Более ста лет назад Фредерик Уинслоу Тейлор в своих «Принципах научного менеджмента» (1911) провозгласил победу научного менеджмента над «грубой эмпирией». Это означало поворот в сторону эры профессиональных менеджеров – тех, кто руководит не потому, что наиболее опытен, много видел, знает, и обтёсан методом проб и ошибок, а потому, что научен умениям и навыкам рационального менеджмента. Менеджер-от-науки в тейлоровской традиции приходит к выбору наиболее оптимальных альтернатив не наощупь, а с помощью известного управленческого инструментария. Со временем стало понятно: чтобы овладеть таким инструментарием во всей полноте, нужно учиться на менеджера целенаправленно. Развитие управленческого образования в России увенчалось появлением и стабильным упрочением позиций на вузовском рынке уже теперь классических направлений подготовки: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».
Без диплома не поруководишь. Монополизация управленческой деятельности
Сегодня профессия управленца монополизирует определенную нишу на рынке труда таким же образом, каким в ранние, дотейлоровские времена, это делали сословия. Например, прежде монополию на государственные должности имели дворяне. Сегодня профессиональные группы монополизируют такие же ниши на рынках труда: диплом о высшем образовании управленца стал инструментом монополизации управленческой деятельности в высших эшелонах госслужбы, местного самоуправления, на уровне топ-менеджмента государственных и муниципальных организаций, крупных производственных компаний. Без такого диплома вы не сможете занимать руководящие должности просто по факту того, что этого не допускает единый квалификационный справочник либо профессиональный стандарт – обязательные к исполнению документы.
В порядке вещей, что мы не доверяем своё здоровье людям без диплома врача. Как в своё время стало понятным, что недостаточно самостоятельно освоить учебник «Как провести анализ мочи на кухне», чтобы считаться профессиональным медиком, так в настоящее время становится всё более очевидным, что самообразования, интуиции и таланта не вполне достаточно, чтобы называться менеджером. Нужно ещё уметь владеть «управленческими скальпелями»: теорией коммуникации, теорией организации, теориями мотивации, социальной инженерией, социальными технологиями и т.д. и т.п. Фрагментарное, несистемное либо исключительно интуитивное размахивание этими инструментами может привести к необратимым последствиям, прежде всего для тех, кто доверился подчиняться такому лихому дилетанту.
Гигиена подчинения. Хотим работать с профессионалами
Именно развитие гигиены подчинения – стремления работать с профессиональными, эмпатичными менеджерами, а не с рубящими с плеча «опытными хозяйственниками» – двигает вперёд культурный авторитет высшего образования в области социального управления. Несомненно, гигиена подчинения будет развиваться только там, где существует высокая горизонтальная мобильность: есть достаточно широкий выбор места работы и конкуренция. Отсюда не стоит удивляться, что наибольший культурный авторитет дипломированные управленцы имеют в крупных городах и мегаполисах.
Да, нужно знать производство. Пример МГРИ
Столичное управленческое образование при всём при этом должно уметь отвечать на пока еще весьма актуальную претензию из разряда «Нельзя стать тренером, если сам не был игроком». Носители такой претензии требуют от менеджеров знания производственных процессов, умения и навыков выполнения технических функций. Какой же ты руководитель, если не прошел весь путь от станка до кабинета директора?.. Наиболее адекватный ответ на подобные выпады даёт управленческое образование в профильных вузах. Здесь готовят не менеджеров-для-всего, а управленцев в конкретной области. Глядя на образовательные программы МГРИ «Менеджмент» и «Управление персоналом», которые ориентированы на вполне определенную управляемую подсистему (минерально-сырьевой комплекс России), можно увидеть, что управленческое образование способно не создавать, а, наоборот, сокращать ментальную дистанцию «между менеджментом и производством».
Главное – не быть в отрыве от управляемого объекта
Стать тренером, если не был профессиональным игроком, безусловно, можно. Перед нашими глазами примеры выдающихся футбольных менеджеров Жозе Моуринью, Карлоса Альберто Паррейры, Арриго Сакки и других. Есть один нюанс – да, они не были профессиональными игроками, но они всегда были в футболе.
Если вы обучаетесь на менеджера, при этом со студенческой скамьи погружены в атмосферу минерально-сырьевого комплекса – проходите практику на его предприятиях, изучаете их внутреннюю среду, анализируете управленческие процессы на этой базе, – то едва ли по получении диплома вас сможет поставить в тупик упрёк в незнании производственных процессов.
А вот приобретённые именно в рамках основной деятельности компетенции по планированию, организации, мотивации, контролю распределения ресурсов будут с вами навсегда. Опыт их приложения к конкретному управляемому объекту и составит вашу управленческую уникальность и востребованность у всё более чистоплотных и по делу взыскательных подчинённых.
Доцент МГРИ,
кафедра производственного и финансового менеджмента, кандидат социологических наук
Никита Стариков