В расписании появятся «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)». Похожие есть и сейчас, но учебную программу скорректируют.
Бойцы в роли военруков и виртуальные тренажеры
Как и ранее на уроках ОБЖ, дети продолжат изучать основы безопасности в быту и общественных местах, базовые медицинские навыки. Однако в рамках курса «Основы безопасности и защиты Родины» с 1 сентября введут новые модули: «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» и «Военная подготовка. Основы военных знаний».
Предмет будет преподаваться с 8 по 11-й класс. По желанию школ его можно вводить и с 5-го, но только там, где это направление является предпрофильным, например, для «кадетских» или «полицейских» классов. Любопытно, что программа предусматривает практические интерактивные занятия с использованием тренажеров и виртуальных моделей по обучению управления беспилотниками.
Айбулат ХАЖИН, председатель Комитета Госсобрания – Курултая РБ по науке, образованию, культуре, молодежной политике и спорту отметил, что военруками в школах могут стать наши бойцы, которые возвращаются с передовой СВО. Для этого им нужно пройти обучение на специальных курсах повышения квалификации или переподготовки, программа которых сейчас разрабатывается.
Робототехника, животноводство и не только
Что касается предмета «Труд (технология)», им будут заниматься ученики с 1 по 9-й класс: в 1 – 4-м классах один час в неделю (135 часов суммарно), в 5 – 7м – два часа в неделю (68 часов в целом), в 8-9-м классах – по одному часу в неделю (всего 34 часа). В предмет включат как обязательные, так и вариативные модули.
По словам председателя Госсобрания – Курултая РБ, первого заместителя
Секретаря регионального отделения «Единой России»
Константина ТОЛКАЧЕВА, сегодня в школах нет единой программы по урокам труда: гдето ребята получают только бытовые навыки, а где-то изучают робототехнику. Но с нового учебного года в число модулей, обязательных для учеников 5 – 9-х классов, войдут: «Производство и технологии», «Робототехника», «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
Появятся и модули на выбор – это «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
- Например, сельские школы в рамках вариативного модуля могут преподавать основы животноводства и растениеводства. Предмет дает практические навыки, готовит детей к жизни, помогает определиться с будущей профессией, – добавил Константин Толкачев.
Как сообщил Айбулат Хажин, федеральная рабочая программа по предмету «Труд (технология)» еще не утверждена. На региональном уровне предстоит проработать, насколько школы республики готовы к введению новых предметов – и с точки зрения материально-технической базы, и с точки зрения учебно-методической составляющей. Учителя также должны подготовиться к скорректированной программе. Депутаты башкортостанского парламента держат эти вопросы на контроле. Так, на днях в Госсобрании провели круглый стол, посвященный данной теме. На нем разработали конкретные рекомендации в адрес Министерства образования и науки РБ, районных отделов и управлений в сфере образования.
Интересно, что уроки труда с 1 сентября не будут строго разделяться для мальчиков и девочек. Делить ли учеников на подгруппы, будут решать сами школы и родители, сообщила замминистра просвещения РФ Татьяна ВАСИЛЬЕВА. Доступ к урокам, по ее словам, должны иметь все желающие. Если мальчик, к примеру, захочет изучать тонкости кулинарии или шитья, а девочка решит научиться стрелять, такая возможность у них будет. И это правильно, ведь чем больше навыков получат юноша или девушка, вступающие во взрослую жизнь, тем лучше они смогут адаптироваться к растущим требованиям современного мира.
Анастасия ЗИНОВЬЕВА