Найти тему

Понятие франшизы. Виды, типы, особенности

Оглавление
Понятие франшизы
Понятие франшизы

«Секрет успеха в мире франшиз скрыт не там, где вы ожидаете – узнаем в конце.»

Франшиза – это вид коммерческой деятельности, при которой одна компания (головная) предоставляет другой (партнеру) право на ведение бизнеса под своим брендом. Это позволяет использовать уже проверенную бизнес-модель и бренд, что снижает риски и увеличивает шансы на успех. Франчайзер, в свою очередь, получает плату за лицензию и часто процент от продаж.

В сущности, это не просто бизнес-модель, это отношения, основанные на доверии и унификации, подобно браку… только в коммерческом мире.

Объединяет головную организацию и филиалы, гарантируя постоянное развитие и передачу опыта.

Развивались начиная с древнего Китая до современных глобальных сетей в США.

1. Макдональдс: от одного ресторана до мировой сети.

2. КФС: уникальный рецепт успеха.

3. Зингер: начало эры франчайзинга на рубеже 19-20 веков.

4. «Додо Пицца»: российский пример успешного франшизного бизнеса.

Подробнее об инновациях на российском рынке в 2024 году можно почитать в статье на нашем канале.

Выделяют следующие типы:

  • Исключительная: на закрепленной территории никто другой открываться более не может, в т.ч. головная организация.
  • Неисключительная – рядом (обычно указывается радиус) могут появляться другие филиалы.
  • Мастер-франшизы: включают право на управление несколькими точками в закрепленной территории, в т.ч. в отдельно взятой стране.

Виды франшиз:

  • производственная – производит новый продукт,
  • сервисная – сфера услуг,
  • товарная – продажи товаров (зачастую по сути, это расширенная дистрибуция).

Подробнее об этом понятии можно почитать в монографии: «Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста», авторы Д.Вахитов и О.Васильева. Там рассматриваются способы увеличения размеров и прибыли через построение сети филиалов или продажу франшизы. Авторы обсуждают вопросы эффективного создания и продвижения франшизы, предлагаются конкретные пошаговые алгоритмы тиражирования, приводятся типичные ошибки.

Согласно последним статистическим данным, в мире насчитывается более 30000 франшизных брендов, а общий оборот этого бизнеса в мировой экономике около 1 триллион долларов США, что подчеркивает его глобальное значение со средним ростом по 4.2% в 2023 году. ВВП франшиз в общемировой экономике составляет порядка 3%.

В России же порядка 3000, однако их качество зачастую не на высоте.

«Франшиза – это как свидание вслепую, только вы уже знаете, что у вас будет на ужин.»

Примеры рейтингов франшиз в российском сегменте можно найти, например, на таких площадках, как: topfranchise.ru/ или beboss.ru. Не забывайте использовать фильтры: размер инвестиций, количество филиалов или отзывов, наличие финансового плана, отнесение к разделу «проверенные» и т.п.

В мировом сегменте по данным сайта inveboss.com/ru, лучшими франшизами 2023 стали Taco Bell, Subway, KFC, 7-Eleven, Pizza Hut, H&R Block, и напротив антирейтинг достался Quiznos и Cold Stone Creamery.

По моему мнению, секрет успеха заключается в их способности адаптироваться и развиваться под разные этапы развития цивилизаций. Подобно живым организмам, успешные франшизы постоянно эволюционируют, сохраняя при этом свою ДНК.

☎Подписывайтесь на наш канал и повышайте свою экспертность! Если у вас остались вопросы, обращайтесь за консультациями по оценке, запуску и упаковке франшизы к руководителю Академии Франчайзинга Панкратову Владимиру по номеру: 89209382520. Больше полезной информации на сайте: академия-франчайзинга.рф