Найти тему

Так можно ли учиться новому во сне или нет?! Спросили у ученых

Оглавление

Тема обучения во сне, или гипнопедии, привлекает внимание исследователей на протяжении многих лет. Основная идея заключается в том, что человек может учиться и запоминать информацию во время сна, например, прослушивая аудиозаписи.

Подобная концепция часто встречается в поп-культуре, как, например, в романе Хьюго Гернсбека «Ральф 124С 41+» и в старом советском фильме «Большая перемена».

Тем не менее, научные исследования в этой области дают противоречивые результаты.

  1. С одной стороны, есть данные, подтверждающие, что в определенном смысле обучение во сне возможно: некоторые исследования показали, что воспроизведение определённых звуков или запахов, связанных с обучением до сна, может усиливать воспоминания, связанные с этими стимулами.
  2. С другой стороны, исследования подчёркивают ограниченность этого метода. Хотя во время сна мозг продолжает обрабатывать информацию, уровень сознательного восприятия и способность к активному обучению существенно снижены. Сон важен для консолидации воспоминаний и обработки информации, полученной в состоянии бодрствования, но активное усвоение новых знаний во сне, кажется, пока за пределами возможностей человека.

Кто вообще решил, что люди могут учиться во сне?

Дело в том, что во время сна мозг по-прежнему способен обрабатывать внешние сигналы, и это может влиять на процессы памяти; этот факт является ключевым в понимании потенциальных возможностей обучения во сне.

Действительно, мозг не полностью «отключается» во время сна и продолжает регистрировать определенные виды поступающих извне сигналов, что подтверждается множеством исследований.

Есть два типа памяти: имплицитная и эксплицитная.

  • Имплицитная включает в себя такие вещи, как моторика и привычки, которые формируются бессознательно.
  • Эксплицитная относится к воспоминаниям, которые мы формируем и извлекаем сознательно, то есть к событиям реальной жизни.

Что касается сна, разные его фазы (REM и NREM) играют различные роли в процессах запоминания:

  • REM-фаза (Фаза быстрого сна). Часто ассоциируется с мечтами и грезами, сновидениями; может играть роль в обработке эмоциональных воспоминаний и в консолидации имплицитной памяти.
  • NREM-фаза (Фаза медленного сна), во время которой происходит консолидация эксплицитной (декларативной) памяти. Эта фаза особенно важна для таких процессов, как обучение и обработка информации.

Как провели метаанализ

Группа исследователей провела метаанализ, включив в обзор 51 исследование с участием живых людей, начиная с самых ранних исследований по данной теме; несмотря на то, что проводились также опыты с животными, связанные со сном и обучением во время сна (они, к слову, показали некоторые положительные результаты!) эти исследования не были включены в метаанализ.

Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на запоминании словесной информации. Такие эксперименты включали изучение содержания учебных материалов (по аналогии с фильмом «Большая перемена») или обучение иностранным языкам:

  • Расширение словарного запаса, включая новые слова и термины;
  • Освоение грамматических правил, правил лексики и синтаксиса;
  • Восприятие, анализ и обработка звуковой речи.

Ключевым вопросом для исследователей было то, могут ли знания, предположительно, усвоенные во время сна, переноситься в состояние бодрствования и использоваться в реальной жизни.

Неоднозначные результаты

Некоторые рассмотренные в обзоре исследования указывают на способность мозга спящего человека обрабатывать нервные импульсы и формировать воспоминания.

Однако вопрос о том, можно ли использовать эти воспоминания в бодрствующем состоянии, остаётся открытым.

  • Первое исследование в этой области было проведено в 1952 году; в отчете утверждалось, что участники эксперимента могли вспоминать песни, звучавшие во время сна. Однако в исследовании не использовалось электроэнцефалографическое (ЭЭГ) подтверждение сна, что ставит под сомнение его точность.
  • Два других показали противоречивые результаты. Одно указывало на то, что вербальная информация, воспроизводимая во время сна, может быть лучше усвоена; другое, напротив, не выявило преимуществ в изучении информации во время фазы медленного сна.
  • Ещё два эксперимента продемонстрировали, что уровень усвоения информации во сне был чуть выше случайного, несмотря на то, что эксперимент длился пять ночей. Вдобавок в ходе экспериментов использовался гипноз для индукции сна, что могло сказаться на результатах.
  • Ещё два эксперимента сосредоточились на изучении активности мозга во ходе запоминания во сне пар ответов и вопросов, простых терминов. Оба продемонстрировали, что информацию подопытные могли вспомнить лишь в состоянии альфа-активности, то есть не сна, а расслабленного бодрствования, что подтверждалось медицинскими параметрическими данными.

Все эти исследования были направлены на изучение эксплицитной памяти, то есть осознанно формируемых и извлекаемых воспоминаний.

Однако существуют также исследования, посвящённые извлечению вербальной информации, полученной во сне, в бессознательном состоянии.

  1. Одно из них исследовало процессы запоминания пар слов, представляющих общее понятие и его более узкий, конкретный пример, например — «дерево» и «дуб». В эксперименте подопытным давали прослушать пары терминов либо во время бодрствования, либо во сне. Затем результаты обеих групп сравнивались. Группа, изучавшая слова во сне, не показала результатов.
  2. В другом исследовании участникам во сне воспроизводили неизвестные слова — после пробуждения участники не воспринимали и не узнавали термины. Однако, ЭЭГ-исследование показало, что их мозг реагировал на эти термины как на известные, а не новые слова! Запоминание, таким образом, происходило, но практический смысл от владения знаниями, которыми человек не мог воспользоваться, оставалось под вопросом.
  3. Новое исследование выявило, что человек может непроизвольно запоминать слова во время медленной фазы, но не наоборот. Участникам демонстрировали картинку и давали прослушать соответствующий аудиоряд, например изображение пса и звуки лая. Потом, во время сна, им воспроизводили этот звук и соответствующее слово на японском языке, которого никто из подопытных не знал. После выхода из состояния сна участники проходили тест, где им воспроизводили японское слово и демонстрировали пару картинок на выбор. Слова, услышанные в ходе медленного сна, узнавались как знакомые, в то время как слова из фазы быстрого сна — нет.

В общем, вопрос о том, может ли человек учиться, пока спит, остаётся открытым. Если под «учиться» понимать неосознанное запоминание с последующим сознательным её извлечением, то ответ скорее отрицательный — то есть выучить язык во сне, не прилагая усилий, не выйдет. А вот запомнить слова во сне можно — жаль только, что воспользоваться ими наяву не получится.

Что ещё нам известно об обучении в медленной фазе сна?

Сравнительно свежее исследование учёных из Медшколы Гарварда и MIT в Чикаго открыло интересные перспективы на пути к пониманию связи между креативностью и сном. Используя таргетированную инкубацию сновидений, учёные, по всей вероятности, могут оказывать влияние на творческое мышление человека.

В эксперименте использовалось устройство Dormio, которое позволяло отслеживать начало нужной фазы, а затем подопытных будили, чтобы записать их рассказы о сновидениях. Прибор также применяли для провоцирования определённых тем посредством звуковых сигналов, в данном случае пытались индуцировать сон о дереве.

49 подопытных разделили на две группы: одной пытались спровоцировать сны на заданную тему, а другая служила контрольной. После подопытные пересказывали сны, которые подвергались тщательному анализу. Затем участники выполняли творческие работы, включающие использование слова «дерево» в разных контекстах и подбор глаголов к различным существительным, связанным с темой дерева.

Результаты показали, что участники эксперимента превзошли контрольную группу по креативности, выдав больше оригинальных и разнообразных идей. Была обнаружена положительная корреляция между частотой упоминания ключевого слова в отчётах о снах и креативностью, так что сны, сфокусированные на конкретной теме, смогли повысить креативность человека.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Какие вещи в СССР были только у зажиточных граждан
Обучение за границей + РФ Smapse27 января 2024
Почему русское дворянство, якобы такое богатое, на деле было постоянно в долгах
Обучение за границей + РФ Smapse30 января 2024
3 диеты советского времени, с которыми наверняка худели ваши мамы и бабушки
Обучение за границей + РФ Smapse30 января 2024
Что может быть страшнее и страннее тайны перевала Дятлова? Вашему вниманию — Чивруайская трагедия
Обучение за границей + РФ Smapse25 января 2024