Тема обучения во сне, или гипнопедии, привлекает внимание исследователей на протяжении многих лет. Основная идея заключается в том, что человек может учиться и запоминать информацию во время сна, например, прослушивая аудиозаписи.
Подобная концепция часто встречается в поп-культуре, как, например, в романе Хьюго Гернсбека «Ральф 124С 41+» и в старом советском фильме «Большая перемена».
Тем не менее, научные исследования в этой области дают противоречивые результаты.
- С одной стороны, есть данные, подтверждающие, что в определенном смысле обучение во сне возможно: некоторые исследования показали, что воспроизведение определённых звуков или запахов, связанных с обучением до сна, может усиливать воспоминания, связанные с этими стимулами.
- С другой стороны, исследования подчёркивают ограниченность этого метода. Хотя во время сна мозг продолжает обрабатывать информацию, уровень сознательного восприятия и способность к активному обучению существенно снижены. Сон важен для консолидации воспоминаний и обработки информации, полученной в состоянии бодрствования, но активное усвоение новых знаний во сне, кажется, пока за пределами возможностей человека.
Кто вообще решил, что люди могут учиться во сне?
Дело в том, что во время сна мозг по-прежнему способен обрабатывать внешние сигналы, и это может влиять на процессы памяти; этот факт является ключевым в понимании потенциальных возможностей обучения во сне.
Действительно, мозг не полностью «отключается» во время сна и продолжает регистрировать определенные виды поступающих извне сигналов, что подтверждается множеством исследований.
Есть два типа памяти: имплицитная и эксплицитная.
- Имплицитная включает в себя такие вещи, как моторика и привычки, которые формируются бессознательно.
- Эксплицитная относится к воспоминаниям, которые мы формируем и извлекаем сознательно, то есть к событиям реальной жизни.
Что касается сна, разные его фазы (REM и NREM) играют различные роли в процессах запоминания:
- REM-фаза (Фаза быстрого сна). Часто ассоциируется с мечтами и грезами, сновидениями; может играть роль в обработке эмоциональных воспоминаний и в консолидации имплицитной памяти.
- NREM-фаза (Фаза медленного сна), во время которой происходит консолидация эксплицитной (декларативной) памяти. Эта фаза особенно важна для таких процессов, как обучение и обработка информации.
Как провели метаанализ
Группа исследователей провела метаанализ, включив в обзор 51 исследование с участием живых людей, начиная с самых ранних исследований по данной теме; несмотря на то, что проводились также опыты с животными, связанные со сном и обучением во время сна (они, к слову, показали некоторые положительные результаты!) эти исследования не были включены в метаанализ.
Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на запоминании словесной информации. Такие эксперименты включали изучение содержания учебных материалов (по аналогии с фильмом «Большая перемена») или обучение иностранным языкам:
- Расширение словарного запаса, включая новые слова и термины;
- Освоение грамматических правил, правил лексики и синтаксиса;
- Восприятие, анализ и обработка звуковой речи.
Ключевым вопросом для исследователей было то, могут ли знания, предположительно, усвоенные во время сна, переноситься в состояние бодрствования и использоваться в реальной жизни.
Неоднозначные результаты
Некоторые рассмотренные в обзоре исследования указывают на способность мозга спящего человека обрабатывать нервные импульсы и формировать воспоминания.
Однако вопрос о том, можно ли использовать эти воспоминания в бодрствующем состоянии, остаётся открытым.
- Первое исследование в этой области было проведено в 1952 году; в отчете утверждалось, что участники эксперимента могли вспоминать песни, звучавшие во время сна. Однако в исследовании не использовалось электроэнцефалографическое (ЭЭГ) подтверждение сна, что ставит под сомнение его точность.
- Два других показали противоречивые результаты. Одно указывало на то, что вербальная информация, воспроизводимая во время сна, может быть лучше усвоена; другое, напротив, не выявило преимуществ в изучении информации во время фазы медленного сна.
- Ещё два эксперимента продемонстрировали, что уровень усвоения информации во сне был чуть выше случайного, несмотря на то, что эксперимент длился пять ночей. Вдобавок в ходе экспериментов использовался гипноз для индукции сна, что могло сказаться на результатах.
- Ещё два эксперимента сосредоточились на изучении активности мозга во ходе запоминания во сне пар ответов и вопросов, простых терминов. Оба продемонстрировали, что информацию подопытные могли вспомнить лишь в состоянии альфа-активности, то есть не сна, а расслабленного бодрствования, что подтверждалось медицинскими параметрическими данными.
Все эти исследования были направлены на изучение эксплицитной памяти, то есть осознанно формируемых и извлекаемых воспоминаний.
Однако существуют также исследования, посвящённые извлечению вербальной информации, полученной во сне, в бессознательном состоянии.
- Одно из них исследовало процессы запоминания пар слов, представляющих общее понятие и его более узкий, конкретный пример, например — «дерево» и «дуб». В эксперименте подопытным давали прослушать пары терминов либо во время бодрствования, либо во сне. Затем результаты обеих групп сравнивались. Группа, изучавшая слова во сне, не показала результатов.
- В другом исследовании участникам во сне воспроизводили неизвестные слова — после пробуждения участники не воспринимали и не узнавали термины. Однако, ЭЭГ-исследование показало, что их мозг реагировал на эти термины как на известные, а не новые слова! Запоминание, таким образом, происходило, но практический смысл от владения знаниями, которыми человек не мог воспользоваться, оставалось под вопросом.
- Новое исследование выявило, что человек может непроизвольно запоминать слова во время медленной фазы, но не наоборот. Участникам демонстрировали картинку и давали прослушать соответствующий аудиоряд, например изображение пса и звуки лая. Потом, во время сна, им воспроизводили этот звук и соответствующее слово на японском языке, которого никто из подопытных не знал. После выхода из состояния сна участники проходили тест, где им воспроизводили японское слово и демонстрировали пару картинок на выбор. Слова, услышанные в ходе медленного сна, узнавались как знакомые, в то время как слова из фазы быстрого сна — нет.
В общем, вопрос о том, может ли человек учиться, пока спит, остаётся открытым. Если под «учиться» понимать неосознанное запоминание с последующим сознательным её извлечением, то ответ скорее отрицательный — то есть выучить язык во сне, не прилагая усилий, не выйдет. А вот запомнить слова во сне можно — жаль только, что воспользоваться ими наяву не получится.
Что ещё нам известно об обучении в медленной фазе сна?
Сравнительно свежее исследование учёных из Медшколы Гарварда и MIT в Чикаго открыло интересные перспективы на пути к пониманию связи между креативностью и сном. Используя таргетированную инкубацию сновидений, учёные, по всей вероятности, могут оказывать влияние на творческое мышление человека.
В эксперименте использовалось устройство Dormio, которое позволяло отслеживать начало нужной фазы, а затем подопытных будили, чтобы записать их рассказы о сновидениях. Прибор также применяли для провоцирования определённых тем посредством звуковых сигналов, в данном случае пытались индуцировать сон о дереве.
49 подопытных разделили на две группы: одной пытались спровоцировать сны на заданную тему, а другая служила контрольной. После подопытные пересказывали сны, которые подвергались тщательному анализу. Затем участники выполняли творческие работы, включающие использование слова «дерево» в разных контекстах и подбор глаголов к различным существительным, связанным с темой дерева.
Результаты показали, что участники эксперимента превзошли контрольную группу по креативности, выдав больше оригинальных и разнообразных идей. Была обнаружена положительная корреляция между частотой упоминания ключевого слова в отчётах о снах и креативностью, так что сны, сфокусированные на конкретной теме, смогли повысить креативность человека.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: