, что Макдональд преподавал дизайн Накамуре и по крайней мере раз в неделю обучал его рисунку и работе с цветом в 1940 и начале 1941 года, а возможно, и в 1942 году. Молодой художник также просматривал книги по искусству своего дяди Шусаку Накамуры, который был художником-любителем. Особый интерес для Кадзуо представляли репродукции картин французских импрессионистов, а также работы, иллюстрированные в японских художественных журналах, на которые подписывался его дядя. Накамура приобретал свои художественные принадлежности по каталогам Simpson's и Eaton, которые заказывал по почте.
Ранние работы Накамуры изображают свой предмет буднично, размеренно, редко демонстрируя какие-либо изыски, которые можно было бы принять за самовыражение. Это может быть связано с тем, что Накамура учился ремеслу или из-за его нетрадиционной подготовки для художника. Тем не менее, это отстраненное качество прослеживается во многих его последующих работах. Люди редко появляются в его творчестве. Лишь в нескольких ранних примерах мы находим фигуры, и они кажутся случайными по отношению к сцене.
Накамура часто утверждал, что был художником-самоучкой, возможно, потому, что его формальное образование было связано с черчением и дизайном. Городские достопримечательности, которые фигурируют среди его первых работ, вероятно, обеспечили Накамуре условия, необходимые для практики линейной перспективы. Он рассказал, что его младший брат Юкио изучал эту технику на уроках рисования в средней школе Джона Оливера и научил его основам использования линий сетки и сходящихся в точке схода линий для создания глубины на плоской поверхности. В конце концов Накамура воплотил эти уроки в своих пейзажных картинах, которые он начал создавать в подростковом возрасте и продолжал до конца своей карьеры. Например, он использует ряды клубники на "Земляничной ферме", около 1941 года, в качестве параллельных линий (ортогональных), которые создают перспективу. Сетка (или сеточка) чертежника и линейная перспектива, вероятно, пробудили в нем интерес к геометрии как инструменту представления и понимания природы.
Трудно определить, когда и как Накамура впервые увлекся науками, которые играли такую ключевую роль на протяжении всей его жизни. Некоторые предполагают, что Джок Макдональд, возможно, вдохновил Накамуру, поскольку Макдональд был заинтересован в изучении науки, чтобы понять основополагающие принципы природы. Однако Накамура, по-видимому, не разделял интереса к духовному измерению, лежащему в основе "Эфирной формы" Макдональда, 1936 года и других работ. Возможно, Накамура предпочел прикладное искусство образованию в области изобразительных искусств, потому что видел в нем идеальный компромисс между искусством и наукой. По этому поводу Накамура отметил в интервью 1993 года: “Из-за войны и того, что я был интернирован, я потерял время и решил не становиться профессиональным ученым, а заняться искусством”.