Найти тему
Функция Архитектура

Кадзуо Накамура. Биография III | Первый успех.

Репатриация - спуск по лестнице к автобусу лесозаготовительных работ [Лагерь Ташме], 31 мая 1946 года, неизвестный фотограф, Коллекция японско-канадских исследований, Архив Университета Британской Колумбии, Ванкувер. Считается, что на этой фотографии запечатлен момент, когда канадцы японского происхождения начали свои путешествия в восточные провинции Канады или в Японию во время их принудительного расселения, предпринятого федеральным правительством.
Репатриация - спуск по лестнице к автобусу лесозаготовительных работ [Лагерь Ташме], 31 мая 1946 года, неизвестный фотограф, Коллекция японско-канадских исследований, Архив Университета Британской Колумбии, Ванкувер. Считается, что на этой фотографии запечатлен момент, когда канадцы японского происхождения начали свои путешествия в восточные провинции Канады или в Японию во время их принудительного расселения, предпринятого федеральным правительством.

Предыдущие главы биографии:

Во второй половине 1943 года и в начале 1944 года в кабинете короля появились растущие настроения в пользу интернированных канадских японцев, подпитываемые правовой защитой прав американцев японского происхождения к югу от границы и изменением общественного мнения в Канаде. Несмотря на это, в Британской Колумбии продолжались сильные антияпонские настроения. 4 августа 1944 года федеральное правительство и правительства провинций достигли компромисса, и вскоре всерьез начался процесс освобождения канадцев японского происхождения из лагерей. Канадское правительство предоставило интернированным два варианта: быть депортированными в Японию по окончании войны или переселиться к востоку от Скалистых гор. Возвращение в дома, которые они оставили в Британской Колумбии, среди вариантов не было. Вместо этого многие семьи были насильственно отправлены в Японию, где они обнаружили страну, уничтоженную войной. Однако возвращение в Японию никогда не рассматривалось Накамура, поскольку они были канадцами.

Кадзуо Накамура, "Гамильтон", 28 декабря 1944 года, бумага, акварель, 30 х 22 см, Канадский военный музей, Оттава.
Кадзуо Накамура, "Гамильтон", 28 декабря 1944 года, бумага, акварель, 30 х 22 см, Канадский военный музей, Оттава.

Небольшая группа канадцев японского происхождения начала покидать лагеря еще в 1942 году, чтобы пополнить канадскую рабочую силу, поддерживающую военные действия. Старший брат Кадзуо Накамуры, Микио, уехал из Ташме весной 1944 года в Торонто, где он обосновался и нашел работу. Кадзуо и его отец намеревались присоединиться там к Микио, а остальные члены семьи последовали за ними, когда мужчины нашли жилье и заработали немного денег. Соответственно, Кадзуо покинул Ташме вместе со своим отцом 25 ноября 1944 года. Но они обнаружили, что Торонто выполнил установленную правительством квоту на канадцев японского происхождения. Вместо этого они поселились в соседнем Гамильтоне, и остальные члены семьи присоединились к ним в марте 1945 года.

Всего четыре месяца спустя, 6 августа 1945 года, Соединенные Штаты сбросили атомную бомбу на Хиросиму, сравняв город с землей, сразу убив около 75 000 человек и ранив еще 70 000. Излучение от бомбы со временем привело бы к дальнейшим смертям от рака. Среди погибших при взрыве бомбы были некоторые родственники Накамуры. 9 августа на Нагасаки была сброшена вторая бомба, в результате чего погибло еще 40 000 человек и 25 000 получили ранения. 10 августа император Японии увидел, что у него нет другого выбора, кроме как сдаться союзникам. Он сделал официальное заявление 15 августа. В интервью в конце своей карьеры Накамуру спросили, как на него повлиял взрыв. Он ответил: “Хорошо, что это заставило японцев капитулировать”. Он не говорил публично об этом времени, но статья из "Торонто Стар" от 6 августа 1995 года, посвященная пятидесятой годовщине бомбардировки Хиросимы, была найдена среди его бумаг после его смерти.

Поселившись в Гамильтоне, девятнадцатилетний Накамура нашел работу полуквалифицированного рабочего на фабрике коробочных изделий Kraft Containers Ltd. Он продолжал рисовать в свободное время, создавая такие работы, как "Сумерки, Гамильтон", в 1945 году, и позже вспоминал, что первой книгой, которую он купил в Гамильтоне, был том о Винсенте ван Гоге (1853-1890). Он записался на вечерние занятия живописью в Гамильтонской технической школе, и примерно в это же время он решил сделать карьеру в коммерческом искусстве. С этой целью в августе 1947 года он переехал в Торонто и в течение года работал в цехе по производству листового металла. Но вскоре, как выразился Накамура, “я решил, что есть более простые способы зарабатывать на жизнь”.

Накамура начал свое формальное художественное образование в Торонто в 1948 году, поступив студентом на художественное отделение Центральной технической школы (CTS). Профессионально-техническое училище пользовалось хорошей репутацией благодаря своим отличным образовательным программам для взрослых и художественному отделению, которое окончили четыре члена "Группы из семи". Среди его преподавателей в то время, когда Накамура присоединился к нему, была Дорис Маккарти (1910-2010), которая была его преподавателем пейзажной живописи. Когда Накамуру спросили, чему он научился в CTS, он рассказал историку искусства Джоан Мюррей: “Что касается школы, то это пример обучения рисованию. Я думаю, это было главное... рисовать с натюрморта или с натурного этюда”.

Он также признал, что директор художественного отдела Питер Хауорт (1889-1986) произвел на него впечатление. Учитывая страсть Хауорта к Баухаузу и его сочетанию ремесел и изобразительного искусства, он, возможно, поделился с Накамурой некоторыми из его ведущих принципов и идей. Английский перевод "Нового видения" мастера Баухауза Ласло Мохоли-Наги (1895-1946) был опубликован только в 1947 году, за ним последовала новая работа "Видение в движении", которая развила идеи первой книги. Акцент Мохоли-Наги на важности современных технологий, необходимости гармоничного взаимодействия искусства и науки, а также его рассуждения о творчестве Поля Сезанна и Пита Мондриана (1872-1944) привлекли внимание Накамуры.

Также интерес представляли работы британских художников Бена Николсона (1894-1982), Мэтью Смита (1879-1959) и Пола Нэша (1889-1946). Значительное число преподавателей CTS были британцами или получили образование в рамках британских традиций. Кроме того, крупные канадские художественные галереи 1940-х и 1950-х годов собирали произведения британских художников, и, таким образом, это искусство часто выставлялось и о нем писали. Со своей стороны, Накамура оценил Николсона за его мастерство в дизайне, Смита - за цвет, а Нэша - за его мастерство рисования.

Собственные работы Накамуры этого периода продолжались в духе городских пейзажей, которые он писал в Ванкувере и по памяти в Ташме. Многие из них были написаны ночью, например "Вечерняя тень" 1949 года. Его цвета были более разнообразными и немного богаче, вероятно, отражая его способность покупать больше красок, чем он мог себе позволить в Ташме. Работы содержат многочисленные пейзажи, изображающие открытые пространства к северу от Торонто, как это можно увидеть в зимнем пейзаже "Зима, река Дон" 1949 года.

Кадзуо Накамура, "Зима, река Дон", 1949, графит и акварель, 38,1 х 56,8 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Кадзуо Накамура, "Зима, река Дон", 1949, графит и акварель, 38,1 х 56,8 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто.

В дополнение к формальному обучению Накамура посещал вечерние занятия у Альберта Франка (1899-1973), который рекламировал его как начинающего художника и пригласил присоединиться к легендарным собраниям художников, которые он и его жена Флоренс Вейл устраивали в своем доме на Джеррард-стрит-Виллидж. Именно на этих вечерах Накамура впервые познакомился с Оскаром Каэном (1916-1956), Гарольдом Тауном (1924-1990), Уолтером Ярвудом (1917-1996) и Рэем Мидом (1921-1998), будущими участниками Painters Eleven. Они, в свою очередь, приобщили его к художественной сцене Торонто.

Новые друзья вдохновили Накамуру начать экспериментировать со своим искусством. Некоторые из его городских видов и пейзажей стали приобретать более неземной, атмосферный вид, например, "Композиция 10-51" 1951 года, изображающая серию мостов и линий электропередачи в виде сети линий, проступающих сквозь туман или утреннюю дымку. В "Пейзаже" 1952 года, горизонтальный формат и концентрация форм и линий в нижней половине, как и в названии, являются единственными намеками на пейзаж как предмет этой работы. В обеих работах Накамура начинает серьезно играть с абстракцией.

Франк вместе с Р.Ф. Валкенбергом также организовали первую публичную выставку, на которой появились работы Накамуры. В 1950 году две картины Накамуры, "Полуденные тени" 1950 года, и "Красные табуретки" 1950 года, были показаны на первой выставке независимых художников в магазине Итона на Колледж-стрит наряду с работами Тауна и Каэна. Накамура снова выступил в "Неаффилированных художниках" в следующем году. Его работа "Пляжная статуя" была затем включена в выставку Канадского общества художников акварелью, и вскоре после этого он присоединился к этому обществу - возможность, вероятно, появилась благодаря Джоку Макдональду, который стал президентом общества в 1952 году. Также в 1951 году Накамура окончил Центральную техническую школу.

Кадзуо Накамура, "Пейзаж", 1952, бумага, акварель и тушь, 37,8 х 52,4 см, Галерея Роберта Маклафлина, Ошава.
Кадзуо Накамура, "Пейзаж", 1952, бумага, акварель и тушь, 37,8 х 52,4 см, Галерея Роберта Маклафлина, Ошава.

В 1952 году Накамура показал две новые работы: "Далекая долина" (1952) и "Топь" (1952) на выставке, организованной Канадским обществом графического искусства. Однако главным событием того года стала первая персональная выставка Накамуры, проходившая с 1 по 14 ноября в Picture Loan Society. Дуглас Дункан (1902-1968), основатель и директор общества, начал проявлять интерес к начинающим художникам художественной сцены Торонто в начале 1950-х годов и организовал первые персональные выставки Накамуры, Гарольда Тауна и Александры Люк (1901-1967). Выставка в Picture Loan Society стала впечатляющим достижением для художника, который только-только окончил школу. А всего год спустя в Харт-хаусе Университета Торонто состоялась вторая персональная выставка Накамуры, которая, возможно, была организована при поддержке Макдональда.

Кадзуо Накамура, "Отражения", 1952, бумага, графит и тушь, 38 х 55,9 см, Галерея Роберта Маклафлина, Ошава.
Кадзуо Накамура, "Отражения", 1952, бумага, графит и тушь, 38 х 55,9 см, Галерея Роберта Маклафлина, Ошава.

Таким образом, менее чем за десять лет Накамура прошел путь от “вражеского интервента” до знаменитого начинающего художника. Поддержка Франка, а также Макдональда и завязавшаяся дружба открыли молодому художнику многие двери. И он прибыл в Торонто, когда поколение художников разрушало барьеры в искусстве. Тогда как раз стали появляться подробности о жестоком обращении и нарушениях прав человека, которым подверглись канадцы японского происхождения во время Второй мировой войны. Социальные и политические изменения открывали новые возможности, и послевоенная художественная сцена Торонто взрастила талант Накамуры и многих молодых художников и архитекторов, включая Стэна Шикатани (р.1928), Айко Судзуки (1937-2005), Такао Танабе (р.1926) и Рэймонда Морияму (р.1929).