Найти тему
LadyBusiness

Все о покупке готового бизнеса: как распознать кота в мешке и на что обратить внимание?

Оглавление
Каждый открывает свое дело из разных мотивов: кто-то чтобы работать самому на себя, а не на дядю, кто-то чтобы создать прекрасное пространство, которое будет радовать клиентов, а кто-то, чтобы зарабатывать.

С точки зрения заработка готовый бизнес намного выгоднее, чем свое дело с 0 и вот почему:

  • не нужно заморачиваться с ремонтом- все уже готово и по сниженной стоимости
  • стоимость вложений- готовое продается по цене бу, срок окупаемости маленький
  • время – в готовом бизнесе зарабатываешь сразу, работа уже налажена
  • клиенты – уже есть хоть какая-то база и соц.сети, стабильный денежный приток
  • команда - знает, умеет и любит свою работу

Конечно, есть и минусы:

концепция и ремонт могут не соответствовать вашим представлениям об идеальном бизнесе. Придется много работать с командой, со многими прощаться, быть строгим и неудобным, продвигать и отстаивать свои правила. Реанимировать репутацию, вкладываться в маркетинг и текущий ремонт.

Но это однозначно проще и быстрее, чем создавать с 0. В статье рассказала о своем опыте приобретения салона красоты и создании с 0 второго филиала.

Перед покупкой важно оценить масштаб работ и все риски. Я не рекомендую безоговорочно доверять бизнес-брокерам (у них есть свой интерес), а все проверять самостоятельно.

  1. отзывы. И лучше только негативные. Так можно оценить слабые места бизнеса и понять, в силах вы с ними справиться или нет и сколько времени и средств понадобится на восстановление репутации.
  2. тайный покупатель. Заранее подготовьте чек-лист проверки, чтобы шпион знал на что обратить внимание. Как работают с клиентом, как отвечают на звонки/сообщения, как оказывают услугу и какого качества продукт, какая наполненность зала и состав команды в моменте.
  3. финансовые показатели: внутренний финансовый отчет и подтверждающие документы: если это ООО, то все фин.показатели будут на сайтах проверки контрагента, если ИП, то запросите декларацию.
  4. перспективы: команда, клиентская база, соц.сети, заполненность, возвратность, фин.модель.
  5. инвентаризация: запросите у собственника перечень всех активов с их остаточной стоимостью и датой приобретения, материальные и нематериальные, товарный остаток.
  6. системность: проверьте, есть ли в бизнесе система управления, система контроля качества, система найма и адаптации сотрудников, маркетинговый план, инструкции и регламенты для каждой должности, CRM и программы учета.

Последний пункт- это важнейший аспект, именно он делает бизнес готовым и стоимость его будет высокая, даже если он убыточен.

Участие собственника в таком бизнесе минимальна и если вы видите причину убытка, то системный бизнес очень легко и быстро можно вывести в хороший пассивный доход.

Далеко не у всех бизнесов есть показатели из списка. В этом случае нужно идти на переговоры, постараться проверить другими методами.

Готовый бизнес- это всегда рулетка и с этим нужно просто смириться. Показатели из списка помогут ограничить риски и оценить свои силы. Но предоставить хотя-бы половину списка могут лишь единицы. Поэтому перед покупкой рекомендую обратиться к независимому специалисту, у которого был опыт подобных сделок.