Задание 1.
Рассмотри рисунок, на котором изображена стоянка туристов. Котелок изготовлен из металла. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из резины. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Задание 2.
На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) Влажность воздуха в течение всех трёх суток будет колебаться в пределах от 60% до 70%.
2) Во вторник в течение суток ожидается дождь.
3) В среду будет преобладать восточный ветер.
4) В понедельник температура воздуха будет ниже 26 °C.
Пояснение.
Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.
1) Влажность воздуха в течение всех трёх суток будет колебаться в пределах от 60% до 70%.
Находим строку «Влажность воздуха» — смотрим значения во всех трёх колонках — значения колеблются от 58% до 78%.
Вывод: предложение неверное
2) Во вторник в течение суток ожидается дождь.
Находим строку «Облачность и атмосферные осадки» — переходим в вторую колонку «Вторник» — в течение всего дня символы «облако с дождём».
Вывод: предложение верное.
3) В среду будет преобладать восточный ветер.
Находим строку «Направление ветра» — переходим во третью колонку «Среда» — утром, днём и вечером направление ветра В (восточное)
Вывод: предложение верное.
4) В понедельник температура воздуха будет ниже 26 °C.
Находим строку «Температура воздуха» — переходим в первую колонку «Понедельник» — самая низкая температура 27 градусов.
Вывод: предложение неверное.
Ответ: 23.
Задание 3.
Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Рассмотрим внимательно карту и определим природные зоны, которые на ней отмечены.
Ответ: А — степь; Б — смешанные и широколиственные леса.
Задание 4.
Далее представлены фотографии хомяка, белки, дуба и ковыля. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Пояснение.
На первой фотографии изображен ковыль.
На второй фотографии изображен дуб.
На третьей — белка
На четвертой — хомяк.
Ответ: 4321.
Задание 5.
Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши плечо, мизинец руки и бедренную кость человека так, как показано на примере.
Пояснение.
При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов)
Задание 6.
Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Какие из этих растений и животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) в природной зоне А, а какие — в природной зоне Б? Запиши в таблицу номера фотографий с изображением этих растений и/или животных.
Пояснение.
А — 1 и 4. Ковыль и хомяк в естественной среде обитают в степи.
Б — 2 и 3. Дуб и белка обитают в смешанных и широколиственных лесах.
Ответ: А — 14, Б — 23.
Задание 7.
Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Пояснение.
Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.
А) Чтобы избежать несчастного случая на воде, 2) не купайся без взрослых, даже если умеешь плавать.
Б) Чтобы не обморозить руки, находясь на улице в сильный мороз, 3) надень варежки или перчатки.
Ответ: 23.
Задание 8.
Сравни условия произрастания травы на двух участках в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Освещённость травы на разных участках: одинаковая / различная
Подготовка почвы для посадки травы на двух участках: одинаковая / различная
Сорт травы на разных участках: одинаковый / различный
Задание 9.
Сделай вывод о том, как повлияло добавление песка на рост травы.
Пояснение.
При добавлении песка под слой почвы трава растёт лучше.
Задание 10.
Тамара Михайловна решила провести опыт с выращиванием газонной травы. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли, не заслонённых от солнца кустами или деревьями. На одном из участков Тамара Михайловна просто разрыхлила почву, а на другом сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала разрыхлённую почву. Затем она посеяла на каждом из участков одну и ту же газонную траву, равномерно рассыпав одинаковое количество семян, и стала наблюдать за ней. Оба участка она поливала одновременно. Через некоторое время оказалось, что на участке, где был добавлен песок, растёт более густая трава.
Пояснение.
Тамара Михайловна решила провести опыт с выращиванием газонной травы. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли, не заслонённых от солнца кустами или деревьями. На одном из участков Тамара Михайловна просто разрыхлила почву, а на другом сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала разрыхлённую почву. Затем она посеяла на каждом из участков одну и ту же газонную траву, равномерно рассыпав одинаковое количество семян, и стала наблюдать за ней. Оба участка она поливала одновременно. Через некоторое время оказалось, что на участке, где был добавлен песок, растёт более густая трава.
Ответ: сорт травы на разных участках одинаковый; подготовка почвы для посадки травы на разных участках различная; освещённость травы на разных участках одинаковая.
Правильный ответ: одинаковая различная одинаковый.
Задание 11.
Какой из этих знаков можно встретить в заповеднике/национальном парке?
Какое правило отражает этот знак?
Пояснение.
1. Знак: А.
2. Правило: Запрещается рвать цветы/растения.
Задание 12.
Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
Задание 13.
На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Пояснение.
Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны. Выберем одну из них.
Пример:
1. Б — стоматолог.
2. Лечение зубов и полости рта.
3. Люди этой профессии лечат заболевания зубов, избавляют от боли.
Задание 14.
Как ты думаешь, почему избранный Президент Российской Федерации в момент принятия присяги перед народом кладёт правую руку на Конституцию РФ? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Пояснение.
Традиция возлагать руки на что-либо ценное: священные книги или важнейшие документы имеет древние корни. Президент Российской Федерации в момент принятия присяги перед народом кладёт правую руку на Конституцию РФ в знак того, что он клянется соблюдать основной закон страны и являясь гарантом Конституции обещает защищать всех граждан РФ. Правая рука в данном случае символизирует честность и открытость.
Задание 15.
10.1. Запиши название района города, в котором ты живёшь.
10.2. Что изображено на гербе твоего города?
Как называется главная площадь твоего города? Какие памятники истории и культуры находятся в твоём городе (укажи не менее трёх)? Напиши об одном из этих памятников.
Пояснение.
Пример:
10.1. Казань.
10.2. На гербе Казани изображены дракон, земля, корона, казанская шапка.
Главные площади Казани — это площадь Свободы и площадь Тысячелетия. В Казани есть такие памятники истории и культуры, как Казанский кремль, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф. Мечеть Кул-Шариф — один из крупнейших мусульманских храмов в Европе.