Найти в Дзене
Финансовая культура

Как заемщики хотели списать долги в МФО с помощью жалоб в Банк России, и почему у них не получилось

В 2023 году заемщики прислали в Банк России тысячи однотипных заявлений, в которых требовали пересчитать их долги перед микрофинансовыми организациями (МФО). Люди уверяли, что им навязали дополнительные услуги и начислили лишние проценты. Причем жалобы были составлены по одному шаблону. В результате проверки регулятора нарушения со стороны МФО не подтвердились. А некоторые люди вообще никогда не получали займы в организациях, на которые жаловались.

Как так вышло?

Поводом для массовых обращений в Банк России стали предложения недобросовестных блогеров списать «лишние» долги в МФО. В частности, «защитники прав заемщиков» утверждают, что МФО всегда по умолчанию включают в сумму займа стоимость ненужных дополнительных услуг. И если написать «правильное» заявление кредитору, а затем пожаловаться регулятору, то переплату можно вернуть — МФО пришлет деньги прямо на карту.

На примере крупных МФО эти блогеры показывают, в какой раздел сайта зайти, чтобы отправить заявление о пересчете долга. А также предлагают скачать готовые шаблоны обращений в финансовую организацию и в Банк России.

В результате некоторые люди стали отправлять претензии в те компании, которые фигурировали в инструкциях.

Их действия ожидаемо не привели ни к каким результатам — заемщики просто потеряли время. Но некоторые в надежде на пересчет задолженности переставали гасить заем. На их долг набегали не только проценты, но и штрафы за просрочку.

Как происходит на самом деле?

МФО действительно нередко предлагают заемщикам подписки на самые разные платные сервисы — от СМС-информирования и страхования до юридических услуг и телемедицины. Но даже если человек согласился на них при оформлении займа, в течение 30 дней он вправе от них отказаться.

Куда писать, если подключили ненужные услуги?

  • Заявление об отмене сервиса необходимо подавать в компанию, которая предоставляет ненужные услуги. Например, юрфирме, медцентру или страховщику.
  • Если же она не вернет деньги, то можно требовать возврат от МФО. Сразу обращаться к кредитору нужно, только если заемщика присоединили к коллективному договору.
  • Если ни кредитор, ни его партнеры не реагируют на обращение, нужно жаловаться финансовому омбудсмену. Он обяжет финансовую организацию вернуть деньги заемщику.

Но даже когда МФО или ее партнеры возвращают плату за отмененные допуслуги, долг по кредиту не уменьшается автоматически. Заемщику нужно или внести полученные деньги на кредитный счет и оформить частичное досрочное погашение займа. Или просто продолжать платить по графику, который прописан в кредитном договоре.