СССР практически полностью обеспечивал свои потребности в строительной и дорожной технике, не были исключением экскаваторы – важнейшие машины в строительстве. В 70-е годы советская промышленность выпускала свыше 35 тыс. одноковшовых экскаваторов в год. Одним из основных производителей экскаваторов в ту пору был киевский ордена Трудового Красного Знамени завод "Красный экскаватор". Это предприятие в 1956 году первым в отрасли начало массовое производство гидравлических неполноповоротных экскаваторов Э-153 на базе колесного трактора МТЗ-2.
Позднее на предприятии освоили выпуск полноповоротных гидравлических экскаваторов. Первым в серию пошел гусеничный 11-тонный экскаватор третьей размерной группы Э-5015. Первый образец этой машины изготовили в 1967 году, в дальнейшем производство экскаватора осуществлялось в небольших объемах.
Широкое внедрение в массовое производство полноповоротных экскаваторов с гидроприводом в Советском Союзе было осуществлено только в первой половине 70-х годов на основании директив XXIV съезда КПСС по IX пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР в 1971-1975 гг. В начале 70-х годов их производство было освоено на Калининском, Ленинградском и Ковровском экскаваторных заводах, а также на заводе "Красный экскаватор".
В 1971-1972 гг. завод "Красный экскаватор" создал опытные образцы гидравлических экскаваторов четвертой размерной группы – колесного ЭО-4321 и гусеничного ЭО-4123. Для своего времени они имели весьма прогрессивную конструкцию. Ларчик совершенства этих машин открывался просто: по свидетельству очевидцев, сотрудников ВНИИСтройдормаш, как и в случае с Э-5015, эти модели были успешно скопированы с зарубежных аналогов.
Поворотная платформа ЭО-4321 и ЭО-4123 была унифицированной, основное различие состояло в ходовой тележке. В конструкции этих экскаваторов был применен целый ряд новых решений. Так, на экскаваторе ЭО-4321 привод каждого колеса осуществлялся от индивидуального гидромотора, что в сочетании с широкопрофильными шинами низкого давления и двухскоростными редукторами, встроенными в ступицы колес, обеспечивало большой диапазон регулирования скоростей, высокие тяговые характеристики и отличную проходимость. Кроме того, на этом экскаваторе были установлены выносные гидроопоры и бульдозерный отвал (также, выступавший в роли опоры при выполнении экскавационных работ). Наличие бульдозерного отвала расширяло универсальность машины.
Экскаватор ЭО-4123 имел гусеничный ход тракторного типа, который был значительно долговечнее обычного экскаваторного гусеничного хода с литыми башмаками и гребневым зацеплением, а также улучшал устойчивость и проходимость. Привод гусениц осуществлялся от низкомоментных гидромоторов и бортовых редукторов. Применение сервоуправления значительно уменьшало усилие на рукоятках управления до 1-1,5 кгс.
Силовая установка этих экскаваторов состояла из дизеля СМД-15Н мощностью 80 л.с. и сдвоенного гидронасоса. Давление в гидросистеме составляло 25 МПа. Рабочее оборудование включало ковши обратная лопата емкостью 0,65 и 1 м3, прямую лопату и грейфер. Масса каждого из этих экскаваторов составляла 18,5 т.
Первые промышленные партии ЭО-4321 и ЭО-4123 были изготовлены в 1972 году. Однако до массового производства гусеничной версии дело так и не дошло. А вот колесный вариант ЭО-4321 выпускался крупносерийно и стал одной из наиболее знаковых машин на стройках Советского Союза.
Важно отметить, что переход к массовому производству экскаваторов с гидроприводом потребовал существенной перестройки промышленности, причем не только в отрасли строительно-дорожного машиностроения. С целью освоения выпуска элементов гидропривода были организованы соответствующие производственные участки, и даже заводы в структуре Минстройдормаша. В содружестве с Миннефтехимпромом был решен вопрос организации производства гидравлических жидкостей. Министерству химической промышленности был поручен выпуск рукавов высокого давления и различных уплотнений. Станкостроителям предстояло освоить новую номенклатуру станков и технологических линий по производству элементов гидропривода. Увы, не все проходило гладко. Отрасль строительно-дорожного машиностроения, не входившая в круг приоритетных, финансировалась по остаточному принципу. Не удовлетворялась потребность заводов в технологическом оборудовании, в качественных материалах (в первую очередь, сталях требуемых марок) и комплектующих и т.п. По этой причине затягивалось внедрение в производство прогрессивных машин.
Освоив за годы IX пятилетки полную линейку гидравлических экскаваторов (II-IV размерных групп), предусмотренных типажом, разработанным Минстройдормашем, в последующие годы (с середины 70-х и до начала 90-х годов) предприятия министерства вкупе с головным отраслевым НИИ сосредоточили свои основные усилия на текущей модернизации серийных машин. Многие модели гидравлических экскаваторов выпускались с почетным пятиугольником - Государственным Знаком качества. К сожалению, со временем реальная работа по созданию новых машин стала подменяться гонкой за Знаком качества. В эту гонку были вовлечены все причастные к присвоению пресловутого пятиугольника НИИ и предприятия Минстройдормаша. Справедливости ради надо признать, что Знак качества не раздавался просто так налево направо. Его присваивали только машинам, обладающим более высокими техническими параметрами и лучшим качеством. С погоней за Знаком собственно и была связана регулярная модернизация техники. Почетный пятиугольник присваивался на определенный период. После чего происходила переаттестация, и если за этот временной промежуток экскаватор не приобрел какие-то дополнительные потребительские качества, то он лишался Знака качества. В итоге это выливалось в недополучение заводом-изготовителем весомых денежных средств за произведенную технику. В свою очередь, присвоение Знака качества сулило дополнительные денежные бонусы и заводам и НИИ.
"Красный экскаватор" добрый десяток лет выпускал без изменений экскаватор ЭО-4321. Лишь в первой половине 80-х годов предприятие модернизировало эту достаточно успешную модель, на смену ей пришла ЭО-4321А. Кардинальных изменений этот экскаватор по сравнению с предшественником не претерпел. Все внедренные новации были нацелены на повышение надежности и производительности машины. В частности, для увеличения усилия копания и уменьшения массы экскаватора была изменена конструкция механизма поворота ковша, упрощен механизм поворота платформы, применено безнасосное опускание стрелы и т.д. Также, у модернизированной машины существенно возросло количество сменных рабочих органов и применена моноблочная стрела взамен составной. Экскаватор ЭО-4321А был аттестован на Государственный Знак качества.
В 1986 году был принят к производству экскаватор ЭО-4321Б. Основными задачами при модернизации являлись дальнейшее повышение производительности, снижение удельной металлоемкости и энергоемкости, увеличение ресурса, улучшение условий работы машиниста. От прежней модели модернизированный экскаватор отличали: более мощный двигатель СМД-17Н (100 л.с. вместо прежних 80 л.с.); ковш обратной лопаты номинальной вместимостью 1 м3; гидроцилиндр ковша увеличенного диаметра; усиленная конструкция стрелы, рукояти и ковша обратной лопаты; измененная ходовая рама, позволившая улучшить устойчивость экскаватора, а также уменьшить его габарит по ширине и т.д.
Годовые объемы выпуска экскаватора ЭО-4321Б составляли порядка 1200-1300 единиц.
В 1990 году планировалась поставка на серийное производство очередного модернизированного варианта – ЭО-4322. У этой машины была повышена глубина копания обратной лопатой на 7-15%, увеличена вместимость ковшей на 20-25%, на 7% снижен удельный расход топлива, производительность выросла на 17%. Серийно этот экскаватор не выпускался.
В 1991 году завод "Красный экскаватор", переименованный в "Атек", начал выпуск экскаватора ЭО-4321В, по своим основным характеристикам не отличавшийся от ЭО-4321Б. В дальнейшем этот экскаватор производился под маркой "Атек" вплоть до конца 2000-х годов, когда завод прекратил свою деятельность по причине банкротства.
Автор статьи выражает признательность за оказанную помощь в сборе материалов бывшим сотрудникам ВНИИСтройдормаш Корнюшенко С.И., Кириллову Г.В. и Чадину С.В.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!
Ниже несколько ссылок на другие статьи, посвященные истории советского экскаваторостроения.