Найти тему

ЦЕННАЯ НАХОДКА

Многие исследователи сожалеют, что не находят самых ценных документов, повествующих о военной службе нижних чинов – послужных списков. И, действительно, какая ещё бумага содержит столько информации!

Однако любые документы имеют свою специфику, в том числе и послужные формулярные списки. И, чтобы их отыскать, это (как не покажется странным) нужно ещё «заслужить»!
Во-первых, надо понимать, что такого рода документы в 1-й половине XIX века составлялись в основном «под конкретный случай». Например, под увольнение в бессрочный отпуск или награждение.
Во-вторых, из-за этой специфики они и откладывались в определённых местах.

Что это значит?
Главное, что стоит усвоить - списки, повествующие о военной биографии нижних чинов, велись в полковых канцеляриях. Составляли их писаря под непосредственным контролем полковых адъютантов. До 1864 года, т.е. до появления военного чиновника в губерниях, списки хранились в полковых архивах, после чего местом их хранения стали Управления Губернского (а затем и Уездного) Воинского Начальника.
Я уже писал о сложности работы в РГВИА, но теперь необходимо сделать пояснения.

В областных архивах скрыт громадный пласт информации о нижних воинских чинах.
Почему скрыт? Потому, как не существует единой алфавитной базы учёта персоналий.
А почему её не существует? Из-за специфики оформления дел (и, соответственно, сложности поиска). Например, на награждение некоего Ивана Петрова знаком отличия Св. Анны заводится одно дело, и в заголовке так и пишется «дело о награждении рядового Ивана Петрова». Кто такой, этот Иван Петров? Как его фамилия? Откуда он родом?
Из заголовка ничего не понятно и не следует. И таких дел – сотни! Просматривать их всех подряд? Порой на это не хватит времени и сил.
Это называется «генеалогическая шелуха», или «руда». Труд генеалога подчас сродни золотодобытчику. Чтобы добраться до грамма золота в этой руде, приходится порой перелопачивать тонны «мусора». Как результат КПД (коэффициент полезного действия) неумолимо стремиться к нулю.
Тем не менее, у кого хватает времени и сил, может быть в конце концов вознаграждён за свой труд.
Так, в фонде Рязанского Губернского Правления нашлось дело «По рапорту Раненбургского Градоначальника о награждении рядового Семёна Умонцева знаком отличия Св. Анны».

-2

16-го декабря 1857 года Раненбургский Городничий Чаплыгин ходатайствовал перед Рязанским Гражданским Губернатором о награждении его, т.к. Умонцев «узаконенные лета на получение знаком отличия Св. Анны выслужил» .

К рапорту были приложены «формулярный о службе его и именной список», из которого мы узнаём, что 50-летний рядовой Семён Умонцев - уроженец Воронежской губернии, Острогожского уезда, слободы Белогорье из казённых крестьян.

-3

Был принят в рекруты 6-го ноября 1836 года.
С
16-го мая 1836 года служил рядовым в Куринском Егерском полку на Кавказе.
18-го октября 1845 года переведён в военно-рабочую № 21 роту (затем – горно-рабочая рота при сребро-свинцовом заводе).
21-го ноября 1853 года выключен в Воронежскую внутреннюю стражу.
26-го февраля 1854 года зачислен во II-й разряд с прикомандированием к Воронежскому Гарнизонному Батальону.
30-го июня 1854 года выключен в Данковскую Полицейскую Команду.
9-го октября 1854 года переведён в Раненбургскую Полицейскую Команду.
Во-первых, мы находим в деле ценнейший источник – послужной формулярный список с подробностями военной биографии нижнего чина.
Во-вторых, мы обнаружили в Рязанской губернии «чужака» - уроженца соседней, Воронежской губернии. Может быть, кто-то долгое время безнадёжно искал его следы.
А он тут, «под боком»!