Узмень — так называется на Псковщине юго-восточная часть Чудского озера. В историю России она вошла тем, что здесь ранней весной 1242 года новгородский князь Александр Невский со своей дружиной наголову разбил отборное войско немецких псов-рыцарей. Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», вероятно, помнят финал ледового побоища — лёд под тяжестью вражеской конницы, закованной в железные латы, начал трескаться, и сотни иноземных захватчиков в полном боевом снаряжении вместе с оружием пошли на дно Чудского озера. Исторические летописи подтверждают этот факт. Вот почему уже длительное время Узмень привлекает внимание советских археологов.
Нынешней зимой в этой части Чудского озера работала археологическая водолазная экспедиция Академии наук СССР. Методически, квадрат за квадратом изучала она рельеф озёрного дна и всё, что на нём находится. Совершенно неожиданно на пятнадцатиметровой глубине водолазы обнаружили затонувший небольшой грузовой колесно-лопастный пароход. На палубе они увидели две малокалиберные зенитные пушки и повалившуюся дымовую трубу. Носовая часть сильно помята и имеет продольную трещину. Сняв паутину водорослей с верхней носовой части судна, водолазы прочитали название парохода «Тобол», выведенное большими белыми буквами.
Из капитанской рубки извлекли на поверхность небольшой металлический герметичный сейф. Вскрыв его, археологи увидели советские деньги довоенного образца, вахтенный журнал и другие судовые документы. В вахтенном журнале довольно-таки отчётливо сохранилась последняя запись:
«16 августа 1944 года в 4 часа утра на западном эстонском берегу у острова Пийрисаар сухогруз «Тобол» десантировал роту автоматчиков. Высадка десанта прошла без потерь. Возвращаясь па восточный берег за очередной группой советских войск, «Тобол» натолкнулся в тумане на немецкий сторожевой корабль. Пришлось вступить в бой. Прямым попаданием вражеских снарядов и осколками повалена дымовая труба, выведены из строя обе зенитные пушки. В корпусе судна много пробоин. Обнаружена сильная течь. Положение безвыходное. Идём на таран. Главный старшина А. Морозов».
Каким образом грузовой пароход «Тобол» оказался на Чудском озере? По архивным данным Псковского озерно-речного пароходства судна с таким названием в пароходстве никогда не значилось. Более достоверна и убедительна такая версия. Летом 1944 года на восточном берегу Чудского озера у устья реки Желчи сосредоточилось свыше 100 тысяч советских воинов с оружием, боевой техникой и снаряжением. Эта войсковая группировка предназначалась для высадки на западный эстонский берег, чтобы начать освобождение Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков. Для успешного проведения десантной операции Ставка Верховного командования приказала перебросить с Финского залива по реке Нарве в Чудское озеро бронекатера Краснознамённого Балтийского флота, а также несколько десятков малотоннажных пассажирских, грузовых и рыболовецких судов. Вполне допустимо, что в их числе был и грузовой пароход «Тобол».
Чудская десантная операция началась в 4 часа утра 16 августа 1944 года. Запись в вахтенном журнале «Тобола» по времени совпадает. В сводке Совинформбюро за 18 августа 1944 года коротко сообщалось, что во время форсирования Чудского озера советское транспортное судно таранило и потопило немецкий сторожевой корабль. Очень вероятно, что этим судном и был сухогруз «Тобол».
А пока грузовой пароход «Тобол» лежит на дне Чудского озера. О судьбе его экипажа никаких сведений нет. Не исключено, что кто-то из участников или очевидцев этого отчаянного и отважного поединка остался в живых. Так, много лет спустя, приоткрылась ещё одна неизвестная страничка героической летописи Великой Отечественной войны, свидетельствующая о беззаветном мужестве советских людей, готовых в нужную минуту пойти на самопожертвование.
Е. АЛЕКСАНДРОВ (1985)